Борисов Д.В. | |
Рассматриваемые на сегодняшней встрече вопросы оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, безусловно требуют своего скорейшего решения. Ни для кого не является секретом тот факт, что подростковая преступность обладает высокой степенью латентности. Те цифры, которыми мы оперируем, характеризуя преступность несовершеннолетних, сегодня - это только часть айсберга. Питательной почвой подростковой преступности стала безнадзорность, которая, в свою очередь, уходит своими корнями в наше с вами, я имею в виду взрослых, всеобщее безразличие, бессердечие. Необходимо обратить внимание на то, что происходит сегодня в семье, во дворе, в школе, в исправительных учреждениях. Ничто не может сравниться по силе воспитывающего влияния на подростка с той огромной ролью, какую играет семья. Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни подростков, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Нравы родителей, манеры их общения, уровень духовности, моральные ориентации длительное время воспринимаются ими без критики (еще не доступной по возрасту) и становятся привычной нормой отношения к себе и окружающим. Нетрудно представить себе, в какой духовно-нравственной атмосфере воспитываются дети из неполных семей, дети-сироты, дети-беженцы. Вот где поле для работы квалифицированных психологов, педагогов, вот где точка соприкосновения государственных интересов и интересов гражданского общества нашей пока еще здоровой страны. В настоящее время назрела потребность в серьезном рассмотрении состояния и развития подростковой преступности в масштабах государства. Профилактика преступлений несовершеннолетних должна отойти от практики робких единичных попыток создания учреждений либо организаций, воздействующих на отдельные категории подростков, и функционирующих вне системы, без необходимой государственной поддержки. От тех усилий, которые мы предпримем сегодня, от эффективности совместной работы по предупреждению подростковой преступности будет зависеть криминогенная ситуация в стране в целом, а также личная безопасность каждого из нас, уже через каких-нибудь 3-4 года. Те 14-15-летние подростки, которые сегодня совершают кражи личного имущества граждан, элементов дорогостоящего оборудования с железной дороги, хулиганские действия в отношении сверстников, пройдя через исправительно-воспитательную систему с ее достоинствами и недостатками, завтра окажутся среди нас нетрудоустроенными, с жилищными и материальными трудностями, и практически готовыми к совершению любого тяжкого преступления. Все эти задачи тесно увязаны с экономической стороной жизни нашего общества, нуждаются в тщательной проработке, и требуют колоссальных материальных затрат. Именно с этой точки зрения очень полезным для государства стало бы решение указанных задач в сотрудничестве с общественными организациями, «болеющими» за здоровье нашего с вами недалекого завтра. Мне же, как сотруднику органов внутренних дел на транспорте, хотелось бы коснуться одного из аспектов ранней профилактики подростковой преступности. Представители нашей профессии как никто другой представляют себе проблему детской беспризорности и безнадзорности, захлестнувшей страну. Четвертый год работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведется органами внутренних дел в правовом поле, созданном ФЗ №120-99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С какими трудностями приходится сталкиваться сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних при проведении данной работы? В статье 1 ФЗ №120-99 г. указана та категория несовершеннолетних, с которой ежедневно работают сотрудники транспортной милиции – несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, т.е. «лицами в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия. Как видно, сама статья закона однозначно и неразрывно увязывает такие понятия как «безнадзорность» – «опасность для жизни» – «совершение правонарушений и антиобщественных действий». Социально-экономическая ситуация в государстве, перераспределение полномочий между государственными органами, специфика железнодорожного транспорта стали объективными причинами значительного увеличения объема работы с такой категорией детей и подростков, как бродяги. Пройдя сложный период, связанный с отсутствием приютов, когда безнадзорных несовершеннолетних было просто некуда помещать (например, в г. Воронеж единственным учреждением, спасающим положение, была детская инфекционная больница №7 г.) открытие их в области было воспринято с большой надеждой. Однако, реальное положение дел с безнадзорностью не адекватно возможностям вновь созданных учреждений и особенностям их функционирования. Тем более, когда речь идет о подростках, поведение которых отягощено противоправным прошлым. Такие подростки практически остаются вне этих учреждений. Работа по профилактике безнадзорности осложнена возрастающим числом без вести пропавших несовершеннолетних, самовольно ушедших как из семей, так и из детских учреждений, в т.