главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО СЕРГИЯ, МИТРОПОЛИТА
ВОРОНЕЖСКОГО И БОРИСОГЛЕБСКОГО К УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА «Взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества в совершенствовании системы комплексной реабилитации детей-инвалидов в ЦФО»


Многоуважаемые дамы и господа! Досточтимые участники конференции! Дорогие братья и сестры!

Для Православной Церкви проблема детской инвалидности это, прежде всего, проблема личной духовной жизни ребенка, который всегда остается человеком, остается личностью, даже если его тело или его душа повреждены болезнью. В очах Божиих ценность человека определяется не его способностью копать землю, держать в руках оружие или добывать нефть. Государственная, финансовая, медицинская и другая помощь таким детям рассматривается в христианской традиции лишь как инструмент для возрастания личной жизни ребенка-инвалида, который может появиться в любой семье: профессионального политика, преуспевающего бизнесмена, дворника, врача, рабочего, ученого или общественного деятеля. И всегда это событие будет для родителей испытанием их терпения и любви, а для подрастающего ребенка может стать серьезным поводом почувствовать себя изгоем в нашем мире: в мире, предназначенном для здоровых. Кроме того, все мы подвержены болезням, немощам старости, смерти. Мы лишь забываем об этом, получив от Бога на некоторое время дар здоровья. Если инвалидность понимать как стойкое ограничение физических и умственных возможностей – то это недалекая перспектива каждого человека. И дети с ограниченными возможностями являются для нас напоминанием о собственной нашей немощи, которая до поры притаилась в нас.
Из Священного Писания нам известно, что во все времена в обществе были те, кто страдал от болезней и не мог обойтись без посторонней помощи. Болезнь очень часто ставит перед человеком вопрос о смысле жизни и любви. Но болезнь ребенка, – иногда смертельная, – вызывает буквально вопль человека к Богу с вопросами о причинах страдания невинного младенца. И, надо признать, иногда неправильные ответы на эти вопросы становятся поводом для атеизма, отчаяния, одиночества, нравственной деградации и даже самоубийства.
По роду своего служения я часто бываю в медицинских учреждениях, где мне всегда хочется задержаться и поговорить с людьми, подходящими ко мне за благословением: поговорить с госпитализированными больными, их родственниками и медицинским персоналом. В таких учреждениях человек словно участвует в пасхальной тайне Христа и с обостренными душевными чувствами ищет ответы на вопросы о смысле своего существования, причинах зла, страдания и смысле жизни и смерти. Между тем в наших медицинских центрах всегда не хватало верующих, способных со всей полнотой ответить на эти вопросы.
Почему вообще рождаются на свет дети-инвалиды? Одно из самых первых и убедительных объяснений этого недоумения мы находим в Библии, в жизнеописании величайшего пророка Ветхого Завета – Моисея. Бог посылает Моисея к египетскому царю – фараону, чтобы говорить с ним об освобождении всего израильского народа от рабства. Согласно Преданию Церкви Моисей имел врожденный дефект речи, и вот он пытается отказаться от этой миссии, возражая Богу словами: «я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4,10). Господь отвечает Моисею: «кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» (Исх 4,11) и посылает вместе с Моисеем его родного брата Аарона, наставляя Моисея: «ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а я буду при устах твоих». (Исх. 4,15). Как это странно с точки зрения современной науки управления! Ведь если Аарон обладает ораторским искусством, то почему Господь не посылает к фараону его? А если Он хочет послать именно Моисея, почему, будучи Всемогущим Творцом, не исправляет тотчас же его косноязычие? Здесь нам открывается подлинная цель внимательного общественного и государственного отношения к людям с физическими недостатками. Бесспорно, инвалиды нуждаются в помощи общества. Но, оказывается, и общество не может без них обойтись. Да, у инвалида ограниченные взаимоотношения с внешним миром. Но ему, в силу его физического состояния, дарована возможность более тонко чувствовать свою внутреннюю духовную жизнь и слышать голос Божий.
Уместно вспомнить, как много в истории Церкви было людей, которые, живя святой жизнью, обладали вместе с тем и физическими недостатками. Вот только несколько общеизвестных примеров из истории Русской Православной Церкви: преподобный Серафим Саровский, который был очень сильным человеком, но когда на него напали разбойники, он в смирении своем не оказал им никакого сопротивления, и его жестоко избили, повредив позвоночник. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), потерявший здоровье из-за тяжелейших условий жизни в ссылке и ослепший впоследствии. Митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), всю жизнь страдавший от травм, полученных им в лагерях. Таких исповедников Христовой веры Церковь во все времена превозносила как светильников общественного благочестия, а физические раны и страдания были почитаемым церковным народом как знаки, свидетельствующие о жизни, преисполненной духовными совершенствами.
Люди, профессионально работающие с детьми-инвалидами, не случайно говорят об их особой талантливости. Только игнорирование этого очевидного факта, только неумение преумножить полученные ребенком-инвалидом от Бога таланты, постепенно может сделать ребенка обузой в семье и обществе. Для многих были неожиданными итоги участия России в Играх XXI Олимпиады 2010 года в Ванкувере. Полагаю, что произошедшее – это проявление не только проблем организации и управления национальным спортом. Это еще и признак духовного неблагополучия российского общества, затрагивающий решительно все сферы социальной жизни. Общество потеряло способность отбирать и поддерживать лучших. Положение детей-инвалидов в России, по моему мнению, лишь частный случай этой проблемы.
Из-за ограниченной физической подвижности может показаться, что они прикованы к своим креслам-каталкам, в то время как они быстрее нас движутся к духовным вершинам личной жизни. Они кажутся слепыми, но обладают тонким внутренним зрением для созерцания Божественных таин. Мы воспринимаем их глухими и немыми, но они более чутко, чем мы, внимают своим сердцем к добрым словам и делам. Это люди с особой реальностью, которая гораздо ближе к Божественному замыслу, чем наша повседневная жизнь.
С 2007 года в рамках ежегодных Рождественских чтений проходят конференции, целиком посвященные проблемам детей-инвалидов в обществе, Церкви и в семье. Я рад, что теперь эта тема серьезно и системно рассматривается на столь высоком уровне. Через обсуждение проблем детей-инвалидов мы открываем для себя те формы глухоты и слепоты, от которых должно быть спасено наше российское общество, от которых все человечество должно лечиться. Глухота и слепота человеческих душ создают непреодолимые барьеры между обществом и инвалидами, в то самое время как они кричат о помощи. Инвалидами становятся не от болезней, а от дефицита любви. Я надеюсь, что результаты этой встречи помогут значительно улучшить положение детей и подростков, испытывающих трудности, связанные с их ограниченными физическими или умственными возможностями.
Благословляя работу конференции, я молю Спасителя о том, чтобы Он сам помог вам найти и реализовать такие решения, которые бы радикально изменили в нашем обществе отношение к детям-инвалидам. Молитвенно прошу Пресвятую Деву Марию уподобить всех участников конференции живым иконам ее Сына, которые свидетельствовали бы своими делами о том, что каждый ребенок безмерно любим Богом и бесконечно ценен в Его глазах.
 

11 марта 2010 г. Воронеж