главная

Жилина Вера Васильевна, 
руководитель Рязанского центра социального служения «Милосердие»

Людям нужно помогать, очень они
нуждаются в теплоте, помощи.
Быть свечой горящей, чтобы хоть
кто-нибудь мог погреться у нее...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Обстановка, сложившаяся в нашей стране в последние годы, привела к тому, что большая часть населения стала нуждаться в помощи. Естественно, что стали возникать структуры, оказывающие те или иные ее виды. Теперь уже можно говорить и об опыте, накопленном за прошедшие годы, и о тех проблемах, которые возникли, и о перспективах и направлениях работы.

В течение шести лет по благословению теперь уже бывшего митрополита Рязанского и Касимовского Симона при Николо-Ямском храме – подворье Свято-Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии – действует Центр социального служения «Милосердие» во имя святой блаженной Любови Рязанской. У нас есть некоторый опыт работы с людьми, нуждающимися в помощи, которым хотелось бы поделиться.

В 1997 году в Центр обратились первые посетители. Тогда их было немного. Постепенно наша работа стала приобретать известность. Стали нарабатываться организационные формы.

В настоящее время сотрудники Центра обслуживают в месяц от 190 до 250 человек, в год – более 2 тысяч. Посетители Центра делятся на две категории: те, кто обслуживается постоянно, и те, кому оказывается разовая помощь.

Для того чтобы встать на постоянное обслуживание, посетитель должен принести направление, выданное (по выбору) органами социальной защиты населения – школой или другим учебным заведением, местной администрацией либо с места работы. При наличии такого направления или ходатайства на посетителя заводится индивидуальная карточка, он может посещать Центр один раз в месяц.

Помогаем мы и людям, которые попали в город проездом, освободились из мест лишения свободы или попали в иные сложные обстоятельства, когда достаточно оказать помощь один раз. В Центр может обратиться человек, не имеющий направления, достаточно лишь предъявить любой документ, удостоверяющий личность. Но даже если такого документа нет, мы стараемся не отказывать в помощи. В таком случае она оказывается по благословению священнослужителя храма.

Мы работаем не только с отдельными людьми, но оказываем помощь и детским домам, школам-интернатам, отделениям областной психиатрической больницы, областному приюту для детей и подростков, областному Дому ребенка и другим организациям.

Нами разработаны формы документации: индивидуальные карточки, журнал для регистрации посетителей, которым оказывается разовая помощь, журнал регистрации ежедневного, ежемесячного и годового объема работы Центра.

В штате Центра в настоящее время руководитель и 4 сотрудника. Мы работаем 5 дней в неделю, по 2 часа в день (с 16 до 18 часов) с посетителями, а после окончания приема занимаемся разбором поступивших вещей, уборкой.

Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы у нас был выбор вещей. Однако в свое время Владыка Иосиф, епископ Шацкий, викарий Рязанской епархии, благословил нас работать преимущественно с населением города и области и не надеяться на помощь из-за рубежа. Наш опыт показывает, что это очень правильное решение, поскольку, с одной стороны, мы не зависим от поступлений вещей из стран зарубежья (а они достаточно нерегулярны, как мы убедились), с другой – создается возможность для наших прихожан (и не только прихожан) проявить участие к согражданам, попавшим в беду. Нас уже знают в городе и области, мы рассказывали о Центре в местной прессе, по радио и на телевидении. Поток вещей может быть несколько больше или меньше, но ни разу не случалось, чтобы не было совсем. Интересно, что и приносящие вещи и обращающиеся за помощью одинаково рады, что есть такое место, где тебе могут помочь или ты можешь чем-то поделиться.

С благодарностью мы принимаем помощь от частных предпринимателей, которые занимаются торговлей. Давно и плодотворно мы сотрудничаем с обувной фабрикой «Рязаньвест», которая выделяет нам бракованную обувь с незначительными дефектами. Благодаря этому сотрудничеству мы можем выполнять заказы на обувь. Конечно, далеко не всегда нам хватает того, что нам жертвуют, но мы стараемся искать новые источники пожертвований, новых людей, готовых отозваться на чужую беду.

