Православие всегда было той традицией, тем духовным стрежнем, который
охранял физическое и духовное здоровье нашего народа, который оберегал его
жизнеспособность.
Ни в летописях, ни в сказаниях русская история не оставила каких-то
важных свидетельств о повальном пристрастии к наркотикам (разве что
какой-нибудь дед белены объестся да Баба-Яга заварит свое колдовское зелье
на разрыв-траве и мухоморах). Из конопли делали пеньку, канаты, конопляное
масло, а булочки с маком и до сих пор в русском быту в одном ряду с
самоваром и пряниками. Не имел мак на Руси никакого отношения к дьявольской
отраве. Макитрой именовался горшок, по форме напоминающий коробочки мака;
купола на церквах до сих пор называют маковками, а вы, дорогие читатели,
порой озадаченно чешете макушку. А откуда, вы думаете, выражения "со смаком"
и "смачный", то есть "вкусный, аппетитный"? Масло из маковых зерен
употреблялось в растирании красок. Праздновали в старину маковый Спас, а
поговорку про маковую росинку знают и сегодня все от мала до велика.
В Русской армии наркотики применяли чуть не со времен царя Гороха. Боль от
колотых, рубленых или резаных ран, от ядер, операций и ампутаций снималась
наркотиками — в целях врачебного милосердия. Приготовлялись все виды
настоя опия с водкою и отвары из коробочек мака, опий высушенный, мази и
капли. В народном сознании алые маки остались не только лекарством для
снятия боли, но и знаком военных ранений. Чудесные цветы до сих пор
остались символом памяти о героизме солдат, покалеченных и погибших за
Веру, за спасение Родины от вражеских нашествий.
Накрывшая нашу страну волна наркомании создает впечатление, что о наркотиках
на Руси никогда не слыхали, что заморская напасть навалилась
нежданно-негаданно. Вплоть до XX века не было в нашей стране специальных
законов или указов о наркотиках, а традиция запрета на злоупотребление ими
существовала. Ни мак, ни конопля не оставили в истории России и следов
наркотизма. Даже в мучениях или болезнях врачебное применение наркотиков
находило и меру, и границы полезного смысла и осознанного отношения.
Пожалуй, самое известное злоупотребление маком — глупые бабьи попытки
смазывать губы грудного младенца горьким маковым молоком, чтобы быстрее
заснул ("попытки" — потому что в крестьянских семействах подобные хитрости
не поощрялись и подлежали домашнему наказанию). Но в целом дурманными
свойствами этих привычных растений русское население сильно не
интересовалось.
Роман Медведев, известный автор ряда критических материалов о наркомании,
видит причины невинного отношения к наркотическим веществам в представлении
русского православного человека о духовном значении страданий, боли,
скорби, утешения и радости. То есть в том, что можно смело назвать
особенным, не только церковным, но и традиционно русским запретом
наркотиков.
Среди множества определений существа наркомании есть и такое:
"Наркомания есть доведенная до болезни привычка уклонения от жизненных
сложностей с применением воздействия наркотических средств".
А на Руси болезнь испокон веков воспринималась как посещение Божие, как
испытание, как способ скорбного пробуждения от грехов — такое духовное
православное понимание сути болезней впитывалось нашими предками с молоком
матери. Надругалась история и над исконно русским словом "блаженство".
Сегодня "блаженство" ассоциируется или с неполноценностью и
придурковатостью, или с какой-то эйфорией, страстью к наслаждениям и
галлюцинациям — то есть с тем, чего ожидает начинающий наркоман, еще не
знающий ужасов ломки от наркотиков. Сравните с исконным значением
"блаженства" — благополучие, благочестие, счастье как высшая степень
духовной радости, дающейся тону, кто соблюдает закон Божий. Причем, в
русской душе утверждалось признание истины о грядущем блаженстве,
означающем торжество и победу над адом и смертью...
Вот поэтому-то почти тысячу лет в сознании народа не было места увлечению
богомерзкой отравой. "Иммунитет против наркотиков содержался в самом
сознании православного человека и прививался в трудах и молитвах
множества поколений", -пишет Роман Медведев, и с этим трудно не
согласиться.
Еще сто лет назад накануне крушении Российской империи наркомания
воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В "высшем свете"
полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Юсупова (убийцы
Распутина). Как атрибутика эпатажной революционности новых искусств,
кокаинизм и морфинизм появлялись в богемных салонах авангардистов. В
наибольшей же степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских
притонах. Просвещенное вольнодумство постепенно превращалось безбожную
идеологию. Проблема наркотиков нашла свой глумливый, но пророчески точный
адрес: год, 1917. Год, когда государство Российское, а точнее —
тысячелетний, казавшийся нерушимым, фундамент православного государства дал
страшную трещину. В истории случилось непостижимое: старый тысячелетний мир
исчез для новых поколений. Под марксовым лозунгом «Релиигия — опиум для
народа! новая масть" разрушала храмы, расстреливала священников, внушала
новую идеологию... Слова "религия" и опиум" незаметно стали почти
синонимами, прочно запав в сознание советских людей. В итоге... В итоге
первое подменилось вторым, зовя временного человека в трудные дни на поиски
счастья не в спасительный храм, а в призрачный гибельный мир наркомании и
измененного сознания.
