главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

Доклад на конференции «ВнутрИцерковное единство и вызовы современности»


Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года.

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
 о церковном единстве и проблемах современной
 церковной жизни.

К ПЯТОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
«ВНУТРИЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Основная тема нашего Освященного Собора и нашей рабочей группы – тема единства Церкви – крайне актуальна. Я бы сказал, сегодня она является краеугольным камнем церковной действительности и даже шире – жизни всего сообщества. При этом далеко не всегда проблемы, рассматриваемые нами, лежат на поверхности и уж, тем более, далеко не всегда они до конца осознаются людьми.

Опасности для внутреннего единства Церкви

Русская Православная Церковь всегда мыслила себя неотъемлемой частью общества, частью родного народа. Именно поэтому Церковь во все века возвышала свой голос, когда наш народ нуждался в словах духовной поддержки, назидания, утешения и укрепления в вере в дни скорби и тяжелых испытаний. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно подчеркивал, что «современный мир сегодня с новой силой взыскует духовной истины, жаждет услышать пророческое, но в то же время внятное, разумное слово Церкви. И потому задача свидетельства сегодня является приоритетной для нас». Вместе с Его Святейшеством свой голос возвышают ныне и архипастыри, и авторитетные пастыри и чада нашей Русской Церкви. Но вот парадокс: их призывы остаются не услышанными не только секуляризированным обществом, утратившим понятия учительства и отеческого авторитета, но и многими православными христианами – членами Церкви и нередко даже духовенством, по сути, оставаясь лишь лозунгами. Связь между церковной иерархией и народом приближается к взаимному критическому состоянию. И в этом я вижу первую и основную опасность для внутреннего единства нашей Церкви.

Эту опасность можно разделить на четыре составляющих. Первая – это неприятие частью верующих, включая некоторых представителей духовенства, и даже отдельных архиереев, соборно одобренных общецерковных взглядов и позиций по вопросам, связанным с глобализационными процессами, межхристианскими и межрелигиозными контактами и диалогами, а также церковно-государственными отношениями. Крайним выражением подобных позиций являются публикации в некоторых околоцерковных СМИ, в том числе, в осужденных Священным Синодом газетах «Дух христианина», «Пасха Третьего Рима» и т.п. с призывами прекратить поминовение Святейшего Патриарха. Эти призывы, к сожалению, оказываются услышанными. Таким образом, реально формируются псевдоревнительские направления.

Вторая составляющая опасности внутреннего единства Церкви – проблема либерально-реформационных движений. Попытки провести любые реформы в богослужебной, богословской, канонической и других областях церковной жизни вызывают крайне болезненную реакцию большинства православных. Именно эта обеспокоенность хорошо заметна в «Обращении группы священников Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору». В своем открытом письме они пишут «Мы дерзаем обратиться к Архиерейскому Собору с просьбой: дать оценку необъявленной богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, указать масштабы этого модернистского явления и его опасность для основ Православия… Это остро необходимо, прежде всего, для развития и успеха подлинной православной миссии в России и за ее пределами. Мы смиренно просим вас, всечестные архипастыри, призвать всех чад Русской Православной Церкви свято соблюдать богослужебные традиции родной нам Матери-Церкви». Не вдаваясь в подробное рассмотрение текста их обращения, отмечу, что обеспокоенность уважаемых священнослужителей очень понятна.