Перед нашими глазами проходят человеческие судьбы, цепочки житейских историй. Мы видели людей, которые потеряли здоровье в горячих точках, а теперь нуждаются и в вещах, и в элементарном человеческом сочувствии; людей, которые по слабости духа попали в места лишения свободы, а теперь раскаиваются в содеянном и со страхом думают о том, как их встретят родные и близкие; родителей, которых забыли дети, и детей, которых бросили родители, – всего не пересказать. Очень сложное положение у семей с детьми, особенно многодетных. Среди них есть немало семей, в которых родители любят детей, стараются правильно воспитывать их, обеспечить, как могут, но не всегда для этого есть возможности, особенно в сельской местности, где сейчас надеяться приходится лишь на себя и свое подсобное хозяйство, потому что работы просто нет.

Поэтому наш Центр – не просто место, где распределяются вещи. Часто приходится поговорить с человеком, утешить его, ответить на возникающие вопросы, а они касаются разных сторон жизни, в том числе, и духовной. Бывает, что люди, пришедшие к нам озлобленными, встретив теплый, спокойный прием, успокаиваются, иногда просят организовать встречу со священником. Были у нас и случаи, когда к нам обращались с просьбой помочь крестить детей или взрослых, содействовать в венчании.

Но иногда приходится довольно жестко разговаривать с некоторыми посетителями, которые привыкли требовать своего, считают, что все им должны, и не привыкли трудиться или просить. В этом случае необходимо

обдумывать, взвешивать каждое слово, обращать самое пристальное внимание на свой тон. Без помощи Божией в нашем труде никак не обойтись. Вера в Бога, приобщение к таинствам, церковная жизнь дают силы работать в храме, помогать людям.

Конечно, то, что мы делаем, – капля в море всеобщей нужды. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на проблему подготовки профессионалов в области оказания помощи людям.

Чуть более 10 лет назад в России возникла новая профессиональная сфера – социальная работа. Рязанский базовый медицинский колледж, преподавателем которого я являюсь, был одним из первых в России, открывший в 1992 году подготовку по специальности «социальная работа». В стране много высших учебных заведений, готовящих таких специалистов, средних профессиональных учебных заведений гораздо меньше.

В 2002 году группа преподавателей нашего колледжа по заданию Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ разработала Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «социальная работа», а в 2003 – программное обеспечение к нему. При разработке стандарта и программ мы столкнулись с целым рядом проблем и сложностей, противодействием со стороны некоторых сотрудников Министерства образования и представителей высшего образования в области социальной работы. Главной я считаю проблему подхода к пониманию сути социальной работы и социальному образованию. К сожалению, в высшем образовании довольно четко просматривается желание внедрить в России западное понимание социальной работы и соответствующую ему систему без основательного учета наших традиций в этой области, которые почему-то считаются некоторыми учеными и чиновниками устаревшими и тормозящими развитие этой сложной профессиональной сферы. Соответственно этому пониманию строится и профессиональное образование, в котором практически почти не уделяется внимание воспитанию будущих специалистов и выработке у них качеств, просто необходимых для осуществления столь нелегкой работы в океане человеческого горя – сострадательного терпения, доброжелательного понимания и деятельного сочувствия. По своему опыту мы знаем, что это возможно лишь тогда, когда основания для подготовки специалистов ищутся в тех областях национальной культуры, которые концентрировали и сохраняли духовный и интеллектуальный опыт многих поколений. Отечественная история убедительно показывает, что основанием душевного здоровья и условием действительного (не формального) обладания знанием, которое теперь принято называть гуманитарным, является живая связь с Богом и традиционными духовными ценностями. На протяжении многих веков и до настоящего времени неизменным хранителем их выступала русская Православная церковь. Поэтому Православие и святоотеческая традиция выбраны нами в качестве стержня и духовного основания социальной работы и подготовки социальных работников.

Соответственно этому пониманию при разработке стандарта и программ мы постарались провести через них линию традиционных духовно-нравственных ценностей. В работе огромную молитвенную и методическую помощь нам оказали иерархи и священнослужители Рязанской епархии. Молитвами наших Владык и священников, при непосредственном участии председателя Отдела катехизации и религиозного образования Рязанской епархии иерея Сергия Рыбакова нам с Божией помощью удалось провести то, что мы считаем необходимым, в стандарте и программах. Теперь все будет зависеть от того, как к этому отнесутся преподаватели, непосредственно готовящие социальных работников в средних профессиональных учебных заведениях.

Хотелось бы, чтобы в епархиях обратили внимание на проблему образования и подготовки тех специалистов, профессиональным долгом которых будет оказание помощи людям, нуждающимся в ней. Слишком по-разному понимается суть помощи в разных направлениях и научных школах, и иногда это понимание диаметрально противоположно интересам нашего народа, защитником и выразителем которых исконно выступала Русская Православная Церковь.

 Воронеж, 2003 г.