выступление Председателя отдела по церковной благотворительности и социальному
служению Московского Патриархата Русской Православной Церкви
Митрополита Воронежского и Борисоглебского СЕРГИЯ
11 декабря 2008 года на «круглом столе»: «ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В
СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ», организованного Комитетом по
охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
пятого созыва.
Уважаемые участники «круглого стола», Дамы
и Господа!
Наш мир, который никогда еще раньше не был таким взаимосвязанным, переживает
финансовый кризис, имеющий глобальные последствия. Текущий финансовый кризис
довольно быстро принимает форму экономического кризиса и угрожает вылиться в
социальный кризис во многих странах.
Экономические трудности, которые сопровождают кризисы, всегда самым пагубным
образом отражаются на здоровье людей. В прошлом многие страны, особенно с низким
уровнем доходов, предпринимали в качестве ответной меры на экономические
проблемы, сокращение расходов на здравоохранение, образование и социальную
защиту. И эта мера всегда имела разрушительные последствия для здоровья,
демографии, безопасности и благополучия. Русская Православная Церковь
обеспокоена проблемами современной экономики, потому что «попечение о
человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви».
(Х1.1 )
Согласно Православному миропониманию, состояние экономики напрямую зависит от
духовного состояния общества и каждого отдельного человека. Экономика – это
интегральный продукт нравственного состояния людей. Дело в том, что грех,
зарождаясь в глубинах человеческой души, затем выплескивается наружу. Возникают
искаженные грехом отношения между людьми, которые оказывается запечатленными
сначала в общественной нравственности, затем в законодательных установлениях, и
наконец, во всем социальном строе. Таким образом, грех как бы застывает в
общественном сознании, в экономических механизмах, в формах управления -
создавая вокруг человека тотальное пространство, искаженное безнравственностью.
Это пространство способно затем воспроизводить людей, обезображенных грехом.
Поэтому целью Православной Церкви является «не только спасение людей в этом
мире, но также и восстановление самого мира». (1.2)
Церковь не считает для себя возможным указывать государству, какие именно
экономические механизмы ему надлежит применять при осуществлении социальной
политики , в том числе экономической политике в сфере здравоохранения. Для
Церкви важно другое: чтобы экономические процессы не выходили за границы
нравственных норм, чтобы экономика была справедливой, а реформирование
здравоохранения находило понимание у народа и имело плоды в виде повышения
уровня здоровья населения. Святейший патриарх Алексий II еще в 1996 году выразил
убежденность в том, что «человеческая жизнь, здоровье и благосостояние граждан
должны быть безусловным приоритетом при распределении материальных средств, при
выработке экономической и социальной политики» .
Святые отцы Православной Церкви не единожды обращались к вопросам хозяйственной
жизни, размышляя в своих трудах и о проблеме социальной ответственности
собственников. В основе их взглядов лежит представление о том, что подлинным
собственником всего сотворенного мира является Господь. Человек – всего лишь
распорядитель доверенного ему Богом имущества, которым он должен пользоваться в
соответствии с волей Творца. В этом смысле не существует различия между
государственной и частной собственностью. Поэтому Русская Православная Церковь
отказалась от участия в навязываемой ей дискуссии о том, какие формы
собственности «более христианские», а какие «менее христианские». «Церковь
признает существование многообразных форм собственности. Государственная,
общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных
странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не
отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как
греховные явления - хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов
труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных
благ». (Y11.3) Именно с этих позиций Церковь подходит к вопросу
государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
Нельзя не заметить, что официального понимания и толкования самого термина
«государственно-частное партнерство» в России пока не существует. Это
словосочетание употребляется сегодня для обозначения любых форм сотрудничества
государственной власти и частного бизнеса. При этом каждый может вкладывать свой
собственный смысл в это понятие, следуя социальной конъюнктуре или даже своим
личным интересам. Церковь считает справедливым мнение тех, кто полагает, что на
сегодняшний день главное препятствие на пути развития «государственно-частного
партнерства» в России - это отсутствие в нашей стране концепции государственной
собственности. Действительно, недопустима ситуация, когда даже в Федеральном
законе о естественных монополиях не только не определены, но и не упомянуты
категории «государственная собственность» и «федеральная собственность». Мы
разделяем обеспокоенность тех, кто считает, что в условиях правового и
понятийного хаоса, идея государственно-частного партнерства может стать лишь
инструментом приватизации государственных предприятий и учреждений сферы охраны
здоровья. Мы согласны с тем, что государственно-частное партнерство в
здравоохранении в условиях правовой неопределенности, экономического и
нравственного кризиса может привести к созданию очередного механизма
перекачивания в коммерческие структуры бюджетных средств и средств Фонда
обязательного медицинского страхования. Поэтому, прежде чем создавать систему
государственно-частного партнерства, государство должно взять на себя
ответственность перед обществом за имеющуюся у него собственность и определить
на уровне федерального законодательства те объекты системы здравоохранения,
которые не подлежат приватизации.