Третья составляющая вышеназванной проблемы – активное распространение различных маргинальных по сути, но далеко не по численности участников околоцерковных движений («чин всенародного покаяния», движения за канонизацию Г. Распутина и Ивана Грозного, доморощенный «монархизм»). Пропагандируется так называемое «альтернативное православие», представляющее собой гремучую смесь разнообразных расколов и псевдоцерковных групп, выражающее всевозможные крайности и, в конечном счете, приводящее людей в «пензенские пещеры». При этом практически никто не хочет замечать, что весьма сомнительная в религиозном, нравственном и правовом отношении деятельность этих псевдоправославных так называемых «церквей» компрометирует само русское Православие. Епархиальный совет Воронежской епархии в единомыслии со Священным Синодом еще в апреле 2005 года принял обращение к пастве, в котором в частности говорится: «Осознанно или неосознанно, но проповедники этих псевдоправославных идей объективно работают на дискредитацию Православия в глазах российского общества, на ослабление и раскол Церкви. Сеющим церковные разделения уместно напомнить предупреждение святителя Игнатия Брянчанинова: «Отчего случается иногда, что люди становятся в фальшивое положение и действуют во вред себе и всем? От принятия и усвоения ложных мыслей и понятий из области человекоубийственной лжи» (Из «Писем к мирянам»). Святая Церковь всегда призывала и призывает всех своих чад хранить христианское трезвомыслие и не поддаваться провокациям «чтобы кто не увлек вас… пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8)».

Наконец, четвертая составляющая, являющаяся ярким примером разрушения внутреннего единства ради мнимого благополучия – искусственная попытка создать, углубить и расширить расколы Православной Церкви на постсоветском пространстве. Так, накануне нашего Собора многие печатные и электронные СМИ просто «требовали» от нас признания «Киевского патриархата», «украинской автокефалии» и т.п. совершенно не считаясь с волей православного народа Украины, верного канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В этом же ряду стоят и притязания на каноническую территорию Русской Православной Церкви со стороны Вселенского Патриархата в Эстонии, на Украине, в Китае, в Венгрии и в русской диаспоре, учреждение епархий Румынского Патриархата в Молдавии и на Украине. Эта проблема грозит утратой единства уже всего Православного мира.

Вызовы времени, ослабляющие внутреннее единство Церкви

К вышеизложенному добавлю и ряд сопутствующих указанным проблемам явлений, ослабляющим внутреннее единство Матери-Церкви и нашего общества, являющихся, по сути, вызовами современности каждому верующему человеку. Эти явления различны и неоднородны, в тезисном изложении их трудно систематизировать, поэтому просто перечислю их в произвольном порядке.

Сегодня, по мысли Святейшего Патриарха, «очевидно, что наряду с ростом внешнего благополучия и прогрессом технологий в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех – иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами». Действительно, несмотря на то, что российская экономика активно развивается, ни благосостояние, ни, как говорят сейчас, качество жизни народа в лучшую сторону практически не изменяются. Думается, что причина такого отсутствия перемен в жизни человека не только и не столько в неэффективном хозяйствовании, а, прежде всего, в усилении духовно-нравственного кризиса русского человека. Наша страна, утрачивая духовно-нравственную основу, укорененную в православном миропонимании, изнутри теряет силу, мощь и могущество, влияние на умы и сердца и своих граждан, и внешнего мира. К сожалению, за внешним возрождением страны, блеском куполов множества восстановленных храмов и кажущимся благополучием мы зачастую не замечаем плачевных тенденций, ведущих к внутренней катастрофе.

Сегодня люди практически разучились работать на земле. Происходит не просто свойственная нашей эпохе урбанизация, а вымирание села и провинции как таковой. Люди, устремляясь в города, как правило, в мегаполисы, прежде всего в Москву, не сознают тот комплекс проблем, которые создают для самих себя.

Государство, общество, семья, школа фактически устранились от воспитания детей и молодежи. Подрастающее поколение все больше и больше выпадает из реальной жизни и превращается в аморфную, легко поддающуюся тлетворным влияниям, развращенную массу. Отсутствие сосредоточенности, организованности, приученности к труду, дисциплине, ответственности, уважению к наставникам и старшему поколению в молодежной среде приводят к тому, что сегодня даже Духовные школы сталкиваются с проблемой потребительского отношения к жизни со стороны молодых людей. Если при этом отметить, что уровень образования в нашей стране катастрофически падает, а также тот факт, что молодежь все больше радикализируется в своих общественных взглядах и проявлениях, то мы получаем картину, близкую к той, что была в России в революционную эпоху 1905-1917 годов, с поправкой на особенности наших дней. Желание провести реформу духовного образования, направленную на перестройку его по университетскому светскому образцу, который подразумевает фактический отказ от церковно-практической составляющей, может лишь усугубить ситуацию и породить вольнодумцев-оппозиционеров с церковными дипломами.

