Выступление Председателя ОЦБСС МП,
митрополита Воронежского и Борисоглебского СЕРГИЯ
на конференции «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА.
УЧАСТИЕ ЦЕРКВИ В ИХ РЕШЕНИИ».
Υ направление ΧΥΙ Рождественских образовательных чтений:
«Церковь и Общество»
Медицинские и социальные проблемы детства и юношества
с точки зрения Православной Церкви и пути их преодоления
Уважаемые участники и гости медицинской секции Рождественских чтений!
Церковь с особенной заботой и ответственностью относится к детям, которые всегда
находились в сфере ее постоянного внимания. Еще нерожденный, находящийся во
чреве матери ребенок, уже освящен Богом и призван Им к святости. «Я образовал
тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1.
5-6). Эти слова, сказанные Господом пророку Иеремии, относятся и к каждому
человеку. Христова Церковь и современное светское общество неодинаково относятся
к ребенку. Спаситель говорит: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте
им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия
Божия, как дитя, тот не войдет в него». (Лк. 18, 16-17.) Однако, как во времена
Христова пребывания в мире, так и теперь, для многих людей ребенок - это лишь
только возможность стать полноценным членом общества. Дети зачастую
рассматриваются как потенциал страны наподобие ее природных ресурсов. Для Христа
же ребенок – это уже совершенный образ того, как человек должен принимать
евангельскую весть и с какой простотой он может жить по законам небесного
Царства здесь на земле. Христианство поднимает ребенка на невиданную высоту,
уподобляя его этическому образцу. Современные социальные и медицинские проблемы
детей - это препятствия, угрожающие их нравственной чистоте в обществе, где
отношения между людьми оказались искаженными грехом. "Не обманывайтесь: худые
сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33), - говорит апостол Павел.
Понимая это, Церковь осознает необходимость постоянного диалога с
государственной властью, с вами - медицинскими и социальными работниками, а
также со средствами массовой информации для прояснения своей позиции по вопросам
демографической, социальной политики и охраны здоровья детей.
С глубокой тревогой Церковь констатирует, что численность детского населения
России интенсивно убывает. За последние два десятилетия она уменьшилась в
полтора раза. При этом обычно ссылаются на низкую рождаемость вследствие
экономических трудностей воспитания детей в современном обществе. Однако за
последние двадцать лет материальное благосостояние нашего народа не становилось
хуже. Бесспорно: купить квартиру, дачу, машину или путевку для зарубежной
поездки в другую точку планеты легче, чем родить ребенка. Но не потому, что
рождение дитя обходится дороже, а потому покупки делаются ради любви к себе, а
детей нужно рождать и воспитывать не для себя, а для Бога. Поэтому главной
причиной уменьшения численности детей все же следует признать не низкие доходы,
а дефицит жертвенности в семье и в обществе в целом. Неслучайно поэтому
многодетные семьи – это семьи, укорененные в христианской вере и в жертвенной
христовой любви.
Негативные тенденции зафиксированы и в отношении здоровья детей России: более
половины их имеют так называемые функциональные отклонения, не менее 16
процентов – хронические заболевания. Лишь 5 процентов выпускников средних школ
признаются здоровыми . Коэффициент младенческой смертности в нашей стране в 2
раза выше, чем в среднем по странам Европы . Мы видим в этом свидетельство того,
что грех не является лишь нравственной категорией. Наши грехи, - грехи взрослых,
простираются далеко за пределы нас самих. Именно они разрушают Богом
установленный порядок мирозданья, отношения людей друг с другом и с природой,
являются причиной наших болезней, болезней наших детей, они же становятся
источником неэффективной организации системы здравоохранения и социальной
поддержки. Поэтому Церковь считает своим долгом следить за законодательным и
административным процессами в обществе, дабы воспрепятствовать принятию решений,
способных усугубить и без того сложную ситуацию, сложившуюся в нашей стране в
сфере медицинского и социального обеспечения детства и юношества.
Осознавая, что Христос является подлинным целителем душ и телес наших, Церковь
никогда не пренебрегала врачебной деятельностью, направленной на предотвращение
и облегчение человеческих страданий, с неизменно высоким уважением относясь к
служению медицинских работников, которые призваны стать соработниками Христа в
деле исцеления. Мы знаем, что любой христианин, в особенности ребенок, в самых
глубинах страданий способен встретиться со Христом, который по слову пророка
Исайи, «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». [Ис. 53, 5] Однако,
Церковь призывает христианина смириться перед заболеванием, лишь тогда, «когда
человеческие средства исчерпаны» . Считаю необходимым напомнить об этом сегодня
в связи с продолжающейся уже несколько лет среди наших прихожан дискуссией по
поводу прививок. Не следует забывать о том, что в 90-е годы XX столетия в
системе здравоохранения России иммунизации детей не уделялось приоритетного
внимания. Это явилось одной из главных причин того, что с 1992 по 2002 год
удвоилось количество детей до 14 лет, перенесших одно и более инфекционных
заболеваний .
