Протоиерей Александр Талько, руководитель Душепопечительского центра во имя
святого праведного Иоанна Кронштадского Приморского края:
Когда говорят о наркомании, как абсолютный показатель многими воспринимается
только утверждение типа: «Я был наркоманом и вылечился».
Однако само по себе такое высказывание мало что значит, наркомания - не
насморк. С духовной точки зрения, для Церкви, для веры православной анатомия
этого явления достаточно ясна, поскольку в основе его лежит порок, грех,
может быть даже не один, а множество грехов, которые, уже вторично, вызывают
расстройство физического и психического здоровья.
Наркомания не может быть излечима, потому что, по сути, имеет, духовную
природу. Но поскольку может быть побежден грех, порок, постольку может быть
побеждена и наркомания.
Разговоры о душе многих раздражают, но, кажется, вряд ли найдется человек,
считающий самого себя только лишь физиологическим механизмом типа
насекомого. Если же сходить из того, что человек – существо духовное, то
очевидно, что именно душа соглашается или не соглашается на постыдный
поступок, и именно ее подверженность - причина укоренерения страстью,
пленения страстью. Следовательно, лечить надо, прежде всего, душу. А
медицина должна занимать свое естественное вторичное положение в иерархии
ценностей в Богом установленном порядке вещей. Тогда она обретает свое
истинное значение.
Противостояние болезни может быть наполнено совершенно различным смыслом.
Если человек заботится о душе, он открывает себя, в первую очередь, помощи
Божьей, которая делает сугубо действенной и помощь врачебную. Если же на
первом месте здоровье как самоцель, как средство для совершения следующих
грехов, — это уже языческое отношение. В таком случае человек лишает себя
Божественного участия, а врачебное искусство, будучи, как правило, лишь
проводником, теряет свою эффективность. Поэтому все, даже самые
современные, методы врачебного искусства сами по себе бессильны.
Отношение Церкви к физическому исцелению неоднозначно. Если человек не
колется — это не значит, что он освобожден от власти дьявола, которому все
равно, как погубить. Он отступит в одном, но наверстает в другом. Учитывая,
что корень всех зол — гордость, человек, в ней пребывающий, все равно
оказывается во власти сатаны и впадает в конце концов в еще более тяжелое
состояние. Поэтому, как это ни парадоксально звучит, покаянное осознание
собственного бессилия в борьбе с грехом гораздо полезнее для души
человеческой, чем мнимая безгрешность: "Не пью, не курю, не колюсь, не
убиваю, не ворую..." и т. п.
Способность подняться со дна сохраняется в человеке, даже когда он,
казалось бы, окончательно пал. Многие святые восстали от чудовищных
пороков: великая преподобная Мария Египетская до своего обращения к Богу
была проституткой, святой мученик Бонифатий — алкоголиком и блудником,
преподобный Давид — вором и убийцей... Можно назвать еще множество и
множество имен. Эти великие люди из крайнего падения достигли высоты
духовной жизни—святости. Полностью "вылечились" от изнурявших душу и тело
страстей. Чем? Таблетками? Единственным безотказным способом лечения —
покаянным воплем к Богу с просьбой о помиловании и помощи.
Смысл реабилитации, о которой говорит Церковь, теоретически и практически
(по опыту деятельности Московского и других центров) состоит в одном: в
воцерковлении. Другими словами, в том, чтобы научить человека "духовной
гигиене". Причем в воцерковлении не только наркомана, но и тех, кто лечит
его, кто помогает ему, живет рядом с ним. Наркомания — это часть общего зла,
все мы и каждый из нас, являясь грешными, тоже составляем это общее зло.
Кто рядом с наркоманами? Блудники, чревоугодники, сребролюбцы, гневливые,
то есть люди, подверженные множеству пороков и страстей. Их обессиленная
помощь — очередной самообман. "Грязный" не может отчистить другого такого
же, они взаимно пачкаются". Никто не говорит, что человек легко очищается
от страстей, для большинства это невозможно до самой смерти. Но слово Божие
учит: "Побеждающему дам вкушать от древа жизни". Видите, не тому, кто уже
победил, а тому, кто прилагает усилия в борении.
