ПРЕДИСЛОВИЕ
Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, —
выдающийся церковный деятель IV века, ревностный защитник Православия от
арианской ереси. Он известен в истории христианского богословия прежде всего как
исповедник веры в единосущие Сына Божия с Богом Отцом. Этот вопрос — центральный
в православной догматике, краеугольный камень Откровения о Боге — Единосущной и
Нераздельной Троице. Какого бы вопроса ни касались богословы, основанием служит
догмат о единосущии Лиц Святой Троицы. Как справедливо заключает В.Н. Лосский,
известный русский богослов ХХ столетия, «для Православной Церкви Пресвятая
Троица — непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия,
всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Именно Ее ищем мы, когда ищем
Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования»
[1].
Святой апостол Павел предостерегал христиан: «Смотрите, братия, чтобы кто не
увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям
мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 8
— 9). Церковь выражала свою веру в апостольское свидетельство о Боговоплощении
(Ин. 1, 1 — 4, 14) термином «единосущность»: Христос, Сын Божий, единосущен Богу
Отцу. Он Богочеловек.
Для святого Афанасия Великого борьба с арианами за православный догмат была
делом жизни, утверждением высшей цели христианского пути — обожения по
благодати. Если Сын Божий не единосущен Отцу, как учил Арий, то и цель
недостижима: нельзя обожиться без Бога. Борьба святого Афанасия Великого и его
сподвижников против ариан имела и по сей день имеет жизненно важное значение для
вселенского Православия.
Древние ереси не исчезают бесследно. Будучи ядовитым плодом гордыни ума, они и
теперь проявляются там, где нет смиренномудрия, где имеет место ложное
мудрование по стихиям мира, а не по Христу. Так и арианство в наше время не
изжило себя, а лишь меняет обличье, но суть остается та же, что и 17 веков
назад, — отрицание Божества в Иисусе Христе.
От примитивно-вульгарного арианства в учении «свидетелей Иеговы» до «евангелия»
графа Льва Николаевича Толстого, от западной школы библейской критики до
оккультизма «живой этики» Рерихов и новейшего движения «Новый век» (New Age) —
везде варьируется одна и та же главная тема: отрицание Боговоплощения во Христе,
отрицание Его искупительной жертвы, отрицание пути нашего спасения во Христе.
В 1973 году весь православный мир отметил 1600-ю годовщину со дня блаженной
кончины святого Афанасия Великого. Русская Православная Церковь живо
откликнулась на это знаменательное событие в жизни Православия. «Журнал
Московской Патриархии» писал: «Богословие Святителя Афанасия Великого глубоко
усвоено в Русской Церкви. Многочисленные списки его творений, особенно “Житие
преподобного Антония Великого” и “Слово о воплощении Бога Слова”, фрески
Святителя Афанасия в алтарях русских храмов и его аналойные иконы, иконы в
святительском чине русских иконостасов — наиболее значительные свидетели
почитания Святителя Афанасия Великого на Руси. Его богословские идеи особенно
ярко воплощены в жизни Преподобного Сергия Радонежского. Не случайно одна из
икон Богоматери как образ обожения объединила в себе и Святителя Афанасия и
Преподобного Сергия, указывая путь к жизни во Христе» [2].
К этому добавим еще одно замечательное свидетельство повсеместного почитания на
Руси великого защитника Православия. В селе Солдатское, расположенном на
территории Воронежской епархии, в XIX веке был возведен прекрасный храм во имя
святого Афанасия Великого.
|