Согласно определения Священного Синода РПЦ от 20.04.05 епархиальный совет
Воронежской и Борисоглебской епархии обратился к клиру и мирянам по случаю
призывов ко всенародному покаянию в связи со страдальческой гибелью Царской
семьи.
Дни Великого поста для всех православных христиан – время духовного
самоуглубления, молитвы и покаяния. Покаяние, по словам святых отцов, всегда
прилично христианину, но в дни Святой Четыредесятницы православные люди с
особой тщательностью стремятся очистить свой ум и сердце от всего суетного и
греховного, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение. Покаяние
– одно из Таинств Церкви Христовой, возрождение человека, изменение образа
жизни, радикальный отказ от греха. В Таинстве Покаяния верующий исповедует
свои личные грехи, то есть нарушение, неисполнение заповедей Христа – делом,
словом, помышлением. В течение всего Великого поста звучат слова молитвы
преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения».
Невозможно покаяться за другого человека, за него можно только молиться, и
Церковь всегда молится о прощении и оставлении грехов всех православных
христиан, как ныне здравствующих, так и прежде почивших. К сожалению,
сегодня у некоторых, именующих себя православными, появилось непреодолимое
желание привнести в церковную жизнь собственные политические пристрастия и
псевдобогословские рассуждения, ни мало не смущаясь тем, что их учение идет
вразрез с догматами Православия, с тысячелетним духовным опытом Православной
Церкви.
Одним из поводов к такому псевдобогословствованию стала, как ни странно,
канонизация последнего российского императора Николая II и его семьи. Вместо
благочестивого почитания их подвига и подражания христианским добродетелям
(смирению, терпению скорбей, незлобию, способностью простить своих врагов и
палачей), которыми прославились царственные страстотерпцы, появляется ересь
царебожия: страстотерпец царь Николай II объявляется «искупителем грехов
людей российских». Даже Римская Католическая Церковь, которая учит о «сверхдолжных
заслугах святых», никогда ни одного святого не именовала «искупителем». В
Священном Писании ясно сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и
человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1
Тим. 2, 5–6).
При этом новые лжеучителя даже не замечают, что еретическое понятие
«царь-искупитель» полностью противоречит их же не менее еретическому учению
о «неискупленном русским народом грехе цареубийства». Из этого лжеучения
следует утверждение, что все православные должны принести покаяние в этом
преступлении, которого они лично не совершали. Из какого Откровения взят
этот новый догмат, вводящий новый, неведомый православному богословию второй
наследственный грех? Церковь знает только один наследственный грех –
первородный, последствие падения наших прародителей Адама и Евы, от которого
мы избавляемся в Таинстве Святого Крещения. Если бы мы приняли это лжеучение
о втором наследственном грехе – грехе цареубийства, тогда мы неизбежно
пришли бы к отрицанию 10-го члена Символа веры: «Исповедаю едино Крещение во
оставление грехов». Очевидно противоречие этой ложной доктрины словам
Библии: «Душа согрешающая, она умирает; сын не понесет вины отца; и отец не
понесет вины сына, правда праведного при нем и останется, и беззаконие
беззаконного при нем и останется. И беззаконник, если обратится от грехов
своих, какие делал, и будет соблюдать уставы Мои и поступать законно и
праведно, жив будет, не умрет…» (Иез. 18, 12–21). О том, что мы должны
каяться в грехах своих предков, молчат и творения Святых отцов, и
определения Церковных Соборов. Неужели только сегодня появились «новые
богословы», которые открыли нам вероучительную истину, не известную ранее?
Заблуждается не Церковь, а те, кто выдают свои ложные идеи за «православные
откровения». О таких людях предупреждал своего ученика, а вместе с ним и
всех нас апостол Павел: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь
негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись,
некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6, 20–21). Подмена покаяния в личных
грехах участием во «всенародном покаянии в грехе цареубийства» –
кощунственное отношение к Таинству исповеди и святоотеческому учению. Новый
еретический догмат о «наследственном грехе цареотступничества» берет свое
начало не в Священном Писании и не в чистых родниках святоотеческой мысли, а
в радикальных раскольнических кругах, сложившихся в те времена, когда часть
церковного народа ушла в «катакомбы» от советских гонений на Церковь, где
лишилась канонического священства и церковного учительства и стала создавать
собственные ложные учения. Требование о необходимости всенародного покаяния
– это попытка переложить вину подлинных виновников цареубийства на весь наш
народ. Большинство трезвомыслящих людей свою причастность к этому злодеянию
отвергают. Более того, далеко не все в нашем обществе разделяют
монархические взгляды. Навязывать всем верующим мнение, что единственной
богоустановленной формой власти является православная самодержавная
монархия, означает привнести в церковную жизнь политизацию и размежевание
православных по политическим предпочтениям.
Осознанно или неосознанно, но проповедники этих псевдоправославных идей
объективно работают на дискредитацию Православия в глазах российского
общества, на ослабление и раскол Церкви. Сеющим церковные разделения уместно
напомнить предупреждение святителя Игнатия Брянчанинова: «Отчего случается
иногда, что люди становятся в фальшивое положение и действуют во вред себе и
всем? От принятия и усвоения ложных мыслей и понятий из области
человекоубийственной лжи» (Из «Писем к мирянам»).
Святая Церковь всегда призывала и призывает всех своих чад хранить
христианское трезвомыслие и не поддаваться провокациям «чтобы кто не увлек
вас… пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по
Христу» (Кол. 2, 8).
Члены Епархиального Совета:
1. игумен Андрей (Тарасов)
2. протоиерей Петр Петров
3. протоиерей Василий Попов
4. протоиерей Сергий Шалатонов
5. протоиерей Андрей Изакар
6. протоиерей Александр Домусчи
Благочинные церковных округов
Воронежской и Борисоглебской епархии:
1. прот. Петр Петров (Центральный церк. окр.)
2. прот. Владимир Левшук (Левобережный церк. окр.)
3. прот. Владимир Лепский (Бобровской церк. окр.)
4. прот. Михаил Терпугов (Борисоглебский церк. окр.)
5. прот. Михаил Мансуров (Каширский церк. окр.)
6. прот. Василий Вылуск (Лискинский церк. окр.)
7. прот. Виктор Цокало (Новохоперский церк. окр.)
8. прот. Александр Долгушев (Острогожский церк. окр.)
9. прот. Сергий Шалатонов (Павловский церк. окр.)
10. прот. Василий Володько (Рамонский церк. окр.)
11. прот. Алексий Чибисов (Репьевский церк. окр.)
12. игумен Сергий (Руднев) (Россошанский церк. окр.)
13. прот. Василий Попов (Семилукский церк. окр.)
14. прот. Василий Гришанов (Эртильский церк. окр.)
|