Осознание своего состояния как болезни греховности очень важно. Цельный
подход позволяет понять, что нет принципиальной разницы между наркоманией и
другими пороками, которые в той или иной степени есть в каждом из нас. Пока
мы не научимся очищать собственную душу, мы никому не сможем помочь. Только
используя средства, даруемые Церковью через крещение и таинства, мы имеем
возможность цельно противостоять любому пороку, именно противостоять,
потому что формулировка "не грешить" не совсем корректна.
На деле, что мы видим? Из большинства православных (по последней переписи —
80% всего населения) — церковных, опять же по статистике, всего 15%. Из
крещеных, которые составляют Россию, Русь Святую, большинство людей не
пользуются тем, что получили в крещении. Бесценный дар церковных таинств —
мощнейшее средство спасения из любой ситуации — остается невостребованным.
Ситуация абсурдная.
Пример нашей местности, Приморского края, весьма показателен. Я для себя
сделал вывод, что в Москве, когда человек идет в православный
реабилитационный центр, он хотя бы относительно представляет, о чем
пойдет речь. А здесь — явное непонимание. Ну ладно наркоманы, от них мы и
не требуем понимания, они, к сожалению, в этом временно ограничены. Но
когда родственникам наркоманов говоришь о духовных понятиях, о том, что
необходимо обратить внимание и на собственную жизнь, найти время для
покаяния и очищения души, слушают — и уходят. До сих пор никто не вернулся.
Все больше и больше сказывается потребительское отношение к вере и к
Церкви. Мол, вы делайте что-то, а мы посмотрим. Очередная опасность —
механический подход, когда люди, придя в церковь в первый раз, слышат: "Ты
помолись такому-то" или "Ты почитай такое-то количество этого". Человек
читает молитву как заклинание, и обращение к святому становится не живой
просьбой о помощи, не путем покаяния и изменения жизни, а неким оккультным
ритуалом.
Конечно, это следствие отсутствия духовной преемственности — епархии всего
100 лет, из которых — 70 лет богоборчества. Но, тем не менее, надеяться
нужно, потому что Господь действует с нами не по справедливости, а по
милости Своей.
Центр находится сейчас, по сути, в стадии становления. Решение о его
создании было принято осенью 2003 года, основным толчком послужил приезд из
Москвы отца Анатолия Берестова, руководителя Московского центра
реабилитации во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мы
рассчитывали на устройство дневного стационара для тех, кто живет во
Владивостоке, но они почему-то пока активности не проявляют. Хотя
необходимость очевидна: портовый город, близость Китая... В центре на
постоянном "лечении" пока только три человека — один наркоман и два
алкоголика-бомжа. Помещение, в котором мы можем их разместить, мало
приспособлено для проживания. Очевидно, что придется обращаться к местным
и городским властям. Надеемся на поддержку и совместную работу с краевым
наркоконтролем.
Как мы видим реабилитацию? Та атмосфера, в которую попадает человек, при
приходе, в общине или монастыре благоприятна для отрезвления души. В
постепенном укреплении веры, в принятии церковных таинств душа обретает
духовный иммунитет. Человек научается в любом обществе не убегать от
реальности. Иллюзий, конечно, строить не приходится. Всегда у каждого
должна быть готовность, что может произойти и срыв, и что угодно. Главное,
не унывать, не ждать от себя "святости" сразу, так как это признак
гордости. Упал — не лежи, вставай! Надо давать человеку любую возможность к
спасению, оставляя его проступок на суд Божий. Сейчас важно исходить из
малых целей работы — хотя бы одного вырвать из этого зла, из этого круга —
это уже много.
И если Господь дает возможность начать, то дальше все управится.
Из журнала «Наркомат» № 11 августа
2004 года |
|