Всякий ребенок в той или иной мере беззащитен перед миром, обезображенном
грехами взрослых и нуждается в поддержке и защите. Но особенно это относится к
детям-инвалидам, число которых только в последнее десятилетие 20 века выросло в
России в 4 раза . С душевной болью мы видим, что рождение больного ребенка,
признающегося инвалидом с детства, в нашей стране зачастую ведет к распаду
семьи. В 50% случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них
помогают воспитывать ребенка. При этом, каждый третий из отцов, бросивших
женщину с родившимся ребенком-инвалидом, никогда не встречается со своими
детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке . Церковь не может
ни осудить такую форму безнравственности отцов, призывая, однако, и матерей к
большей ответственности при выборе спутников жизни. Церковь всегда подчеркивала
значимость в подвиге создания семьи нравственного состояния супругов, готовности
их к совместному возрастанию в Боге, опираясь на поддержку Церкви. Однако эти
идеалы во много были утрачены в современном обществе.
Одной из острейших в России остается проблема детского сиротства. Если после
Великой Отечественной войны было менее 700 тысяч детей-сирот, то в настоящее
время – их около 800 тысяч . Церковь называет вопиющей бедой современного
общества сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые
наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, - свидетельствуют о глубоком
нездоровье общества . Только с 1999 по 2004 год число случаев лишения
родительских прав увеличилось примерно на 40 процентов . У нас есть свое видение
этой проблемы и богатый опыт усыновления детей, о котором мы еще будем сегодня
говорить .
В России в мирное время ежегодно около 15000 несовершеннолетних детей погибает,
из них половина – умирает от насильственной смерти. Более 2000 детей ежегодно
становятся жертвами убийств и тяжких телесных повреждений. Библия предостерегает
всех обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как
кровию пролившего ее» (Числ. 35. 33). Но особенно отвратитительна для
христианина гибель детей во время военных действий, - когда жизнь невиновных
детей приносится в жертву политическим, экономическим интересам и амбициям.
Всякая война является физическим проявлением скрытого духовного недуга
человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Войны сопровождали
всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут
сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не
ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). К великой нашей скорби во
исполнении и этих слов Священного Писания, в последние 15 лет на Северном
Кавказе сохраняется нестабильная обстановка, что привело к необходимости
организации особых мер по защите детей в этом регионе и к созданию системы
реабилитации детей, переживших военные действия. В результате военных кампаний в
ряде регионов Северного Кавказа остается затруднительным доступ подавляющей
части населения к основным социальным услугам: водоснабжению, санитарному
обеспечению, образованию и здравоохранению. Начиная с 1995 года только на
территории Чеченской республики протиовопихотные мины послужили причиной гибели
или ранений более 3 тыс. гражданских лиц, в том числе более 700 детей . Однако
не менее драматичная война, - за души детей, за их возможность жить счастливыми
и быть способными воспроизводить в своем сердце добро и любовь, - происходит
ежедневно в любом уголке России.
Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим долгом
дать духовно-нравственную оценку эпидемии заболеваний передающихся половым путем
и ВИЧ ассоциированного СПИДа. В России 82% всех людей имеющих ВИЧ – это молодые
люди в возрасте 15-30 лет. В возрастной группе 18-24 года 1% россиян
ВИЧ-положительны . Подлинную первопричину и источник стремительного
распространения эпидемии Церковь усматривает в достигшем невиданных прежде
размеров умножении греха и беззакония, в утрате обществом фундаментальных
духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров , прежде всего относящихся
к сфере сексуальных природных энергий человека.
Биологический пол всегда является для ребенка сложной личностной задачей. Семья,
школа и общество в целом должны помочь ребенку одухотворить все, что связано с
этой сферой, помочь включить пол в пространство личности ребенка, преобразить
пол нравственной ответственностью и христианским идеалом целомудрия. Добродетель
целомудрия, - это состояние когда личность владеет своей собственной природой,
пребывающей при этом в состоянии согласия всех душевных и телесных сил. Именно
идея целомудрия должна по вере Церкви и по ее двухтысячелетнему педагогическом
опыту быть основной воспитания детей во всех вопросах связанных с полом. Так как
только целомудрие является предпосылкой самой возможности той подлинной любви, -
которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестает». (1 Кор. 13,8)
В этом контексте Церковь дает свою оценку проблеме подростковых беременностей и
абортов. Общеизвестно, что с древнейших времен православная традиция
рассматривала намеренное прерывание беременности как тяжкий грех, что
канонические правила приравнивают аборт к убийству. Наша позиция четко,
недвусмысленно и настойчиво озвучена не только с амвонов, но и в средствах
массовой информации, на многочисленных съездах и конференциях, в том числе и на
Рождественских чтениях. Вместе с тем, и в настоящее время Россия занимает 1
место по количеству абортов на душу населения не только среди стран Евросоюза,
но и среди стран СНГ. Уровень абортов в России в 5,6 раза выше чем в странах ЕС
. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь
рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной
деградации . По убеждениям Церкви, причина подростковой беременности и рост
числа абортов среди девушек до 15 лет состоит не в «использовании неэффективных
методов контрацепции», не в «отсутствии новых форм работы с подростками», и тем
более не в нехватке «кабинетов гинекологии детского возраста» и «центров
планирования семьи», а в игнорировании обществом христианских норм
нравственности, в частности идеала целомудрия. Понимая, что школа, наряду с
семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о
телесной природе человека, Церковь выступает против тех программ «полового
просвещения», которые имеют уклон в область физиологии, анатомии и через
информирование подростков по вопросам пола способствуют вовлечению их в
сексуальную активность. Обществу следует признать, что представление детям
интимных отношений как акта чисто телесного удовольствия, не связанного с
глубокой внутренней общностью личностей и с какими-либо нравственными
обязательствами, уподобляет такое «просвещение» детей распространению
порнографии.
