Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно
остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье
молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса
невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры.
В «Основах социальной концепции РПЦ» подчеркнуто, что образовательная система
есть посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные
за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодежи к этическим принципам,
актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый
план в процессе школьного и вузовского воспитания. Для ее осуществления
требуется сотрудничество общественных объединений, органов государственной
власти, религиозных организаций, союзов деятелей культуры.
Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача
знаний, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако в наше
время мы наблюдаем, что образование склонны трактовать не оправдано узко,
исключая из него воспитательный момент.
Осознание этого есть как у Церкви, так и у политического руководства нашей
страны. Недаром 2010 год был объявлен Президентом РФ годом учителя, педагога, то
есть лица, труд которого является краеугольным камнем всей образовательной
системы. В 2011 году среди приоритетных задач, стоящих перед государством, были
выделены проблемы подрастающего поколения и молодежи. Этим подчеркивается
важность задач образования и труда педагогов для будущего страны.
Чрез образование и воспитание закладывается основа национальной общности,
формируется духовная и культурная идентичность, сохраняются традиции и
преемственность исторического бытия. Образовательная система, неразрывно
соединенная системой воспитания, должна не только передавать новым поколениям
наших соотечественников полезные знания и интеллектуальные навыки, но и
формировать их убеждения, закладывать в их души и разум традиционные
духовно-нравственные ценности. А хранительницей и проповедницей этих ценностей
является Церковь.
Таким образом, школьное, а особенно вузовское образование призвано не только
обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и
формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах
учеников и студентов базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего
исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на
протяжении многих веков.
К сожалению негативная особенность современной ситуации заключается в том, что
некоторые влиятельные силы, движимые идеологическими, коммерческими и
политическими интересами пытаются противопоставить науку – религии, а процесс
воспитания оторвать от образовательного процесса, а то и совершенно исключить из
него. Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции РФ,
декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать
всякую возможность преподавания религиозных дисциплин в образовательном
процессе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в
результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем
практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики – по сути
нерелигиозной этики. Очевидно в данном случае мы имеет дело с попытками
идеологизировать образование. Под прикрытием борьбы за светский характер средней
и высшей школы навязать молодежи материалистическое мировоззрение. Следует
указать, что значение светскости призвано состоять в том, чтобы напротив
удовлетворять все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к
свободе выбора каждого человека.
Подобные антицерковные настроения проявляются в форме необоснованных
утверждений, что Православие вообще тормозит развитие России. Но они
свидетельствуют либо о невежестве оппонентов, либо о целенаправленной
спекуляцией фактами. Напротив, христианство, преодолев языческие предрассудки,
демифологизировало природу, тем самым способствовав возникновению научного
естествознания. Со временем науки — как естественные, так и гуманитарные — стали
одной из наиболее важных составляющих культуры. К концу XX века наука и техника
достигли столь впечатляющих результатов и такого влияния на все стороны жизни,
что превратились, по существу, в определяющий фактор бытия цивилизации. Вместе с
тем, несмотря на изначальное воздействие христианства на становление научной
деятельности, развитие науки и техники под влиянием секулярных идеологий
породило последствия, которые вызывают серьезные опасения. Экологический и
другие кризисы, поражающие современный мир, все с большей силой ставят под
сомнение избранный путь. Научно-технологический уровень цивилизации ныне таков,
что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение
нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут
все высшие формы жизни.
Святые отцы подчеркивали важнейшую роль воспитания для всей дальнейшей жизни
человека. Цель воспитания – это раскрытие данного Богом нравственного идеала,
достижение человеком совершенства. Образовательный процесс без воспитания – это
тоже самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о
воспитании молодежи. Даже самые полезные знания невоспитанный безнравственный
человек легко может обратить во вред себе и окружающим.
Такие последствия могут возникнуть в силу ложного принципа, лежащего в основе
современного научно-технического развития. Он заключается в априорной установке,
что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими
или религиозными требованиями. Однако при подобной «свободе» научно-техническое
развитие оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия,
гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни, со
всеми вытекающими отсюда негативными явлениями. Поэтому ныне для обеспечения
нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной
связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями.
Необходимость такой связи обусловливается и тем, что значительное число людей не
перестают верить во всемогущество научного знания. Отчасти именно вследствие
подобного взгляда в XVIII веке часть атеистически настроенных мыслителей
решительно противопоставила науку религии. Вместе с тем является общеизвестным
фактом, что во все времена, включая и настоящее, многие самые выдающиеся ученые
были и остаются людьми религиозными. Это было бы невозможно при наличии
принципиальных противоречий между религией и наукой. Научное и религиозное
познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки,
разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не
противоборствовать одна с другой.
Современные достижения в различных областях, включая физику элементарных частиц,
химию, микробиологию, свидетельствуют, что они суть меч обоюдоострый, способный
не только принести человеку благо, но и отнять у него жизнь. Евангельские нормы
жизни дают возможность воспитания личности, при котором она не смогла бы
использовать во зло полученные знания и силы. Посему Церковь и светская наука
призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения. Их
взаимодействие способствует созданию здорового творческого климата в
духовно-интеллектуальной сфере, тем самым помогая созданию оптимальных условий
для развития научных исследований.
Религиозное мировоззрение не может быть отвергнуто как источник представлений об
истине, а также понимания истории, этики и многих других гуманитарных наук,
которые имеют основание и право присутствовать в системе светского образования и
воспитания, в организации общественной жизни. Только совмещение духовного опыта
с научным знанием дает полноту ведения.
С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была
построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не
менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова
строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При
этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся
антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии
материалистического взгляда на мир.
К сожалению, доныне во многих учебных курсах истории недооценивается роль
религии в формировании духовного самосознания народов. Церковь постоянно
напоминает о том вкладе, который внесло христианство в сокровищницу мировой и
национальной культуры. Православные верующие с сожалением воспринимают попытки
некритического заимствования учебных стандартов, программ и принципов
образования из организаций, известных негативным отношением к христианству
вообще или Православию в частности. Нельзя игнорировать и опасность
проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных
сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для
семьи, и для общества.
Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского
вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших
учебных заведениях.
Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного
чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре — должно
стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем
преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее
воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит
его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода.
В заключении хотелось бы обратиться к профессорско-преподавательскому составу
вуза. Помимо того, что вы принадлежите к научной интеллигенции нашего общества,
каждый из вас является прежде всего учителем, воспитателем. В этой связи
хотелось бы обратить внимание на две важнейшие составляющие вашего труда.
Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без
исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых,
учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в
юных сердцах зародится тяга к знаниям и к тому, чтобы следовать примеру учителя.
Убежден, что роль светской педагогики в воспитании человека должна
рассматриваться совместно с вкладом в образовательный процесс двух других
институтов: религиозной общины и семьи. Система ценностей, на которой строится
воспитание, первоначально создается в семье, впитывается с молоком матери. А
религиозная община становится хранительницей этих норм, бережно передавая их из
поколения в поколение.
|