главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

 XVII Рождественские образовательные чтения


Выступление Председателя ОЦБСС МП,
митрополита Воронежского и Борисоглебского СЕРГИЯ
на конференции «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА.
УЧАСТИЕ ЦЕРКВИ В ИХ РЕШЕНИИ».
Υ направление ΧΥΙ Рождественских образовательных чтений:
«Церковь и Общество»

Медицинские и социальные проблемы детства и юношества
с точки зрения Православной Церкви и пути их преодоления


Уважаемые участники и гости медицинской секции Рождественских чтений!


Церковь с особенной заботой и ответственностью относится к детям, которые всегда находились в сфере ее постоянного внимания. Еще нерожденный, находящийся во чреве матери ребенок, уже освящен Богом и призван Им к святости. «Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6). Эти слова, сказанные Господом пророку Иеремии, относятся и к каждому человеку. Христова Церковь и современное светское общество неодинаково относятся к ребенку. Спаситель говорит: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». (Лк. 18, 16-17.) Однако, как во времена Христова пребывания в мире, так и теперь, для многих людей ребенок - это лишь только возможность стать полноценным членом общества. Дети зачастую рассматриваются как потенциал страны наподобие ее природных ресурсов. Для Христа же ребенок – это уже совершенный образ того, как человек должен принимать евангельскую весть и с какой простотой он может жить по законам небесного Царства здесь на земле. Христианство поднимает ребенка на невиданную высоту, уподобляя его этическому образцу. Современные социальные и медицинские проблемы детей - это препятствия, угрожающие их нравственной чистоте в обществе, где отношения между людьми оказались искаженными грехом. "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33), - говорит апостол Павел. Понимая это, Церковь осознает необходимость постоянного диалога с государственной властью, с вами - медицинскими и социальными работниками, а также со средствами массовой информации для прояснения своей позиции по вопросам демографической, социальной политики и охраны здоровья детей.

С глубокой тревогой Церковь констатирует, что численность детского населения России интенсивно убывает. За последние два десятилетия она уменьшилась в полтора раза. При этом обычно ссылаются на низкую рождаемость вследствие экономических трудностей воспитания детей в современном обществе. Однако за последние двадцать лет материальное благосостояние нашего народа не становилось хуже. Бесспорно: купить квартиру, дачу, машину или путевку для зарубежной поездки в другую точку планеты легче, чем родить ребенка. Но не потому, что рождение дитя обходится дороже, а потому покупки делаются ради любви к себе, а детей нужно рождать и воспитывать не для себя, а для Бога. Поэтому главной причиной уменьшения численности детей все же следует признать не низкие доходы, а дефицит жертвенности в семье и в обществе в целом. Неслучайно поэтому многодетные семьи – это семьи, укорененные в христианской вере и в жертвенной христовой любви.

Негативные тенденции зафиксированы и в отношении здоровья детей России: более половины их имеют так называемые функциональные отклонения, не менее 16 процентов – хронические заболевания. Лишь 5 процентов выпускников средних школ признаются здоровыми . Коэффициент младенческой смертности в нашей стране в 2 раза выше, чем в среднем по странам Европы . Мы видим в этом свидетельство того, что грех не является лишь нравственной категорией. Наши грехи, - грехи взрослых, простираются далеко за пределы нас самих. Именно они разрушают Богом установленный порядок мирозданья, отношения людей друг с другом и с природой, являются причиной наших болезней, болезней наших детей, они же становятся источником неэффективной организации системы здравоохранения и социальной поддержки. Поэтому Церковь считает своим долгом следить за законодательным и административным процессами в обществе, дабы воспрепятствовать принятию решений, способных усугубить и без того сложную ситуацию, сложившуюся в нашей стране в сфере медицинского и социального обеспечения детства и юношества.

Осознавая, что Христос является подлинным целителем душ и телес наших, Церковь никогда не пренебрегала врачебной деятельностью, направленной на предотвращение и облегчение человеческих страданий, с неизменно высоким уважением относясь к служению медицинских работников, которые призваны стать соработниками Христа в деле исцеления. Мы знаем, что любой христианин, в особенности ребенок, в самых глубинах страданий способен встретиться со Христом, который по слову пророка Исайи, «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». [Ис. 53, 5] Однако, Церковь призывает христианина смириться перед заболеванием, лишь тогда, «когда человеческие средства исчерпаны» . Считаю необходимым напомнить об этом сегодня в связи с продолжающейся уже несколько лет среди наших прихожан дискуссией по поводу прививок. Не следует забывать о том, что в 90-е годы XX столетия в системе здравоохранения России иммунизации детей не уделялось приоритетного внимания. Это явилось одной из главных причин того, что с 1992 по 2002 год удвоилось количество детей до 14 лет, перенесших одно и более инфекционных заболеваний .