Обсуждение проблем государственно-частного партнерства происходит в условиях
реструктуризации российской системы здравоохранения, проводимой с 2004 года.
Священнослужители Русской Православной Церкви не только общаются с болящими в
соответствии с долгом пастырского служения, но и болеют сами, и точно также как
и все российские граждане, обращаются за медицинской помощью в различные
учреждения здравоохранения. Поэтому мы знаем не понаслышке о проблемах
российской системы охраны здоровья. И мы согласны с мнением наших прихожан о
том, что за пять лет проводимых в здравоохранении реформ, для большинства
населения нашей страны здравоохранение не стало ни более доступным, ни более
квалифицированным, ни более качественным. Отдельные успехи реформ
здравоохранения не меняют у населения и медицинских работников общего
впечатления состоящего в том, что система медицинского обслуживания продолжает
стремительно ослабевать и распадаться. Об этом свидетельствуют, в частности,
участившиеся случаи обращения пациентов в общественные организации православных
врачей, связанные с тем, что некоторые больные не могут получить необходимой
медицинской помощи в официальной системе здравоохранения. А ведь страдания даже
одного человека, для которого здравоохранение стало менее доступным - это
страдания всего народа, в котором, как и в теле человеческом, «страдает ли один
член, страдают с ним все члены» (1 Коp. 12:26). Необходимость проведения реформ
здравоохранения может вытекать из экономики, но не должна диктоваться ею.
Основной целью государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, как
и любых реформ в здравоохранении, должно быть не решение проблем
недофинансирования медицины или получения прибыли от медицинских услуг, - но
повышение уровня здоровья населения, а также кардинальное улучшение
демографической ситуации, повышение качества и доступности медико-санитарной
помощи. «Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской
помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и
доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и
социального положения, в том числе при распределении ограниченных медицинских
ресурсов». (Х1.3)
Церковь не может согласиться с представлениями о том, что государственно-частное
партнерство – это взаимодействие государственной власти и бизнеса, созданное
исключительно с целью управления финансовыми потоками, что цели создания такого
партнерства – сугубо экономические. У экономики имеется четкое этическое
измерение. Экономика — это социально ответственный вид деятельности, в котором
нужно сочетать принципы эффективности и справедливости. Актуальными остаются
слова итогового документа седьмого Всемирного русского народного собора,
состоявшегося в декабре 2002 года посвященного теме «Вера и труд:
духовно-культурные традиции и экономическое будущее России». В этом документе
говориться: «Сегодня государственные власти, ученые, предприниматели, профсоюзы,
общественные организации активно ищут пути преодоления негативных явлений в
экономике. Такой поиск не может ограничиваться лишь областью цифр и законов
рынка. Проблемы национального хозяйства нельзя разрешить, не вспомнив о
моральном и духовном состоянии общества. Ведь многие причины нынешних трудностей
сокрыты в душах и сердцах человеческих. Рецепты ученых и решения властей не
сделают людей счастливыми, если не будут сопровождаться возрождением
нравственной основы человеческой деятельности... Определение судеб национального
хозяйства не должно превращаться в «удел» чиновников, бизнесменов и экономистов.
Все мы - народ, государство, Церковь, профсоюзы, ассоциации предпринимателей,
наука, гражданское общество - должны воспринимать экономику России как область
своей заботы и своих созидательных усилий. Стране необходим широкий и открытый
диалог по экономическим и социальным вопросам, влияющий на принятие любых
важнейших решений». Эти слова особенно актуальны применительно к экономике
здравоохранения, - потому что сохранение здоровья является проблемой для каждого
из нас. В этой связи, при формировании системы государственно-частного
партнерства в сфере здравоохранения, следует говорить о соборности такого
партнерства и определить, что партнерами в деле охраны здоровья для государства
являются не только частная система здравоохранения и частные инвесторы, но и
религиозные, благотворительные и общественные организации. Полагаю, что во
избежание злоупотреблений, создание и функционирование всех форм
государственно-частного партнерства в здравоохранении должно находиться под
контролем и при участии общественных организаций не исключая и Церкви .
Финансовый и нравственный кризис – вряд ли удачное время для экономических
экспериментов в здравоохранении. Однако, если уже поставлен вопрос о неотложной
необходимости этапа разработки и апробирования проектов государственно-частного
партнерства в нескольких региональных «пилотных» проектах уже в наступающем году
, - то эти проекты должны сопровождаться обязательной последующей
профессиональной экспертизой и широким общественным обсуждением полученных
результатов при участии религиозных, благотворительных и общественных
организаций.