ч. приютов. За десять месяцев т.г. подразделениями ЮВ УВДт, расположенными на территории Воронежской, области разыскано 5 подростков, находившихся в розыске как пропавшие без вести. Ребёнок, оставшись один на один со своими проблемами, да ещё и вдали от родного дома, подвергает свою жизнь и здоровье опасности. Безнадзорные подростки нередко ночуют в электричках и ж.д. станциях. Оставшись без средств к существованию, несовершеннолетние вынуждены совершать правонарушения, а также могут стать объектами внимания криминальных элементов. В конце концов, чаще всего безнадзорный ребёнок, самовольно ушедший из дома, специализированного детского учреждения, подолгу голодает. Поэтому такие дети нуждаются в экстренной помощи. Понятно, что сегодня государственные органы не в состоянии создать в каждом населенном пункте, где имеется железнодорожная станция, хотя бы комнату для временного размещения малолетних бродяг для дальнейшего помещения в специализированные учреждения. Здесь также могут сыграть свою профилактическую роль общественные организации. С учетом складывающейся ситуации руководством Юго-Восточного УВДт неоднократно проводились личные встречи с руководителями приютов и реабилитационных центров, направлены письма с конкретными предложениями в областные администрации и администрации городов Юго-Восточного транспортного региона о расширении сети данных учреждений, совершенствованию взаимодействия по устранению причин и условий, способствующих детскому бродяжничеству. В Юго-Восточном УВД на транспорте принят к исполнению план мероприятий по организации взаимодействия с органами социальной защиты населения Воронежской области на 2003 г. В соответствии с данным документом линейными подразделениями и аппаратом УВДт осуществляется работа по выявлению и изъятию с объектов ж.д. транспорта безнадзорных несовершеннолетних, а также детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказывается содействие работникам органов социальной защиты населения в установлении личности бродяг, в направлении к месту жительства. При выявлении таких несовершеннолетних проводится весь комплекс мер, установленных в п.п. а) п.5 Постановления Правительства РФ от 13 марта 2002 г. №154, а также в Приказе МВД РФ №569-2000 г.. В течение срока, установленного в ФЗ РФ «О милиции» устанавливается личность, выявленных безнадзорных несовершеннолетних, а также находятся ли они в розыске. В дальнейшем, данная категория подростков в соответствии с принятым в Воронежской области механизмом по актам органов социальной защиты населения передается в медицинские учреждения для прохождения обсервации. Среди негативных тенденций, характеризующих подростковую безнадзорность и преступность в Воронежской области, следует отметить активную миграцию несовершеннолетних на участке следования пригородных поездов Графская - Воронеж – Лиски - Россошь. Однако, недостаточное количество учреждений соцзащиты в значительной мере лишает возможности сотрудников транспортной милиции своевременно оказывать необходимую помощь безнадзорным детям в дальнейшем устройстве и ограждать их от влияния преступной среды. Чтобы можно было наглядно представить проблему детской безнадзорности на объектах ж.д. транспорта, приведу некоторые цифры. За 12 месяцев 2002 г. на объектах ж.д. транспорта выявлено 2641 безнадзорных несовершеннолетних, из которых 406 - это иногородние дети, т.е. каждый шестой, 199 несовершеннолетних помещено в приюты и реабилитационные центры для несовершеннолетних, функционирующие под эгидой органов социальной защиты населения, 5 - определены в медицинские учреждения, остальные переданы родителям. За 10 месяцев 2003 г. с объектов ЮВ ж.