главная

Наркоманию нельзя вылечить, но можно победить


Протоиерей Александр Талько, руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадского Приморского края:

Когда говорят о наркомании, как абсолютный показатель многими воспринимается только утверждение типа: «Я был наркоманом и вылечился».

Однако само по себе такое высказывание мало что значит, наркомания - не насморк. С духовной точки зрения, для Церкви, для веры православной анатомия этого явления достаточно ясна, поскольку в основе его лежит порок, грех, может быть даже не один, а множество грехов, которые, уже вторично, вызывают расстройство фи­зического и психического здоровья.

Наркомания не может быть излечима, потому что, по сути, имеет, духовную природу. Но поскольку мо­жет быть побежден грех, порок, постольку может быть побеждена и наркомания.

Разговоры о душе многих раздражают, но, кажется, вряд ли найдется человек, считаю­щий самого себя только лишь физиологическим механизмом типа насекомого. Если же сходить из того, что человек – существо духовное, то очевидно, что именно душа соглашается или не соглашается на постыдный поступок, и именно ее подверженность - причина укоренерения страстью, пленения страстью. Следова­тельно, лечить надо, прежде всего, душу. А медицина должна занимать свое естественное вторичное положение в иерархии ценностей в Богом установленном порядке вещей. Тогда она обретает свое истин­ное значение.

Противостояние болезни может быть наполнено совершенно раз­личным смыслом. Если человек заботится о душе, он открывает себя, в первую очередь, помощи Божьей, которая делает сугубо действенной и помощь врачеб­ную. Если же на первом месте здоровье как самоцель, как сред­ство для совершения следующих грехов, — это уже языческое от­ношение. В таком случае человек лишает себя Божественного учас­тия, а врачебное искусство, буду­чи, как правило, лишь проводником, теряет свою эффективность. По­этому все, даже самые современные, методы врачебного искусства сами по себе бессильны.

Отношение Церкви к физическому исцелению неоднозначно. Если чело­век не колется — это не значит, что он освобожден от власти дьявола, ко­торому все равно, как погубить. Он отступит в одном, но наверстает в другом. Учитывая, что корень всех зол — гордость, человек, в ней пре­бывающий, все равно оказывается во власти сатаны и впадает в конце кон­цов в еще более тяжелое состояние. Поэтому, как это ни парадоксально звучит, покаянное осознание собст­венного бессилия в борьбе с грехом гораздо полезнее для души человече­ской, чем мнимая безгрешность: "Не пью, не курю, не колюсь, не убиваю, не ворую..." и т. п.

Способность подняться со дна со­храняется в человеке, даже когда он, казалось бы, окончательно пал. Мно­гие святые восстали от чудовищных пороков: великая преподобная Ма­рия Египетская до своего обращения к Богу была проституткой, святой му­ченик Бонифатий — алкоголиком и блудником, преподобный Давид — вором и убийцей... Можно назвать еще множество и множество имен. Эти великие люди из крайнего паде­ния достигли высоты духовной жиз­ни—святости. Полностью "вылечи­лись" от изнурявших душу и тело страстей. Чем? Таблетками? Единст­венным безотказным способом лече­ния — покаянным воплем к Богу с просьбой о помиловании и помощи.
Смысл реабилитации, о которой го­ворит Церковь, теоретически и прак­тически (по опыту деятельности Мос­ковского и других центров) состоит в одном: в воцерковлении. Другими словами, в том, чтобы научить челове­ка "духовной гигиене". Причем в во­церковлении не только наркомана, но и тех, кто лечит его, кто помогает ему, живет рядом с ним. Наркомания — это часть общего зла, все мы и каж­дый из нас, являясь грешными, тоже составляем это общее зло. Кто рядом с наркоманами? Блудники, чрево­угодники, сребролюбцы, гневливые, то есть люди, подверженные множе­ству пороков и страстей. Их обесси­ленная помощь — очередной само­обман. "Грязный" не может отчистить другого такого же, они взаимно пач­каются". Никто не говорит, что чело­век легко очищается от страстей, для большинства это невозможно до са­мой смерти. Но слово Божие учит: "Побеждающему дам вкушать от дре­ва жизни". Видите, не тому, кто уже победил, а тому, кто прилагает усилия в борении.