Взгляд на экономику как на сферу, полностью определяющую всю жизнь общества,
включая политику, нравственность и духовную жизнь людей и по сей день
разделяется очень многими реформаторами российского здравоохранения. Кризис
морали, охвативший сначала политическую и общественную жизнь, а потом приведший
и к кризису в экономике, тоже возник из мировоззрения, уверенного в том, что
«экономика первична», и что «рынок все устроит сам». «Глобальный финансовый
обвал, в эпицентре которого оказалась экономика США, открыто развенчал
неолиберальный миф об «эффективности» нерегулируемых финансовых рынков» .
Однако, с православной точки зрения, финансовые и экономические процессы не
являются «безличными». Деньги двигаются людьми, имеющими свой нравственный
уклад, определенный уровень образования и культуры. К этим людям обращены слова
Русской Православной Церкви: «Путь, на который вы вступили, требует прочного
нравственного фундамента». Поэтому государство, берущее сегодня на себя
ответственность за последствия экспериментов по внедрению
государственно-частного партнерства в здравоохранении, должно взять на себя и
заботу о серьезной подготовке российских специалистов, обладающих необходимым
знанием российского управления и бизнеса, и знакомыми с зарубежной практикой
организации такого партнерства в здравоохранении. Созданию системы
государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья должна
предшествовать работа по подготовке специалистов в сфере государственного
управления России, способных профессионально составлять долгосрочные договоры
для различных форм государственно-частного партнерства, а так же, разработка
соответствующих учебных программ.
История развития России, как и многих других стран, демонстрирует, что кризис в
экономике способен вызвать не только всплеск безнравственности, социальных
разрушений, нищеты и болезней, но и пробудить силы общества, способные
противодействовать этим явлениям. И почти всегда во главе таких здоровых сил
российского общества являлась Русская Православная Церковь, осознающая, что
государство остро нуждается в людях, которые в силу своих религиозных убеждений
будут следовать высоким принципам христианской этики и понимать что полное
преодоление экономического кризиса невозможно без преодоления кризиса
нравственного. Русская Православная Церковь готова «в соработничестве с
государственными структурами и заинтересованными общественными организациями
участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором
каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое психическое
здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни».
(Х1.3) Надеемся, что и государство услышит голос Церкви.
[1] Здесь и далее в круглых скобках
– цитируемые фрагменты «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».
Информационный бюллетень отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата. №8. Август 2000.
[2] См. заявление Святейшего Патриарха Алексия II
http://www.mospat.ru/text/news/id/8397.htm.
[3] 28.12.96 заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви по проблеме невыплаты
зарплат и пенсий. Информационный бюллетень ОВЦС МП. 1996;
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/163/4_patr.htm
[4] В редакции от 29.12.2006 Федеральный Закон № 258-ФЗ
[5] 22 апреля 2004 г. состоялись парламентские слушания по программе
"Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Российской
Федерации на 2004-2010 годы". Основные принципы реструктуризации здравоохранения
изложены в проекте Отраслевой программы «Повышение структурной эффективности
системы здравоохранения Российской Федерации на 2004-2010 годы» (2004г).
Программа, теперь реализуемая, была разработана Минздравом России. Доктора
Рашаль, Баранов, Ракитский, а также представители профсоюзов заявили решительное
несогласие с выдвинутой программой.
[6] Такое сотрудничество организаций здравоохранения, гражданского
общества и частным сектором экономики рекомендовно экспертами Всемирной
организации здравоохранения. См.
Доклад Комиссии ВОЗ по
макроэкономике и здоровью о состоянии здравоохранения в мире, 2008 г.
[7] Президент Российского
союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подписал письмо на имя
Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря
Шувалова «О предложениях РСПП по вопросу государственно-частного партнерства
и реформы здравоохранения в Российской Федерации». Предложения были рассмотрены
на
заседании Комиссии РСПП по здравоохранению и медицинской промышленности 28 мая
2008 года. Союз промышленников и предпринимателей предложил в максимально
сжатые сроки провести пилотные эксперименты по Государственно-частному
партнерству в 2-3-х регионах России по передаче в концессию государственных
клиник, по созданию больничных касс, по передаче федеральных целевых программ в
области здравоохранения в управление частным управляющим компаниям.
[8] Из специального заявления генерального секретаря ВСЦ Самюэля Кобиа,
опубликованном на сайте Совета.
[9] Из Обращения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви,
состоявшегося 31 марта - 4 апреля 1992 г. |