д., расположенных на территории Воронежской области было изъято 638 безнадзорных несовершеннолетних, 16 попрошаек. В приюты для несовершеннолетних помещено 103 ребенка, в том числе 96 – детей из других регионов Российской Федерации, 7 – граждан СНГ. Среди подростков, совершивших общественно опасные деяния на объектах железнодорожного транспорта, почти 51% имеет психические отклонения, 60 % имеют признаки педагогической запущенности, 30% детей двигательно расторможены, что часто сочетается с повышенным уровнем агрессии, 56% имеют наркопаталогию. Таким образом, социально – психологический портрет сегодняшнего правонарушителя нагляднее всего подтверждает актуальность обсуждаемых вопросов. У данной проблемы есть и другой аспект. Несовершеннолетним, находящимся на обсервации, требуется квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение. Ведь у каждого подростка, пустившегося в бродячую жизнь, свои причины для этого. Это может быть и насилие в семье, равнодушие со стороны законных представителей к его судьбе, а может быть проблема кроется в психическом развитии ребенка. Так, 16 июня 2002 г. на ст.Лиски (ЮВ ж.д.) была задержана Кристина, 16 лет. Девочка проживает с матерью в Москве. Из-за семейной ссоры ушла из дома, решила самостоятельно, без средств к существованию, поехать на юг. До того, как её обнаружили сотрудники транспортной милиции на ж.д. вокзале в Лисках, где она находилась в ожидании очередной электрички, девушка жила на Курском вокзале в Москве, бродяжничала. Или другой пример. Второго июля 2003 г. в пассажирском поезде №404 сообщением «Москва-Адлер» скоропостижно скончалась гр. Б, 1960 г.р., жительница Московской области. В социально-опасном положении оказалась следовавшая с ней дочь – Светлана, 1990 г.р.. Девочка помещена в больницу Лискинского отделения ЮВж.д. Принятыми мерами о случившемся сообщено отцу несовершеннолетней. До приезда отца девочка находилась в больнице. В обоих случаях в момент обнаружения сотрудниками транспортной милиции дети находились в сложной психологической обстановке. Именно в первые дни после трагедии особенно важна была помощь со стороны педагогов и психологов для выработки реабилитационных мер по отношению к конкретному ребенку. Психологическая помощь, оказанная подростку в этот период, позволит избежать беды в будущем. Причем помощь должна заключаться не только в проведении воспитательной беседы, а и в совместном принятии конкретных мер, будь то лишение родительских прав нерадивых родителей при наличии на то оснований, либо помещение подростка в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, либо направление в специализированное учебное заведение. Именно на этом этапе огромную помощь государственным органам могут оказывать общественные организации. Если же должного взаимодействия наладить не удастся, то проблема еще долго будет оставаться не разрешенной, а именно: выявленного несовершеннолетнего бродягу мы передаем органам социальной защиты населения; если подросток не сбежит, его просто возвращают в ту же обстановку, от которой он убежал, и через некоторое время несовершеннолетний вновь возвращается к бродячей жизни. Цели социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, остаются не достигнутыми. Еще одной проблемой при оказании экстренной помощи несовершеннолетним является неурегулированность процесса передачи безнадзорных детей из республик СНГ в страну постоянного проживания. Если подросток оказывается гражданином республики Украина, то этот вопрос еще как-то общими усилиями может быть решен в реальные сроки. А вот если подросток окажется жителем одной из республик Закавказья или Средней Азии, то ситуация осложняется. Оказание экстренной социальной помощи такому подростку может закончиться самовольным уходом из медицинского учреждения или приюта и возвращением на железную дорогу. Таким образом, проблема возвращения на родину безнадзорных несовершеннолетних из республик СНГ также требует своего решения. Немалую роль здесь при необходимой поддержке со стороны государства могут сыграть общественные организации правозащитной направленности. В заключение хотелось бы отметить, что при создании действенной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо четко осознавать, что за этими словами кроются судьбы реальных, пусть еще и несовершеннолетних, но все же граждан нашей страны. Вопросы оказания необходимой им помощи требуют совместного решения государственных органов и общественных организаций правозащитной направленности и не терпят действий в угоду корпоративным интересам. Только общими усилиями здоровых сил государства сегодня удастся предотвратить полную криминализацию нашего общества в недалеком будущем и обеспечить гражданам достойную и безопасную жизнь. Старший инспектор по ОП ООДПДН ЮВ УВДТ Борисов Д.В.
|