ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные условия общественного развития
открывают перед Русской Православной Церковью большие возможности и широкие
перспективы для выработки новых форм активной социальной деятельности. Однако
практическое участие Церкви в решении социальных вопросов сопряжено с целым
рядом проблем, возникающих в повседневной благотворительной деятельности,
осуществляемой православными монастырями и приходами, братствами и
сестричествами, каритативными организациями и фондами. К числу таких проблем
следует отнести:
— несогласованность в ряде случаев региональных законов о благотворительной
деятельности и благотворительных организациях, принятых в некоторых субъектах
Российской Федерации, с соответствующим федеральным законом;
— утрату священнослужителями и верующими навыков и опыта социального служения;
— проблему кадров, от решения которой зависят масштабы, уровень и перспективы
социального служения Церкви, поскольку не все сегодня психологически готовы и
физически способны трудиться в социальной сфере;
— отсутствие финансовых средств для осуществления и расширения благотворительной
деятельности;
— информационный кризис, преодолеть который можно путем использования различных
средств обмена опытом;
— деятельность зарубежных каритативных организаций, в ряде случаев осложняющая
процесс становления системы церковной благотворительности.
Время тотального огосударствления всей социальной жизни и искусственного сужения
социальных функций Церкви миновало. В наши дни взаимополезное и столь
необходимое обществу сотрудничество государственных органов и Русской
Православной Церкви должно распространяться в соответствии с лучшими
национальными традициями и международным опытом на все уровни социальной работы
— от микроуровня (социальная поддержка конкретных людей и семей, адресная помощь
социально уязвимым группам, защита жизни и достоинства каждого человека
независимо от его этнокультурной принадлежности, вероисповедания или
гражданства) до макроуровня, включая совместное участие в выработке:
— государственной социальной политики;
— стратегии социального развития России и ее отдельных регионов;
— общенациональных программ восстановления и развития научно-образовательной,
информационной и материально-технической инфраструктур социальной сферы и т. п.
Эти и другие действия, направленные на улучшение взаимного сотрудничества
Русской Православной Церкви и государства в интересах малоимущих групп
населения, рассматриваются нами как необходимое условие для восстановления
института социального партнерства — одного из гарантов стабильного и безопасного
развития России.
|