Как объясняет Владислав Томачинский, "после долгих лет атеистического режима
многим стало казаться, что всякая духовность хороша. Многим стало казаться,
что противостояние духовной агрессии —как в своей душе, так и на
государственном уровне — пахнет "тоталитаризмом". Многие, крича о
терпимости и любви, забыли о строгом предупреждении "апостола любви" Иоанна
Богослова: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от
Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4,1)"1.
Как правильно писали братья Стругацкие, "наркомания рождается в человеческих
душах, а не на плантациях опийного мака и не в лабораториях химиков". Это
давно учитывается при проведении антинаркотической профилактике в той же
Америке, где эффективно используются программы, ориентированные на чувства,
содержащие эмоциональный компонент. Он включает в себя прояснение ценностей
и принятие решения (самопознание, выработку жизненных ценностей и
определение путей их реализации).
Применительно к российской действительности совершенно необходимо
использовать особенности национального самосознания, менталитета, традиций.
По данным различных социологических исследований, до 80 процентов россиян
считают себя православными христианами, следовательно, в таких семьях
наиболее действенная форма профилактики наркомании — воспитание детей на
христианских ценностях (да и не только в православных семьях — ценности
добра, разумного, ответственного отношения к собственной жизни и жизни
других являются общечеловеческими).
То, что наркозависимость — это зависимость души, а не только тела, признают
уже официально, на самом высоком уровне. Бывший министр здравоохранения Юрий
Шевченко в интервью программе "Трафик" Аркадия Мамонтова (ВГТРК, 28 марта
Н004 г.) во всеуслышание заявил: "Мне очень жаль
кого-то, может быть, лишать надежды и веры в то, что можно именно
медицинскими способами излечиться от наркомании, но я просто вынужден
сказать правду, потому что еще никто правду о наркомании так и не сказал.
Наркомания — болезнь неизлечимая. Мы можем только оказать помощь в момент
острой интоксикации, в момент "ломки" методами интенсивной терапии, но
вылечить лекарствами, таблетками — невозможно.
Нужно понимать следующее — это болезнь души... По последним данным, когда
оказывают помощь священники, у них это очень хорошо получается, потому что
создаются специфические условия: волею человека, его душой завладевают
другие, чистые натуры, и через вот эти общие духовные методы, плюс труд и
молитва, достигается результат".
Об этом же в марте говорил по каналам Центрального телевидения Президент
России Владимир Путин, призывая государственные структуры использовать
потенциал общественных организаций, Русской православной церкви,
привлекать их к активной борьбе с наркоманией. Тем более что эффективность
такого сотрудничества уже доказана на деле. Реального выздоровления
наркозависимых с наибольшим эффектом — до 85 процентов! — удается добиться
только при комплексном — медицинском и духовном — возвращении в жизнь,
которое достигается в православных реабилитационных центрах. Так, в Центре
имени святого Иоанна Кронштадтского, занимающемся реабилитацией наркоманов
с лета 1998 года, из 831 наркомана, прошедших реабилитацию и сведения о
которых удалось получить, 665 человек находятся в состоянии стойкой
ремиссии, то есть более года не употребляют наркотики, вернулись в семьи,
учатся или работают — становятся полноправными членами общества. Такого
результата нет ни в одной клинике мира! Факт и то, что несколько десятков
младенцев, родившихся в 2003 году в семьях прошедших реабилитацию
наркоманов, в том числе и ВИЧ-инфицированных, при рождении оказались
здоровыми детьми, что подтверждает возможность не только духовного, но и
физического исцеления вставших на путь исправления наркоманов.
Православие всегда было той традицией, тем духовным стержнем, который
охранял физическое и духовное здоровье нашего народа, который оберегал его
жизнеспособность. И сегодня Православная церковь предлагает свой
многовековой опыт борьбы с грехом, духовно-нравственную основу для
созидательной, а не разрушительной деятельности. Благотворное влияние
Церкви на общество традиционно заключается в укреплении семьи, в защите
нравственности, в раскрытии смысла человеческого бытия, всего того, без чего
не может быть полноценного человека, гражданина своего Отечества.
1 В. Томочинский. "Исытание духов" — В сб. "Вавилонская
башня. "Новое религиозное сознание" в современном мире". С. 5-6.//М., 1997.
|