Осознание своего состояния как болезни греховности очень важно. Цельный подход позволяет понять, что нет принципиальной разницы между наркоманией и другими поро­ками, которые в той или иной степени есть в каждом из нас. Пока мы не на­учимся очищать собственную душу, мы никому не сможем помочь. Только используя средства, даруемые Церко­вью через крещение и таинства, мы имеем возможность цельно противо­стоять любому пороку, именно проти­востоять, потому что формулировка "не грешить" не совсем корректна.

На деле, что мы видим? Из боль­шинства православных (по последней переписи — 80% всего населения) — церковных, опять же по статистике, всего 15%. Из крещеных, которые со­ставляют Россию, Русь Святую, боль­шинство людей не пользуются тем, что получили в крещении. Бесценный дар церковных таинств — мощнейшее средство спасения из любой ситуа­ции — остается невостребованным. Ситуация абсурдная.

Пример нашей местности, Примор­ского края, весьма показателен. Я для себя сделал вывод, что в Москве, ког­да человек идет в православный реа­билитационный центр, он хотя бы от­носительно представляет, о чем пой­дет речь. А здесь — явное непонима­ние. Ну ладно наркоманы, от них мы и не требуем понимания, они, к сожале­нию, в этом временно ограничены. Но когда родственникам наркоманов го­воришь о духовных понятиях, о том, что необходимо обратить внимание и на собственную жизнь, найти время для покаяния и очищения души, слу­шают — и уходят. До сих пор никто не вернулся. Все больше и больше сказывается потребительское отно­шение к вере и к Церкви. Мол, вы де­лайте что-то, а мы посмотрим. Оче­редная опасность — механический подход, когда люди, придя в церковь в первый раз, слышат: "Ты помолись такому-то" или "Ты почитай такое-то количество этого". Человек читает молитву как заклинание, и обращение к святому становится не живой просьбой о помощи, не путем покая­ния и изменения жизни, а неким ок­культным ритуалом.

Конечно, это следствие отсутствия духовной преемственности — епар­хии всего 100 лет, из которых — 70 лет богоборчества. Но, тем не менее, надеяться нужно, потому что Господь действует с нами не по справедливос­ти, а по милости Своей.

Центр находится сейчас, по сути, в стадии становления. Решение о его создании было принято осенью 2003 года, основным толчком послужил приезд из Москвы отца Анатолия Бе­рестова, руководителя Московского центра реабилитации во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мы рассчитывали на устройство днев­ного стационара для тех, кто живет во Владивостоке, но они почему-то пока активности не проявляют. Хотя необ­ходимость очевидна: портовый город, близость Китая... В центре на посто­янном "лечении" пока только три че­ловека — один наркоман и два алко­голика-бомжа. Помещение, в котором мы можем их разместить, мало при­способлено для проживания. Очевид­но, что придется обращаться к мест­ным и городским властям. Надеемся на поддержку и совместную работу с краевым наркоконтролем.

Как мы видим реабилитацию? Та атмосфера, в которую попадает чело­век, при приходе, в общине или мо­настыре благоприятна для отрезвления души. В постепенном укреплении веры, в принятии цер­ковных таинств душа обретает духов­ный иммунитет. Человек научается в любом обществе не убегать от реаль­ности. Иллюзий, конечно, строить не приходится. Всегда у каждого долж­на быть готовность, что может про­изойти и срыв, и что угодно. Главное, не унывать, не ждать от себя "святос­ти" сразу, так как это признак гордо­сти. Упал — не лежи, вставай! Надо давать человеку любую возможность к спасению, оставляя его проступок на суд Божий. Сейчас важно исхо­дить из малых целей работы — хотя бы одного вырвать из этого зла, из этого круга — это уже много.
И если Господь дает возможность начать, то дальше все управится.
 

Из журнала «Наркомат» № 11 августа 2004 года