Административно – правовое регулирование вопросов свободы совести
Уважаемые участники конференции!
Правоотношения в области религиозных прав и свобод человека,
деятельности религиозных объединений устанавливаются и регулируются не только
Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях представляет
собой в настоящее время совокупность правовых актов и норм международного
права, международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской
Федерации, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и ее субъектов, связанных с реализацией человеком и
гражданином права на свободу совести.
В соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации в ведении
Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и
гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации – только защита вышеуказанных прав и свобод. Следовательно законы и
иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и касающиеся реализации
прав на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельности
религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону «О свободе
совести и о религиозных объединениях». А нормативные правовые акты, принимаемые
в субъектах Российской Федерации должны соответствовать федеральному
законодательству.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах
по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» от 10
августа 2000г. № 1486 органы юстиции включены в механизм обеспечения единства
правового пространства России. Проведение исследования федерального регистра
нормативных правовых актов, за ведение которого отвечает Научный центр правовой
информатизации Министерства юстиции Российской Федерации показало, что на
территории Центрального федерального округа, по результатам экспертного
заключения территориального органа Минюста России, находится только один
нормативный правовой акт Курской области в сфере религиозных объединений,
который противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству. (Постановление Курской областной Думы от 26.11.2002 г. №
587-III ОД «Об областной программе «Изучение православной культуры в Курской
области на 2003-2005 годы»). Всего же на территории Округа действуют 42
нормативных правовых актов, соответствующих Конституции.
Актуальной задачей для органов юстиции является контроль за соблюдением
религиозными объединениями законодательства, их уставных целей и задач.
Проверки объединений осуществляются в соответствии с планами территориальных
органов юстиции и Минюста России. За первое полугодие 2004 года органами
юстиции по округу зарегистрировано в реестре 5 675 религиозных организаций,
проведено 283 проверки их деятельности. По результатам проверок направлено 389
уведомлений об устранении выявленных нарушений в религиозные организации, 2
заявления в суд о ликвидации и прекращении деятельности.
Религиозная ситуация на территории Округа изменилась в связи с принятием
Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», поскольку
он наложил существенные ограничения на деятельность религиозных организаций,
существующих на территории субъекта менее 15 лет.
При осуществлении контрольных функций за соблюдением религиозными организациями
уставов относительно целей и порядка их деятельности территориальные органы
юстиции руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом
«О свободе совести и о религиозных объединениях», методическими рекомендациями
Министерства юстиции Российской Федерации и иными правовыми актами.
Как свидетельствует практика, а также информационные материалы территориальных
органов юстиции основными формами осуществления контроля за деятельностью
религиозных организаций являлись:
- проведение плановых проверок;
- проведение внеплановых проверок по заявлениям, жалобам, обращениям граждан,
должностных и иных лиц, публикациям в печати, сообщениям по радио и
телевидению, которые содержат сведения о деятельности религиозных организаций,
подлежащие проверке;
- посещение мероприятий (богослужений, других религиозных обрядов и церемоний),
проводимых религиозными организациями;
- истребование из религиозных организаций документов и информации об их
деятельности, в том числе и о миссионерской деятельности;
- истребование из органов государственной власти и органов местного
самоуправления необходимых сведений, связанных с уставной деятельностью
религиозных организаций.
При осуществлении контроля за соблюдением религиозными организациями уставов
относительно целей и порядка их деятельности территориальные органы юстиции
уделяют особое внимание:
- соблюдению уставных положений, касающихся структуры религиозной организации,
правомочности решений ее руководящих органов, не относящихся к каноническим
установлениям религиозной организации;
- соблюдению установленного порядка внесения изменений и дополнений в единый
государственный реестр юридических лиц либо в устав религиозной организации;
- своевременному информированию религиозной организацией органа, принявшего
решения о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в
пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- на представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении
своей деятельности.
Проверки религиозных организаций осуществляются специалистами территориальных
органов юстиции в основном по месту нахождения религиозных организаций, где
имеется реальная возможность более полного ознакомления с их деятельностью. По
результатам проведения проверок территориальными органами юстиции составляются
справки (заключения). Об итогах контроля сообщается в руководящие органы
религиозных организаций.
