По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий возглавил делегацию Русской
Православной Церкви на Святую Гору Афон. Она приняла участие в торжествах,
посвященных 1700-летию со дня преставления великомученика и целителя
Пантелеимона. С Его Высокопреосвященством митрополитом Сергием беседует
корреспондент газеты "Воронеж Православный".
— Владыка, поделитесь с читателями Вашими впечатлениями о поездке на Афон.
Встреча со Святой Горой — какой она была?
— Я второй раз побывал на Афоне, мне было очень интересно посмотреть, что
изменилось, а изменения произошли, и, слава Богу, в позитивную сторону.
Когда 27 лет назад, в 1978 году, мы посетили Афон с делегацией во главе с
митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом, на всем Афоне было около
500 монахов и все находилось в каком-то запущении духовном и физическом,
хотя теплилась молитва, теплилась преемственность афонская…
Теперь, в наше время, на Афоне более 2,5 тысячи монахов.
Для Свято-Пантелеимонова монастыря эта цифра, конечно, не предел, потому что
в лучшие времена в русских обителях было до 5 тысяч насельников. Сейчас в
нашем русском монастыре подвизается 70 человек братии. Они несут послушания
в Свято-Пантелеимоновом монастыре, в Старом Руссике и в Ксилургу — это скит,
в котором в XI веке появились первые монахи из России...
На меня произвело большое впечатление, что братия действительно занимаются
духовной жизнью. В нашем монастыре в отличие от других они активно сочетают
работу духовную (нравственную) и физическую, потому что не хватает трудников,
не хватает паломников, не хватает людей, которых нанимают на работу, и
поэтому братия — в основном это молодые люди — несут такого рода послушания.
Конечно, меня очень порадовало тесное сотрудничество с Российским
консульством в Салониках: консульство не только опекает наш монастырь, но и
заботится о паломниках, которые официально по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прибывают в монастырь.
Мне хотелось отметить, что на Афоне везде ведется реставрация. И отрадно,
что лежащий в руинах храм почувствовал свое дыхание. Даже храм, где
находится знаменитая икона «Достойно есть» в Карее, стоит в могучих лесах,
его подпирают металлические балки.
Мы постоянно испытывали чувство духовного просветления, когда посещали
монастыри — и наши, и греческие. Во время беседы с руководством этих
монастырей мы ощущали радостную надежду на обновление мира, на обновление
Афона… 27 лет назад это была скорее память о втором пришествии, больше
присутствовала и память о кончине мира. Такой радости духовной тогда не
было.
— Центром празднеств стал русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, где
находятся мощи святого великомученика и целителя. Расскажите об этих
торжествах…
— На празднике, посвященном 1700-летию со дня преставления святого
великомученика Пантелеимона, собрались представители всех 20 святогорских
монастырей. Приехали губернатор Афона, чрезвычайный и полномочный посол
России в Греции и чрезвычайный и полномочный посол Украины в Греции. Послы и
наш консул в Салониках пробыли на Афоне несколько дней и молились за
богослужениями наравне со всеми паломниками.
Ну и конечно, я думал, что это только для нас, вновь прибывших, было
испытание — всенощное бдение, которое продолжалось 17 часов. Мы начали
служить в 7 часов вечера по афонскому времени (наше — половина пятого), и
закончилось богослужение на следующий день пополудни.
Для меня очень удивительно было, когда я читал предначинательный 103-й
псалом на вечерне и потом греческий хор стал петь этот псалом нараспев. Это
пение продолжалось час двадцать. По-гречески «Богородице, Дево, радуйся»
поется 40 минут — естественно, для нас это непривычно и очень тяжело… Нужно
собраться с мыслями, с душевными силами, чтобы продолжить молитву.
На праздничном богослужении в Новом Руссике нас было 4
епископа. Мне сослужили епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан,
епископ Прокопьевский Амвросий и епископ Павел (Константинопольский
Патриархат, он сейчас на покое). И за всенощной, и за Литургией молился
епископ Петр из США (Русская Православная Церковь Заграницей). Владыка
Читинский и Забайкальский Евстафий молился в Старом Руссике.
Необычно совершалась лития, она была очень длинной — Владыка Амвросий,
викарий Кемеровской епархии, епископ Прокопьевский, то уходил на стасидии,
то снова возвращался в центр… После 6-й песни канона мы торжественно
совершили акафистное пение великомученику Пантелеимону. Полиелей был на
утрене — где-то часа в 3 ночи по-афонски.