Всякий ребенок в той или иной мере беззащитен перед миром, обезображенном грехами взрослых и нуждается в поддержке и защите. Но особенно это относится к детям-инвалидам, число которых только в последнее десятилетие 20 века выросло в России в 4 раза . С душевной болью мы видим, что рождение больного ребенка, признающегося инвалидом с детства, в нашей стране зачастую ведет к распаду семьи. В 50% случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка. При этом, каждый третий из отцов, бросивших женщину с родившимся ребенком-инвалидом, никогда не встречается со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке . Церковь не может ни осудить такую форму безнравственности отцов, призывая, однако, и матерей к большей ответственности при выборе спутников жизни. Церковь всегда подчеркивала значимость в подвиге создания семьи нравственного состояния супругов, готовности их к совместному возрастанию в Боге, опираясь на поддержку Церкви. Однако эти идеалы во много были утрачены в современном обществе.

Одной из острейших в России остается проблема детского сиротства. Если после Великой Отечественной войны было менее 700 тысяч детей-сирот, то в настоящее время – их около 800 тысяч . Церковь называет вопиющей бедой современного общества сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, - свидетельствуют о глубоком нездоровье общества . Только с 1999 по 2004 год число случаев лишения родительских прав увеличилось примерно на 40 процентов . У нас есть свое видение этой проблемы и богатый опыт усыновления детей, о котором мы еще будем сегодня говорить .

В России в мирное время ежегодно около 15000 несовершеннолетних детей погибает, из них половина – умирает от насильственной смерти. Более 2000 детей ежегодно становятся жертвами убийств и тяжких телесных повреждений. Библия предостерегает всех обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35. 33). Но особенно отвратитительна для христианина гибель детей во время военных действий, - когда жизнь невиновных детей приносится в жертву политическим, экономическим интересам и амбициям. Всякая война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). К великой нашей скорби во исполнении и этих слов Священного Писания, в последние 15 лет на Северном Кавказе сохраняется нестабильная обстановка, что привело к необходимости организации особых мер по защите детей в этом регионе и к созданию системы реабилитации детей, переживших военные действия. В результате военных кампаний в ряде регионов Северного Кавказа остается затруднительным доступ подавляющей части населения к основным социальным услугам: водоснабжению, санитарному обеспечению, образованию и здравоохранению. Начиная с 1995 года только на территории Чеченской республики протиовопихотные мины послужили причиной гибели или ранений более 3 тыс. гражданских лиц, в том числе более 700 детей . Однако не менее драматичная война, - за души детей, за их возможность жить счастливыми и быть способными воспроизводить в своем сердце добро и любовь, - происходит ежедневно в любом уголке России.

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим долгом дать духовно-нравственную оценку эпидемии заболеваний передающихся половым путем и ВИЧ ассоциированного СПИДа. В России 82% всех людей имеющих ВИЧ – это молодые люди в возрасте 15-30 лет. В возрастной группе 18-24 года 1% россиян ВИЧ-положительны . Подлинную первопричину и источник стремительного распространения эпидемии Церковь усматривает в достигшем невиданных прежде размеров умножении греха и беззакония, в утрате обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров , прежде всего относящихся к сфере сексуальных природных энергий человека.

Биологический пол всегда является для ребенка сложной личностной задачей. Семья, школа и общество в целом должны помочь ребенку одухотворить все, что связано с этой сферой, помочь включить пол в пространство личности ребенка, преобразить пол нравственной ответственностью и христианским идеалом целомудрия. Добродетель целомудрия, - это состояние когда личность владеет своей собственной природой, пребывающей при этом в состоянии согласия всех душевных и телесных сил. Именно идея целомудрия должна по вере Церкви и по ее двухтысячелетнему педагогическом опыту быть основной воспитания детей во всех вопросах связанных с полом. Так как только целомудрие является предпосылкой самой возможности той подлинной любви, - которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестает». (1 Кор. 13,8)

В этом контексте Церковь дает свою оценку проблеме подростковых беременностей и абортов. Общеизвестно, что с древнейших времен православная традиция рассматривала намеренное прерывание беременности как тяжкий грех, что канонические правила приравнивают аборт к убийству. Наша позиция четко, недвусмысленно и настойчиво озвучена не только с амвонов, но и в средствах массовой информации, на многочисленных съездах и конференциях, в том числе и на Рождественских чтениях. Вместе с тем, и в настоящее время Россия занимает 1 место по количеству абортов на душу населения не только среди стран Евросоюза, но и среди стран СНГ. Уровень абортов в России в 5,6 раза выше чем в странах ЕС . Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации . По убеждениям Церкви, причина подростковой беременности и рост числа абортов среди девушек до 15 лет состоит не в «использовании неэффективных методов контрацепции», не в «отсутствии новых форм работы с подростками», и тем более не в нехватке «кабинетов гинекологии детского возраста» и «центров планирования семьи», а в игнорировании обществом христианских норм нравственности, в частности идеала целомудрия. Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь выступает против тех программ «полового просвещения», которые имеют уклон в область физиологии, анатомии и через информирование подростков по вопросам пола способствуют вовлечению их в сексуальную активность. Обществу следует признать, что представление детям интимных отношений как акта чисто телесного удовольствия, не связанного с глубокой внутренней общностью личностей и с какими-либо нравственными обязательствами, уподобляет такое «просвещение» детей распространению порнографии.