Преимущественно отмечается несоблюдение религиозными организациями
представления ежегодной информации о продолжении своей деятельности в орган,
принявший решение о государственной регистрации (за нарушение указанной нормы
Закона Управлением Минюста России по Смоленской области в адрес религиозных
организаций направлено 137 уведомлений о недопустимости нарушений действующего
законодательства), не всегда исполняется обязанность информировать об изменении
сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По указанному
основанию уже в текущем году Управлением Минюста России по Курской области в
адрес религиозных организаций направлено 24 письма об устранении допущенных
нарушений.
В целях пресечения нарушений требований Закона во время выступления на собрании
благочинных Ярославской епархии Русской Православной Церкви специалистами
территориального органа юстиции были вручены всем присутствующим образцы
уведомлений о продолжении деятельности религиозных объединений. В результате
проведенного мероприятия, только в течение IV квартала 2003 года религиозными
организациями Русской Православной Церкви в орган юстиции представлено 70
уведомлений о продолжении деятельности и их поступление продолжается. В то же
время анализ полученных уведомлений в Ярославской области выявил несовпадение
представленных сведений с данными, внесенными в единый государственный реестр
юридических лиц. В каждом втором случае в регистрационном деле религиозной
организации отсутствуют документы, подтверждающие изменения в составе
руководящих органов. Данное обстоятельство явилось основанием для направления в
адрес религиозных организаций соответствующих писем с разъяснением правовых
последствий в случае не устранения выявленных нарушений действующего
законодательства.
Помимо указанных норм Закона, религиозными организациями допускается
несоблюдение положений других законодательных актов. Так, Управлением Минюста
России по Тверской области выявлено 11 нарушений пункта 4 статьи 3 Федерального
закона «О некоммерческих организациях» со стороны религиозных организаций.
Результаты проверок также показали, что религиозными организациями нередко
нарушаются положения собственных уставов:
- периодичность заседаний руководящих органов;
- ведение протоколов заседаний руководящих органов и общих собраний;
- порядок избрания руководящих органов.
Организация полноценного контроля невозможна без тесного взаимодействия с
органами местного самоуправления, правоохранительными органами и иными
ведомственными структурами. Представители указанных органов принимают активное
участие в проведении проверок, осуществляемых территориальными органами
юстиции.
Так, Главным управлением Минюста России по Воронежской области совместно с
представителями УФСБ проведена проверка Воронежской религиозной организации
мусульман, результаты которой послужили основанием для обращения Главного
управления с исковым заявлением в суд о признании указанной религиозной
организации прекратившей свою деятельность и исключении ее из единого
государственного реестра юридических лиц.
В целях повышения эффективности контрольной деятельности за соблюдением
религиозными организациями уставов относительно целей и порядка их деятельности
большинством территориальных органов юстиции заключены соглашения о
сотрудничестве с правоохранительными и иными органами государственной власти,
сотрудники территориальных органов юстиции посещают мероприятия (богослужения),
проводимые религиозными организациями.
Специалистами Управления Минюста России по Рязанской области налажены
конструктивные отношения с Рязанским епархиальным Управлением – православной
централизованной организацией в Рязанской области. Представители органа юстиции
принимают участие в ежегодных епархиальных собраниях. Следует отметить, что на
собраниях обсуждаются не только вопросы религиозного характера, но и другие
проблемы, волнующие современное общество, такие как распространение наркомании,
детская беспризорность.
Управлением Минюста России по Курской области совместно с епархиальной
юридической службой решаются вопросы, касающиеся деятельности религиозных
организаций православного вероисповедания.
Несомненно, что гласность, знание законов способствуют законопослушанию,
единообразному осуществлению принципов свободы совести, закрепленных в правовых
актах. Территориальными органами юстиции значительное внимание уделяется
разъяснению положений действующего законодательства о религиозных объединениях
на семинарах-совещаниях, проводимых с руководителями религиозных организаций.
Следует отметить, что территориальные органы юстиции в целом обеспечивают
организацию эффективной работы в сфере осуществления контроля за деятельностью
религиозных организаций.
После принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской
деятельности» в округе сложилась стабильная религиозная ситуация. Проявлений
экстремизма в ходе осуществления контрольной деятельности территориальными
органами юстиции зафиксировано не было. Территориальные органы государственной
власти строят правильные отношения с представителями разных конфессий, что
служит интересам страны. В Брянской области здания, ранее принадлежащие Русской
православной церкви, были вновь переданы религиозным организациям в
собственность или в бессрочное безвозмездное пользование. Многие православные
храмы восстановлены или находятся в стадии восстановления.