Кстати, не могу не сказать и об этой форме пропаганды порока, которая наносит
особый вред ранимым душам детей и юношества. Специалисты признают, что более 20%
детской порнографии в сети Интернет создается в России, которая уступает в этом
только США, где производится около 55% всей детской порнографической продукции,
являющейся формой растления и сексуальной эксплуатации детей . В этой связи
следует вспомнить, что Социальная доктрина Русской Православной Церкви
настаивает на том, что те, кто публикуют материалы, ведущие к растлению
человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их
принадлежности к Православной Церкви . Полагаю, что эта норма должна
реализовываться на практике в связи с совершенствованием института церковного
суда.
Церковь, как и все российское общество, обеспокоена ростом численности детей и
подростков, имеющих отклонения от общественно принятых норм поведения. Надо
понимать, что детский максимализм и подчеркнутое юношеское свободолюбие в
атмосфере пропаганды порока, вседозволенности и свободы, - понимаемой как
свободы уклонения ко греху, - легко превращаются в девиантные формы поведения,
разрушительные как для общества, так и для самого ребенка. Речь идет не только о
ежегодно возрастающем в нашей стране числе психических расстройств , о высоком
уровне наркомании среди детей и молодежи , но и о росте числа преступлений,
совершаемых несовершеннолетними детьми . Россия признана одной из ведущих стран
мира по численности несовершеннолетних в тюрьмах. Церковь считает, что главный
источник асоциального поведения и преступлений – это помраченное состояние
человеческой души. Мы считаем, что профилактика детской преступности возможна
лишь через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в самом
обществе истинных духовных и нравственных ценностей. При отсутствии в народе
положительных нравственных идеалов никакие меры принуждения, устрашения или
наказания не смогут остановить рост числа преступлений.
Крайней формой девиантного поведения является детское самоубийство. С начала
90-х годов уровень самоубийств среди подростков почти удвоился. Коэффициент
самоубийств среди молодежи от 14 до 24 лет в 3 раза выше, чем в западной Европе
. По представлениям Православной Церкви вину самоубийцы разделяют окружающие его
взрослые люди, - родители, восприемники и воспитатели, оказавшиеся неспособными
к действенному состраданию, душевной поддержке и нелицемерному проявлению
милосердия.
В этой связи уместно вспомнить и о проблеме насилие в семье. Когда нет любви к
ребенку, она замещается своей противоположностью – нелюбовью, проявляющейся
насилием и жестоким обращением с детьми. Только в 2004 году почти 33 000 детей
самовольно ушли из дома из-за сложившийся трудной обстановки в семье, при этом
более 61.000 детей находилось в розыске . А ведь очевидно, что деструктивные
семейные отношения являются основой для асоциального поведения и психических
нарушений у детей. В том же 2004 году на территории РФ зарегистрировано почти 6
000 преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми . В России,
количество преступлений сексуального характера, совершенных в отношении
подростков, возросло более чем в 3, 5 раза . Все это свидетельствуют о поистине
страшном разрушении человеческой нравственности, помрачении ума и деградации
чувства любви.
Минувший год был объявлен в России «годом семьи» и наша сегодняшняя встреча
посвящена обсуждению того, что в последние годы было сделано и что еще предстоит
сделать для разрешения социальных и медицинских проблем наших детей. Полагаю,
что переживаемый нами сейчас экономический кризис – это посланное Богом
испытание, напоминающее о том, что природные ресурсы нашей Родины – ее нефть,
газ, золото сами по себе не делают людей здоровыми, счастливыми, добрыми и имеют
жизненно важное значение для развития нашей страны лишь в краткосрочной
перспективе. Устойчивый духовный и экономический рост России всегда будет
определяться нравственным состоянием ее людей и чистотой их помыслов. Поэтому мы
настоятельно призываем теперь изменить государственные приоритеты и инвестиций:
прежде всего, в интересах воспитания, образования и здоровья детей. Да, эпоха
нравственного релятивизма, когда пропаганда эгоизма, наживы, насилия и разврата
похищает души молодых людей, очень непроста для проповеди ценностей Христовой
Церкви. Однако, говоря об этих трудностях в воспитании детей и юношества в своей
первой же первосвятительской речи, - Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «не
может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия» .
Церковь призвана теперь окружить детей и молодежь особой заботой ради их и
нашего спасения. Ради спасения и процветания России.
Председатель ОЦБСС МП,
митрополит Воронежский и Борисоглебский, Сергий
|