Кстати, не могу не сказать и об этой форме пропаганды порока, которая наносит особый вред ранимым душам детей и юношества. Специалисты признают, что более 20% детской порнографии в сети Интернет создается в России, которая уступает в этом только США, где производится около 55% всей детской порнографической продукции, являющейся формой растления и сексуальной эксплуатации детей . В этой связи следует вспомнить, что Социальная доктрина Русской Православной Церкви настаивает на том, что те, кто публикуют материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви . Полагаю, что эта норма должна реализовываться на практике в связи с совершенствованием института церковного суда.

Церковь, как и все российское общество, обеспокоена ростом численности детей и подростков, имеющих отклонения от общественно принятых норм поведения. Надо понимать, что детский максимализм и подчеркнутое юношеское свободолюбие в атмосфере пропаганды порока, вседозволенности и свободы, - понимаемой как свободы уклонения ко греху, - легко превращаются в девиантные формы поведения, разрушительные как для общества, так и для самого ребенка. Речь идет не только о ежегодно возрастающем в нашей стране числе психических расстройств , о высоком уровне наркомании среди детей и молодежи , но и о росте числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними детьми . Россия признана одной из ведущих стран мира по численности несовершеннолетних в тюрьмах. Церковь считает, что главный источник асоциального поведения и преступлений – это помраченное состояние человеческой души. Мы считаем, что профилактика детской преступности возможна лишь через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в самом обществе истинных духовных и нравственных ценностей. При отсутствии в народе положительных нравственных идеалов никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить рост числа преступлений.

Крайней формой девиантного поведения является детское самоубийство. С начала 90-х годов уровень самоубийств среди подростков почти удвоился. Коэффициент самоубийств среди молодежи от 14 до 24 лет в 3 раза выше, чем в западной Европе . По представлениям Православной Церкви вину самоубийцы разделяют окружающие его взрослые люди, - родители, восприемники и воспитатели, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию, душевной поддержке и нелицемерному проявлению милосердия.

В этой связи уместно вспомнить и о проблеме насилие в семье. Когда нет любви к ребенку, она замещается своей противоположностью – нелюбовью, проявляющейся насилием и жестоким обращением с детьми. Только в 2004 году почти 33 000 детей самовольно ушли из дома из-за сложившийся трудной обстановки в семье, при этом более 61.000 детей находилось в розыске . А ведь очевидно, что деструктивные семейные отношения являются основой для асоциального поведения и психических нарушений у детей. В том же 2004 году на территории РФ зарегистрировано почти 6 000 преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми . В России, количество преступлений сексуального характера, совершенных в отношении подростков, возросло более чем в 3, 5 раза . Все это свидетельствуют о поистине страшном разрушении человеческой нравственности, помрачении ума и деградации чувства любви.

Минувший год был объявлен в России «годом семьи» и наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению того, что в последние годы было сделано и что еще предстоит сделать для разрешения социальных и медицинских проблем наших детей. Полагаю, что переживаемый нами сейчас экономический кризис – это посланное Богом испытание, напоминающее о том, что природные ресурсы нашей Родины – ее нефть, газ, золото сами по себе не делают людей здоровыми, счастливыми, добрыми и имеют жизненно важное значение для развития нашей страны лишь в краткосрочной перспективе. Устойчивый духовный и экономический рост России всегда будет определяться нравственным состоянием ее людей и чистотой их помыслов. Поэтому мы настоятельно призываем теперь изменить государственные приоритеты и инвестиций: прежде всего, в интересах воспитания, образования и здоровья детей. Да, эпоха нравственного релятивизма, когда пропаганда эгоизма, наживы, насилия и разврата похищает души молодых людей, очень непроста для проповеди ценностей Христовой Церкви. Однако, говоря об этих трудностях в воспитании детей и юношества в своей первой же первосвятительской речи, - Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия» . Церковь призвана теперь окружить детей и молодежь особой заботой ради их и нашего спасения. Ради спасения и процветания России.
 

Председатель ОЦБСС МП,
митрополит Воронежский и Борисоглебский, Сергий
 

МОСКВА, февраль 2009 года, ОЦБСС РПЦ