Однако в настоящее время наметилась тенденция к неофициальному использованию
общественными объединениями в своей деятельности форм и методов, характерных
для религиозных организаций. Как правило, по этому пути идут те религиозные
организации, которым выгодно вести деятельность в обход требований действующего
законодательства о свободе совести, намеренно скрывая свою религиозную
направленность и конфессиональную принадлежность. Данная тенденция развивается
по двум направлениям: с одной стороны – использование религиозными
организациями в своих целях общественных объединений, являющихся юридическими
лицами; с другой – создание и регистрация новых общественных объединений.
В целях совершенствования взаимоотношений органов власти и религиозных
организаций, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.06.1998г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой
экспертизы», в большинстве областей на территории округа, были созданы и
действуют экспертные советы по проведению государственной религиоведческой
экспертизы. В Воронежской области утвержден Совет по взаимодействию с
религиозными конфессиями.
Духовно – нравственное возрождение России в настоящее время как никогда
актуально. Важно не только обеспечить соответствующие органы государственной
власти действенными механизмами контроля за деятельностью религиозных
объединений, но и разработать целый ряд мер, позволяющих отсеять религиозные
организации деструктивного характера на этапе государственной регистрации.
Предложения и проблемные вопросы, возникающие у территориальных органов юстиции
при осуществлении контроля за соблюдением религиозными организациями уставов
относительно целей и порядка их деятельности:
1. Зачастую религиозные организации уклоняются от проведения проверок. В целях
усиления контрольных функций за деятельностью религиозных организаций со
стороны органов юстиции считаем целесообразным внести дополнения в Закон,
обязывающие религиозные организации оказывать содействие регистрирующему органу
в ознакомлении с их деятельностью.
2. Закон не содержит запрета на размещение религиозной организации в жилом
помещении. Но как следует из материалов территориальных органов юстиции, порой
затруднительно осуществление проверок религиозных организаций,
зарегистрированных в жилых помещениях, поскольку согласно ст. 25 Конституции
Российской Федерации жилище неприкосновенно, никто не вправе приникать в него
против воли проживающих в нем лиц.
Так, представители Управления Минюста России по Ивановской области и УВД
Ивановской области не были допущены для проведения проверки в жилое помещение,
принадлежащее гражданке Рубцовой Н.В. и предоставленное ее в качестве
юридического адреса местной религиозной организации «Церкви евангельских
христиан-баптистов» г. Фурманова Ивановской области. Через закрытую дверь
Рубцова Н.В. сообщила, что уведомление о проведении проверки было получено, но
руководитель организации болен, а она о деятельности организации ничего не
знает.
Учитывая, что данный факт не является единичным, полагаем, что местонахождением
религиозной организации должно быть нежилое помещение. И это положение должно
найти свое отражение в Законе, так как согласно ч.2 п. 3 ст. 288 Гражданского
кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом
помещении организаций допускается только после перевода такого помещения в
нежилое, а в соответствии с п.2 ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может
использовать жилое помещение только для проживания граждан.
3. Особого внимания заслуживает законодательное закрепление положений о мерах
реагирования в случае выявления нарушений в деятельности религиозных
объединений. В частности, такие меры, как вынесение предупреждения,
приостановление деятельности, предусмотрены Федеральным законом «О
противодействии экстремистской деятельности» только лишь в случае осуществления
религиозным объединением деятельности, подпадающей под признаки экстремизма.
Вопрос о применении мер реагирования в иных случаях должным образом не
урегулирован.
Считаем необходимым, в пункте 2 статьи 25 Закона прописать конкретные формы и
методы осуществления регистрирующим органом контрольных функций в отношении
религиозных организаций, а также пределы полномочий регистрирующего органа при
осуществлении контроля. Предусмотреть перечень мер реагирования в случае
установления нарушений со стороны религиозных организаций по аналогии с
Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ст.ст. 38, 41-45).
Е.Н. Клименко, начальник отдела по вопросам
правовой помощи регистрационного управления Министерств юстиции по
Центральному Федеральному округу РФ |
|