После всенощного бдения все-таки был часовой перерыв, затем началась
четырехчасовая Литургия. Причащались все паломники, которые там
присутствовали. Для нас было очень необычно не видеть на богослужении женщин
и обращаться к молящимся только «братия». По окончании Божественной литургии
был совершен крестный ход со святынями монастыря вокруг храма с молебным
пением, с чтением Евангелия.
За праздничной трапезой были зачитаны приветствия Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Смоленского и
Калининградского Кирилла, выступили губернатор Афона и послы России и
Украины.
— Первый монастырь, который Вы посетили на Афоне…
— Наш, Пантелеимонов монастырь. А на следующий день началось наше
паломничество по Афону. Нужно отметить, что на Святой Горе теперь сделали
дороги и до всех монастырей можно добраться автомобилем.
За два дня паломничества мы посетили довольно много монастырей. В Карие
получили благословение на паломничество по Афону. Мы видели наши скиты,
которые были до недавнего времени закрыты, — Андреевский и Ильинский.
Посетили Иверон, Ватопед, Пантократор, Симонопетров монастырь.
Мы побывали в Зографе и Хиландаре. Главная святыня сербского Хиландара —
икона Божией Матери «Троеручица», в болгарском Зографе — великомученика
Георгия Победоносца.
Для нас, воронежцев, очень знаменательно, что во всех святогорских скитах и
монастырях есть храмы во имя святителя Митрофана Воронежского. Нужно
сказать, что еще святитель Антоний (Смирницкий), наш местночтимый святой (у
него тоже были очень тесные связи со Святой Горой), в свое время послал на
Афон икону святителя Митрофана, когда еще этот угодник Божий не был
прославлен. Эта икона до сих пор пребывает в храме святителя Митрофана.
Интересная особенность — у каждого храма святителя Митрофана есть
чудотворный источник. В Пантелеимоновом монастыре мы заметили: вода в нем
холоднее, чем в других источниках.
— Как почитают святителя Митрофана на Афоне?
— Каждый день святителя Митрофана поминают на отпусте, поминают наш город
Воронеж. И дважды в день святителя Митрофана поминают на трапезе — утренней
и вечерней. Такая любовь и почитание святителя Митрофана связаны с тем, что
он очень помог русским монахам укрепиться на Афоне. В середине XIX века, в
тяжелые времена русско-турецких войн, был построен Новый Руссик, куда и был
переведен монастырь из Старого Руссика, потому что фактически не осталось
монахов — все думали, что монастырь будет закрыт. И удивительно, что, когда
был создан новый монастырь, святитель Митрофан стал являться и русским
монахам, и греческим и побуждать их быть бдительными — больше молиться. А в
ответ на расспросы, кто он такой, отвечал: «Я Воронежский епископ Митрофан».
Явление святителя Митрофана на Афоне продолжается и в наше время: он ходит
по монастырю и побуждает братию к молитве. И на всей Святой Горе он
считается покровителем афонского монашества.
— А как молятся на Афоне? Продолжительность богослужений — общеизвестный
факт. Что Вы можете к этому еще добавить?
— Никакого большого секрета здесь нет. Чистое сердце и чистая душа — это
единственное условие, которое необходимо, чтобы молитва лилась к Богу, чтобы
Господь слышал эту молитву. И афонцы практикуют в простоте эту молитву.
Каждую неделю они проходят исповедь, это очищает душу человека. Без
благословения на Афоне ничего не совершается — и это тоже настраивает
человека на определенный лад. На все, что необходимо монаху, он должен
испросить благословение. И если это ему полезно — ему благословляется,
неполезно — не благословляется. Поэтому на Афоне все направлено ко спасению.
Я считаю, что сейчас на Святой Горе так резко увеличилось количество
монахов, потому что люди устали от большой секуляризации жизни и ищут
духовный оазис. Также в связи с объединением Европы наметились тенденции
потери национальной культуры и национальных корней. Православие всегда это
сохраняло. Библиотеки на Афоне помогают людям почувствовать и историю, и
причастность к великим традициям — культурной, духовной, которые неразрывно
связаны с Православием. Я думаю, что это все и влечет людей в афонские
монастыри.
