Мы выбираем путь ко Спасителю
Уважаемые участники ассамблеи и форума!
Знаменательно, что наша, ставшая уже традицией, встреча,
организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II и по инициативе Академии славянской культуры, проходит в столь
дорогие для нас дни славянской письменности и культуры.
Трудно переоценить значимость и благотворное влияние на общество любых
культурных и миротворческих усилий, направленных на объединение сил света в
современном мире, устои которого разъедают политика разделения народов и
практика массового насилия. Это разделение тем опаснее, чем сильнее произвол в
проведении искусственных границ, по живому разрезающих и ослабляющих дух единых
или родственных народов.
Я говорю прежде всего о судьбе русского народа и всех народов исторической
России, утративших единое культурное пространство в результате передела
пространства политического. Миллионы соотечественников, ждущих участия в своей
судьбе со стороны России, обращают свои молитвы к Господу.
Они верят и, думается, не без основания в то, что истинная культура и
образование не признают иных границ, кроме границы добра и зла, через которую не
имеют права переступать ни люди, ни государства. Они убеждены в том, что само
право быть соотечественником дается не только и не столько процедурой принятия
или восстановления гражданства, сколько верностью гражданству небесному, без
которого утрачивает высший смысл сама история народов и государств.
Град небесный не будет нуждаться «ни в солнце, ни в луне для освещения своего,
ибо слава Божия осветила его». А среди спасенных найдется место и праведникам, и
народам. Воистину: «спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные
принесут в него славу и честь свою» (Откр. 21, 23–24).
Не забываем мы и о никогда не утихающей боли огромного и многоликого славянского
мира, который принял на себя едва ли не самые тяжкие плоды межцивилизационной
розни. Кто исцелит раны, кто направит в верное русло стези исторического
развития наших народов, если не традиционные культуры славянского мира,
впитавшие в себя соборный дух и неиссякаемую созидательную силу Православия?
Сегодня принято говорить об абсолютной ценности земной человеческой жизни. Но,
как говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, очевидно, что
многие люди готовы отдать жизнь ради священных для себя понятий, символов и
представлений. А «попытка силой утвердить приоритет рационально понятых
интересов над духовным бытием нации на деле подчас приводит к большим
человеческим жертвам. Пример Косова наглядно показывает, что намерение
обеспечить благополучие одной группы граждан за счет попрания духовных
приоритетов другой не могло не привести к чудовищной трагедии. Да, для многих
сербов возможность припасть к своим историческим святыням значит гораздо больше,
чем временное земное бытие».
Мы знаем, где проходит подлинная ось зла – не по линии «государств-изгоев», как
считают политики и финансисты, готовые заново перекроить политическую карту
планеты, подогнав ее контуры под свое представление о справедливости, а по линии
раскола сверхбогатства и сверхобнищания. Здесь, в поклонении золотому тельцу и
силам тьмы, кроется подлинная ось мирового зла – та область ложного бытия и
сознания, где возможно все, кроме спасения. Именно эта зона зла порождает и
нравственное падение, и войны, и террор всех форм и мастей.
Но мы выбираем иной путь – путь ко Спасителю.
Сегодня, видимо, можно говорить о том, что люди, стоящие на стороне света, и
люди, из безверия своего либо корысти ради прислуживающие золотому тельцу,
одновременно строят два разных мира, в одном из которых есть место Спасителю, а
в другом – лишь духовному опустошению.
Сегодня как никогда важно найти духовные ориентиры международного
сотрудничества, способного сберечь дар жизни. Вот почему мы придаем столь
большое значение и организации Международной ассамблеи ректоров славянских
университетов, и проведению Международного славянского форума «Традиции Slavia
Ortodoxa в современном мире».
Желаю благословенных успехов всем, кто принял участие в столь важном деле.
|