К этому стоит добавить, что нередко отдельные представители православного духовенства не только не имеют «доброго свидетельства от внешних» (1Тим.3:7), но и становятся соблазном, впадая в «нарекания и сеть диавольскую» (1Тим.3:7). Какой пример пастве и обществу может дать священнослужитель, нарушающий святость брака или незыблемость монашеских обетов, рассматривающий прихожан как источник обогащения, ведущий образ жизни, отторгающий людей от Христа и Церкви? Как может «просветить» людей «миссионерство», основанное на ложном «харизматизме», приспособленчестве ко вкусам масс, эпатировании аудитории на рок-концертах и лекциях, подрыве доверия церковного народа к мнению Церкви, житиям святых, церковному преданию?

Парадоксом является тот факт, что нередко люди культуры, искусства и науки, призванные к миссии хранить и преумножать духовное и интеллектуальное богатство нашего Отечества, являть пример для подражания, становятся языческими кумирами, несущими разврат, безнравственность, разрушение семейных, общественных, культурных, исторических, нравственных ценностей. Воистину «горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18:7). Поразительно, что все сомнительные с нравственной точки зрения «проекты» принимаются безропотно, а то и с нескрываемым удовольствием, а попытка Русской Православной Церкви остановить процесс нравственного разложения общества через введение в школах «Основ православной культуры» и призывы к пропаганде традиционных духовных ценностей объявляются нетолерантными и несущими в общество конфликты.
 
На этом фоне сегодня заметно активизировалась деятельность многочисленных сектантов. Они активно стремятся занять респектабельное и политически выгодное положение в обществе, непрестанно обвиняя при этом Русскую Православную Церковь и всех православно, национально и патриотично мыслящих людей во всех мыслимых и немыслимых грехах, нередко даже в нарушении закона и всегда в нарушении прав человека. Здесь оказываются приемлемыми любые средства, не говоря уже о двойных стандартах.

На этом можно, пожалуй, завершить перечисление факторов, разрушающих внутреннее единство Церкви и общества. Однако, не смотря на все это, Церковь по-прежнему жива Духом Святым, свидетельством людей подвижнической жизни, веры и верности, которые не делают никаких уступок миру, лежащему во зле. Более того, именно опираясь на их духовный опыт, то есть на весь двухтысячелетний опыт Церкви мы призваны противостоять опасным вызовам современности и дать достойные ответы на них.

Пути укрепления внутреннего единства Церкви

Итак, что же мы реально можем сделать, чтобы перечисленные явления не стали катастрофой?
Неустанная внутренняя работа над собой, над своим духовным и нравственным состоянием должна стать нашим постоянным трудом. Только объединение усилий всех здоровых сил нашего общества, каноническое единство Русской Православной Церкви, единомыслие ее Священноначалия, духовенства и опора на поддержку народа, целостность нашей великой Руси с ее многовековой историей могут привести к коренному изменению сложившейся ситуации. Остановить падение в бездну греха и порока, духовного рабства и забвения своих корней может лишь активная жизненная позиция и подвижническая жизнь каждого гражданина нашего Отечества и тем более каждого православного человека – иерарха, священника, монаха, мирянина.

Важным аспектом укрепления церковного единства должно стать обязательное просвещение православного народа. Причем необходимо неустанно разъяснять людям позицию Священноначалия по всем основным вопросам, особенно вызывающим обеспокоенность.