Нужно видеть, с каким смирением паломники совершают
паломничество по Святой Горе!.. На Афон приходят люди, которые как бы
отрешились от всего и хотят познать, что здесь самое ценное. И где бы они ни
были, в любом монастыре — греческом или славянском, — эта их настроенность
сказывается. Я нигде не видел таких стремящихся к святости просветленных
лиц, как у этих паломников…
И молитва — это кульминация всего того подвига, который совершается на
Афоне. Естественно, ежедневно отправляется суточный круг богослужений. Кроме
того, нужно успеть вычитать келейное правило, и утренние молитвы, и
вечерние, и акафисты, и каноны…
— А послушания?..
— Каждый брат имеет послушание. Они очень различные: все, что требует
монастырская жизнь, все это охватывается послушанием монаха, начиная с
вождения автомобиля и кончая иконописанием и клиросным послушанием. У
каждого послушание свое. Поэтому очень ценны такой настрой и целостность —
монастырь как бы собирает человека, не дает расползаться, превращает его в
единое целое.
И что в наше время очень ценно — на Афоне нет радио, нет телевидения;
поэтому новости изустные и человек не живет той огромнейшей информацией,
которая сваливается на него в миру, часто подавляет его и не дает
возможности подумать о будущем.
Вот это главное преимущество Афона: все направлено ко спасению человека, все
продумано. В нашем монастыре на ночь отключается электричество — человек
имеет возможность сосредоточиться. В храме электричество только на клиросе.
А так — лампады, свечи. Как сказал один Преосвященный Владыка из нашей
делегации, «их (монахов) Господу нужно поместить в рай уже за то, что они
здесь живут и молятся…».
На Афоне мы были пять полных дней — для нас условия стрессовые: во-первых,
жара, во-вторых, ночные богослужения, а днем — паломничество. Машина, на
который мы ездили, очень современная, со всеми удобствами, но кондиционера
там не было. В такую жару путешествовать на машине — это тоже подвиг… Дороги
не асфальтовые — то петляют, то перепады, то горные перевалы, — и, когда
доезжаешь до монастыря, ничего тебе не хочется: ни есть, ни пить.
Взбираешься по лестнице, входишь в храм — увидел святыни, помолился перед
ними, и никого уже из храма не вытащишь. Вот это реальное действие Святого
Духа, благодати, которые присутствуют в монастыре и подпитывают силы. А
после этого садишься в машину и говоришь: «Ну, братия, поехали еще в
монастырь». И паломничество продолжается…
Очень сильное впечатление произвело на меня возвращение с
Афона: когда мы приехали в Уранополь, наш паром встречало много женщин — жен
паломников. И нужно было видеть выражение их лиц, когда они смотрели на
своих мужей как на святых — они их трогали руками, осязали, плакали…
— Что из афонских святынь будет у воронежцев?
— Слава Богу, мы привезли в Воронеж частицу мощей преподобного Силуана,
нашего земляка. Мы, правда, удивили начальство Свято-Пантелеимонова
монастыря, когда сказали, что это наш святой. «Как ваш? Это наш святой». Мы
объяснили, что село Шовское Лебедянского района, где родился преподобный
Силуан, территориально относилось к Воронежской области, до недавнего
времени это вообще была Воронежская епархия. И для нас, воронежцев, иметь
частицу мощей — большое счастье. Старцы ответили на нашу просьбу согласием.
Мощи угодника Божия будут принесены в Покровский кафедральный собор 24
сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского.
— О чем, Владыка, Вы молились на Афоне?
— Я человек-то уже старый, и мне, собственно, ничего не надо. У меня одна
скорбь — чтобы у нас в России люди вспомнили Бога, вспомнили то великое
счастье, которое дает нам Православие, чтобы мы все жили по Евангелию, чтобы
все мы угождали Богу, потому что те грехи, которые часто человек не
чувствует, реально отягощают его жизнь, превращая ее в конце концов в ад.
И главное — чтобы человек имел бы возможность оценивать происходящее через
призму твердой веры и твердого стояния в нравственности. Вот такого
состояния я просил бы у Господа воронежцам и каждому жителю нашей
многострадальной России, потому что, если человек выберет приоритетом в
своей жизни делать добро, я думаю, жизнь кардинально изменится к лучшему.
Все в мире меняется, за исключением любви Божией к людям.
|