Симонова Мария
Александровна, | |
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни. Организация жизни детей в учреждении является далекой от той модели, которой живут все люди: она не дает опыта жизни как в семье, тем более далека от модели организации самостоятельной индивидуальной жизни. Жизнь по группам-классам, коллективное содержание и общение, готовая, разложенная по тарелкам еда, отсутствие выбора во всем: в еде, играх, общении. Нет выбора, нет самостоятельности, нет ответственности за свою жизнь, поступки, будущее. Дети, проживающие несколько лет в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически не представляют, как живут люди в семье, как строят отношения. У них появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности. Они утверждаются в своей среде чаще всего через физическую силу, через продуктивную для них агрессию, через порой асоциальные формы поведения. В результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира. В ответах на вопрос: «Чего ты больше всего боишься в жизни?» часто встречается: «боюсь остаться без жилья», «боюсь того, что будет после выхода из школы», «боюсь стать никому не нужным», «боюсь встретиться с плохими людьми», «боюсь одиночества» и т.д. В. С. Мухина выделяет следующие особенности воспитанников интернатных учреждений, которые осложняют их социализацию: 1. Ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. 2. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это особое психологическое образование. Дети делят мир на «свои» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовцам. 3. Все дети, живущие в учреждениях, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающим агрессию. 4. У детей, живущих в сложившихся условиях на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция, отсутствие бережливости и ответственности. У детей из детских домов слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности (в том числе ответственность за себя и других). Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через физическую силу, через продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения. 5. Особенности поло-ролевой идентификации воспитанников. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. Девочки в силу группового «мы» часто заимствуют агрессивные формы поведения (данные Анисимовой). 6. Особенности психологического времени личности воспитанника. Психологическое время личности - способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важное позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование. Высокоразвитая личность в свое личное прошлое и будущее включает и историческое прошлое своего народа и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни. Дети из детских домов развиваются в этом отношении крайне убого. Индивидуального прошлого они часто не имеют, потому что прошлое обычно дает ребенку семья. 7. Еще одно звено самосознания - социальное пространство личности. Это права и обязанности, то, что ориентирует нас в жизни среди других людей. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое в житейских отношениях между людьми определяется словом «должен». Дети в детских домах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. 8. Представления и переживания детей по поводу отношений с окружающими людьми. Наиболее важными для ребенка являются отношения с родителями. Подросток из детского дома понимает, что он обделен этими отношениями по сравнению с теми детьми, которые воспитываются в семье. И это является внутренней проблемой ребенка, которая по мнению А.Ф. Шадура, вызывает формирование негативного отношения к семье как к ценности. Ребенок понимает, что он не такой, как дети из семьи, другой, и соответственно начинает негативно относиться к ценностям семейной жизни, которые не может реализовать. По нашим данным, для воспитанников сиротских учреждений характерно амбивалентное отношение к семье, очень эмоционально насыщенное и напряженное. Часто у них имеется неприятие кровной семьи, резко отрицательное отношение к родителям, особенно к матери. Но у части детей (особенно у тех, у которых родители умерли или дети их не помнят) положительное отношение к своим родителям, даже восторженное, превозношение их, любовь к своим родителям. В то же время у всех детей ярко выраженное желание иметь свою семью в будущем. 9. Особенности развития (нарушения) в эмоциональной сфере происходят у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях с самого начала. Дети чувствуют свою брошенность, отсутствие опоры, защиты. У детей постепенно начинает развиваться агрессивный комплекс. В основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми. Как показали эксперименты, проведенные Л.Б. Ермолаевой-Томиной в школе-интернате с использованием проективных методов (рис. Несуществующего животного и др.), в среднем у 70% детей доминируют агрессивность или страх или сочетание того и другого. Кончая школу, входя в жизнь, многие воспитанники не могут создать свою семью, контактировать с людьми, считаться с мнением и интересами других людей, нечувствительны к страданиям других и пр. Неумение сдерживаться, управлять своими настроениями и желаниями, ставить перед собой цели, требующие длительных усилий, - характерные черты многих воспитанников. Способность к саморегуляции не имеет благоприятной почвы в условиях коллективного воспитания. Все регулируется извне. У воспитанников все действия должны подчиняться распорядку дня, расписанию, правилам и принципам, выработанным в детском доме, навязанной извне деятельности и т.п. Поощрения и наказания, которые призваны регулировать поведение, также являются внешними по отношению к саморегуляции, как осознанному выбору пути самим воспитанником. Поэтому, попадая в самостоятельную жизнь, в условия свободы от регуляции и контроля извне, воспитанники теряются: они привыкли не создавать для себя нормативы поведения, деятельности, а нарушать их. Это создает благоприятную почву для асоциального поведения. Своеобразно искажается самосознание ребенка. Понимание своей ненужности никому конкретно в сочетании с ощущением своей социальной исключительности (положение «сироты») создает тенденцию к обвинению среды в своей неполноценности, неудачах. Интересно, что при самоописании в число отрицательных качеств некоторые дети относили такие как самостоятельность, любознательность, активность, наряду с другими, которые воспитатели подчеркивали в поведении детей согласно той категории ценностей (часто это - дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, отзывчивость) (Ермолаева). Таким образом, у воспитанников детских домов имеется множество особенностей личности и поведения, которые затрудняют их социальную адаптацию. Чтобы молодой человек успешно социализировался в социуме, он, по меньшей мере, должен понимать и принимать окружающих, знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь определенные навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Однако условия воспитания в интернатных учреждениях не позволяют в должной мере сформироваться названным качествам, и, наоборот, у них формируются такие особенности личности, которые отгораживают, отчуждают их от действительности. По мнению некоторых авторов, многие воспитанники, входя в жизнь, не могут создать нормальную семью, контактировать с людьми, считаться с мнением и интересами других людей, нечувствительны к страданиям других и пр. Длительное проживание детей в учреждениях создает условия (факторы), затрудняющие социализацию воспитанников интернатных учреждений, а именно: социальный статус ребенка из интернатного учреждения определяется тем, что он - «ничей» ребенок; дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни; большинство воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии. Число детей-сирот с отклонениями в развитии, по данным разных авторов, составляет 70-80%, причем чаще всего - это задержка психического развития; ярко проявляется дефицит индивидуализированного общения со взрослыми; - недостаточное включение ребенка в разные виды практической деятельности; - общение со сверстниками имеет «принудительный» характер, необходимо адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающие агрессию; регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личностного выбора, приводящие к подавлению самостоятельности и инициативности; дефицит образцов социального поведения для подражания и усвоения; у них затруднено воспроизводство социального опыта как по причине отсутствия жизни в семье, так и наличия асоциального опыта, неумения преодолевать трудности, строить взаимоотношения с другими людьми; ограничение возможностей социализации рамками и возможностями учреждения, формирование позиции сироты; в отсутствии стабильности происходит еще большее усугубление, нагнетание неуверенности, агрессии; социализация - активный процесс. Она предполагает активность личности в освоении мира через социальные роли, через разные виды общения. Жизнь в учреждении, основанная на тотальном внешнем контроле, затрудняет саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля. И если в начале жизни в детском учреждении ребенок проявляет активность, самостоятельность, то постепенно, не встречая поощрения и развития своих усилий, становится, как все, у него пропадает желание быть активным и самостоятельным. Эти качества заменяются пассивностью, поиском сиюминутного одобрения, неумением выстраивать даже близкое будущее. Трудности социализации в условиях интернатных учреждений наиболее ярко проявляются у выпускников, для которых характерно наличие следующих черт, выраженных в той или иной степени: -иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; - трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения; - инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; - перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха.
|