главная

"НАСЛЕДИЕ ОТ ГОСПОДА: ДЕТИ"

В ноябре в Воронеже произошло событие сколь редкое, столь и знаменательное - межепархиальный семинар Русской Православной Церкви. Его общественная значимость вызвана прежде всего темой, которую два дня обсуждали православные пастыри огромного российского региона (18 епархий), - «Наследие от Господа: дети».

Озабоченность церкви проблемами детей понятна. Дети - это будущее России. И, судя по всему, оно не только весьма печально, но и вообще проблематично. Представители отдела охраны материнства и детства областного управления труда и социального развития, управления Ю.-В.ж.д. и транспортной милиции, управления образования Воронежской области, областного управления здравоохранения, участвовавшие в семинаре, дополнили мрачную картину столь выразительными цифрами и фактами, что хотелось уже не обсуждать проблемы наших горемычных деток, а спрятаться куда-нибудь подальше.

Причинами бедственного состояния специалисты называют нищету и безработицу родителей, социальную несправедливость, нравственную деградацию и пьянство, пропаганду вседозволенности, распущенности, потребительства и эгоизма в средствах массовой информации, засилие рекламы... Другими словами - причины, главным образом, социальные, то есть такие, с которыми ни одна из государственных служб справиться не может, потому что их порождает-то именно социальное устройство страны.

Понятно, что выступления практически всех «гражданских» гостей семинара были проникнуты пессимизмом и безысходностью. «Без помощи церкви нам детей не спасти», - считает Вера Писаревская, главный специалист управления образования Воронежской области.

Уж не знаю, уполномочены ли были представители государственных органов делать подобные заявления, но созвучные мысли так и летели с трибуны.

Даже предваряющее семинар выступление заместителя начальника управления стратегического планирования Сергея Заруцкого, передавшего собравшимся привет и «благословение» от губернатора Владимира Кулакова, было о том же: «Владимир Григорьевич считает, что без православной церкви невозможно духовное возрождение России».

Так что, можно считать, что нынешний семинар РПЦ продемонстрировал если не готовность общества (во всяком случае, воронежского) обратиться

к богатому духовному опыту православной церкви, то явное движение в этом направлении.

А что же сама церковь? Ведь именно в отсутствии социального служения чаще всего упрекают духовенство (в пику грандиозной деятельности по строительству храмов). Некоторое объяснение подобного положения вещей дает выступление священника, руководителя миссионерского отдела Александра Домусчи. «Надо учитывать, - сказал он, - что Русская Православная Церковь еще продолжает зализывать раны после 70-летней попытки ее уничтожить. Социальное служение церкви только начинает по-настоящему разворачиваться».

Действительно, отдел по церковной благотворительности и социальному служению при Московской патриархии был создан только в 1991 году, и долгое время это направление деятельности явно не было приоритетным (в советское время о нем и речи не могло быть). Тем не менее, список добрых дел Русской Православной Церкви впечатляет. Об этом имеет смысл подробнее рассказать, потому что эта сторона жизни церкви, действительно, известна мало. Во многих городах России уже созданы и работают православные гимназии, детские сады, приюты для бездомных и безнадежно больных, реабилитационные центры для малолетних наркоманов и жертв тоталитарных сект. В Москве, например, есть своя школа-интернат, при ее участии создается пансион-приют матушки Меланьи для стариков и детей-инвалидов. Между прочим, недавно вступивший на митрополичью кафедру вновь созданной Липецко-Елецкой епархии владыка Никон даже приостановил строительство храмов. «Давайте лучше займемся воспитанием детей, - сказал он. - А они вырастут и достроят храмы». Во многих елецких и липецких школах введен предмет «Основы православной культуры», за разрешение преподавания которого так долго боролась церковь. В поселке Становом Липецкой области храм и школа всю воспитательную работу проводят вместе, тем более что и расположены они рядом. Воронежские школы такой «близостью» похвастаться не могут. Но в системе специализированных учебных заведений, в школах-интернатах позиции православной веры достаточно сильны. Как сообщила В. Писаревская, почти за всеми интернатами закреплены храмы. А в интернате № 1 Воронежа есть даже домовая церковь, где систематически проходят службы. Во многих интернатах ведется преподавание «Истории православия».

Очень заинтересовал присутствующих опыт Саранско-Мордовской епархии, где сирот на воспитание взяли монахини. В Саранске есть и детский сад, все сотрудники которого - духовные чада близлежащей обители, то есть православные верующие.

Волгоград - один из немногих городов, если не единственный, где между администрацией и епархией заключен договор о сотрудничестве именно в социальной сфере. Его плодами стали бесплатные обеды при храмах для пожилых и бедных (совместно с администрацией), приходские общества милосердия, приходские подростковые клубы (при помощи уже районных администраций), приют для онкобольных детей, православные семейные лагеря, православные поселения, медицинская станция святой Параскевы, колония для несовершеннолетних, в которой есть домовая церковь..,

К слову сказать, воронежские городские социальные службы на семинаре не присутствовали вообще, а выступление специалиста отдела охраны материнства и детства областного управления труда и социального развития Татьяны Гаранжи выглядело весьма бледным и к заданной теме имело очень далекое отношение. Это объективно отражает картину взаимоотношений воронежских органов соцзащиты и епархии.

Их практически нет (исключением можно назвать реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Парус надежды», который дружит с молодежным отделом). Может быть, потому в городе до сих пор нет социальных приютов ни для детей, ни для взрослых, а бездомных и беспризорных детей свозят в больницу.

Примеры социального служения православной церкви можно приводить очень долго. Но, сколько бы их ни называлось, это все равно, конечно, капля в море проблем, затопивших страну. В конце концов, важно не количество, а качество, наличие системы церковной благотворительности, ее возможность влиять на общество. Надо признать, что пока такой системы нет. Церковная благотворителсность существует в зависимости от духовных устремлений и активности членов церкви и ее иерархов на местах. И занимаются ею, как правило, как Бог на душу положит.

И это естественно. Во-первых, дела милосердия требуют искренности, по обязанности они, как правило, умирают, не успев свершиться. И в этом смысле тот обмен опытом между представителями епархий, учение друг у друга важны и полезны. А во-вторых, как бы ни складывались отношения церкви и государства, как бы ни было заинтересовано последнее в том, чтобы взвалить на церковь заботу обо всех обиженных, обделенных и нуждающихся, надо понимать, что церковь не может и не должна заменять собой работу государственных служб. Но она может и должна показывать пример.

И об этом тоже говорилось на семинаре. Призвание церкви - духовное окормление. Поэтому все проблемы, в том числе детские, церковь рассматривает под своим углом зрения -душеспасительным. «Задача церкви - такое влияние на общество, при котором не должно быть домов престарелых и детских домов, не должно быть нищих и бедных, бездомных и брошенных на произвол судьбы», - справедливо заметил отец Александр Домусчи.

И последнее.

То, что именно в Воронеже состоялся межепархиальный семинар на столь серьезную и актуальную тему - не случайно. Новый воронежский владыка митрополит Сергий уже давно возглавляет работу по социальному служению Московской патриархии. И в этом есть определенный знак. Владыку-строителя в нашей епархии сменил подвижник социального служения.

Время пришло.

Татьяна БЫБА, Воронеж, 2003 г.