Думается, множество проблем можно было бы разрешить, если во всех епархиях будет неукоснительно соблюдаться Определение Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, в котором «признан необходимым переход к рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование». Далеко не во всех епархиях на это определение обращают внимание и, как итог, невежество на приходах не исцеляется, а усугубляется стараниями малообразованного батюшки. Более того, необходимо постоянно обновлять знания и повышать образовательный уровень даже клириков – выпускников Духовных школ. В нашей епархии эти вопросы успешно решаются, и мы готовы делиться опытом.

Принципиально важно, чтобы подлинное оживление епархиальной жизни, а не наведение внешнего лоска, стало делом жизни каждого архиерея. Только активная и деятельная позиция епархиального Священноначалия – гарант того, что в епархии не будут иметь успеха ни горе-реформаторы, ни радикалы-ревнители, ни тем более раскольники и сектанты. Именно на местах легче решаются многие духовные проблемы и болезни. Но для этого необходимо, чтобы все структуры епархиальных управлений были мобильными, коммуникабельными, активными. Отделы должны быть с одной стороны ближе к народу, чувствовать настроение среди народа, отвечать на возникающие вопросы, а с другой – должны быть близки епархиальному священноначалию, быть добрыми соработниками соответствующих Синодальных отделов. Для того чтобы на уровне епархий решить задачу возрождения церковной жизни во всех ее проявлениях необходимы единство и согласованность. Церкви всегда необходима жесткая вертикаль власти, без этого Православия не может быть. Наше время благоприятствует миссии Церкви в мире, наш долг передать следующим поколениям веру Православную незамутненной, Церковь неослабленной, достояние Христово приумноженным.

Для достижения этого необходимо Синодальным отделам собираться вместе хотя бы раз в год, для выработки стратегии развития и обмена опытом.

Огромную роль в укреплении церковного единства должны сыграть и Духовные школы Русской Православной Церкви. Мне, как Правящему Архиерею, хотелось, чтобы выпускники семинарий были глубоко воцерковленными, любящими богослужение и богословски подготовленными духовными людьми, понимали всю святость и ответственность своего служения. Именно в семинариях будущие священно- и церковнослужители должны получить урок церковного единства, послушания священноначалию и верности священнической присяге.

Еще одним камнем фундамента церковного единства призваны стать святые обители. Монашествующие должны быть опорой Правящего Архиерея, оказывать ему помощь в налаживании духовной жизни в епархии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, выступая на Епархиальном собрании города Москвы, отметил: «Наместникам, настоятельницам и духовникам монастырей следует все свои усилия приложить к оздоровлению внутренней, духовной ситуации в своих обителях, а также к развитию позитивных тенденций, появившихся в процессе становления монашеской жизни». Большим подспорьем для этого могут стать регулярные собрания монашествующих, дающие благие плоды и укрепляющие тесную связь между насельниками обителей и архиереями. Об этом я говорю исходя из многолетнего и плодотворного опыта Воронежской, Тобольской и других епархии.

В завершении своего выступления подчеркну: нам необходимо своим неустанным трудом показать пример единства, «едиными усты и единым сердцем» обратясь к Богу с искренней молитвой: «Услыши и ныне молитву нашу: изведи на жатву делатели Своя, да не оскудеет Церковь пастырьми добрыми, иже имут просвещати столь великое множество людей, вере не наученных или от веры отвратившихся. Насади в начальствующих послушание Тебе, в судех правду и милость, в богатых сострадание, в немощных же долготерпение, да тако в земли нашей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во святых Своих. Ересьми же и расколы соблазняемым, отступившим от Тебе или Тебе не ищущим яко Всемогий явлен буди, во еже ни единому от них погибнути, но всем нам спастися и в разум истины прийти, да вси в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославим Пречестное имя Твое, терпеливодушне, незлобливе Господи, во веки веков. Аминь»
 

25.06.2008 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий