главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ДОКЛАД НА конференции, посвященной 55-летию автокефалии Православной Церкви чешских земель и Словакии


  Единство Церкви
(В контексте истории становления автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии)

Ваше Блаженство! Досточтимые участники торжеств! Сердечно поздравляю всех вас со знаменательной датой в истории Вселенского Православия!

Уже более полувека Православная Церковь Чешских Земель и Словакии несет свое служение, пребывая в неразрывном единстве с другими Поместными Православными Церквами.

О единстве Церкви можно говорить много и многогранно. Для нас оно, прежде всего, выражается в Евхаристическом, молитвенном, каноническом общении Поместных Православных Церквей. Нельзя не видеть этого единства в общении и взаимопроникновении многообразных культур и традиций православных народов, в общем духовном наследии и, конечно же, в единстве исторического пути наших Церквей.

Как же проявлялось это единство в истории становления автокефалии Православной Церкви в Чехии и Словакии? Для того чтобы увидеть знамения единства Церкви достаточно новым взглядом посмотреть на некоторые широко известные факты из истории чешского и словацкого православия. При этом особенно хотелось бы обратить внимание на ту роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в становлении Чешского и Словацкого Православия.

Начало христианства на моравских землях восходит к первой половине IX века, когда здесь проповедовали миссионеры из разных стран. К сожалению, большинство их них действовало разрозненно и не желало совершать богослужение на славянском языке. К тому же, зачастую такая «миссия» угрожала независимости Моравского государства. Ситуация коренным образом меняется в 860-е годы, когда по инициативе святого благоверного князя Моравского Ростислава и по совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для просвещения славян были избраны ученые братья святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Их миссионерская деятельность простиралась на многие славянские земли, включая Чехию и Словакию. Они создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги. Служение славянских первоучителей наглядно свидетельствует о подлинном единстве Христовой Церкви: их миссия началась по благословению Вселенского Патриарха, основывалась на многовековом святоотеческом наследии, была одобрена тогдашней Римской Церковью и, наконец, стала твердым основанием для всех славянских православных Церквей, существовавших в истории и несущих свое свидетельство в наши дни. Наследие равноапостольных Кирилла и Мефодия свято хранят и развивают Русская, Сербская, Болгарская и Польская Церкви. Память о миссии святых Кирилла и Мефодия не была предана забвению и в Чешских землях и нынешнее служение Чехо-Словацкой Церкви яркое тому подтверждение.

Нельзя не отметить, что в ту эпоху, когда весь христианский, а с ним и славянский мир, переживали трагическое разделение, вызванное расколом 1054 года, в пределах нынешней канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии всегда оставалось стремление к возрождению Кирилло-Мефодиевских традиций и славянского богослужения. Именно это стремление привело в начале XV века к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году, Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы. Известно, что гуситы искали единства с Православной Церковью. В 1451-1453 годах в Константинополе об этом велись переговоры, тогда же Царьград посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелик, представивший от лица чехов вполне православное исповедание гуситов – «Книгу веры». Завоевание Константинополя турками в 1453 году, к сожалению, прервало начатые переговоры, а гуситское движение стало развиваться в сторону радикального протестантизма. Позже, в эпоху правления Габсбургов Католическая Церковь проводила политику активного прозелитизма среди местного населения.
По соседству с Чехией в Мукачеве на протяжении нескольких столетий существовала православная епархия, в которую входило славянское население Подкарпатской Руси и части Словакии. Само существование этой епархии – яркий пример евхаристического, молитвенного, канонического, духовного и административного единства православных христиан Закарпатья и Словакии с Константинопольской, Русской, Молдавской и Сербской Православными Церквями. Лишь в 1646 году в Ужгороде была насильственно провозглашена трагическая уния с Римской Католической Церковью. Простой же народ, не смотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». Это хорошо видно из того, что в Восточной Словакии и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционные церковные распевы и иконография.

Новым ярким свидетельством подлинного единства православного мира стало возрождение, казалось бы, навсегда преданного забвению Православия в Чешских землях. Это возрождение связало православных чехов и словаков неразрывными узами братства с Русской и Сербской Православными Церквами. В 1848 году в Праге состоялся Славянский съезд, во время работы которого сербский священник Павел Стоматович с диаконом Никанором Гружичем впервые за несколько столетий совершили православную Божественную литургию на славянском языке. Именно тогда в Чехии возрождается интерес к Православию. В 1870 году в Александро-Невском соборе Санкт-Петербурга в праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Петербургский Исидор начал процесс присоединения к Православной Церкви чехов-старокатоликов. Замечательный русский поэт Аполлон Майков посвятил этому событию одно из своих стихотворений, которое сам и прочитал после богослужения за братской трапезой:


«Они сегодня снова обрели
То, что у них насилие украло,
За что на казнь их мученики шли,
Что – лишь в крови потопленное – пало:
Глагол Христов на языке родном
И братское из чаши причащенье,
Скрепившее еще одним звеном
Сердец их с нами единенье...
С мольбами их свои соединим:
В их подвиге пророчество таится –
Не в Церкви ли, отверзтой ныне им
Всего славянства жребий совершится?»

Тогда же пражский магистрат передал Русской Православной Церкви пустующий костел святого Николая. В 1874 году состоялось освящение этого храма, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения. Наличие православного храма в центре чешской столицы, несомненно, способствовало распространению православия. Вскоре были также открыты и другие русские храмы в разных городах Чехии.

Когда после окончания Первой мировой войны и распада империи Габсбургов в октябре 1918 года была создана независимая Чехословацкая республика, в среде чешского и словацкого народов возникло мощное антикатолическое движение, которое привело к созданию национальной Чехословацкой Церкви, которая считала себя наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций, а, в конечном счете, к рождению новой Чехо-Словацкой Православной Церкви. К сожалению, радикальное крыло Чехословацкой Церкви пошло по пути протестантизма, хотя изначально на соборах этого движения было решено принять православное вероучение и присоединиться к Православной Церкви. Благодаря трудам отца Матфея Павлика (1879-1942), принявшего православие и монашеский постриг в Лавре Крушедол с именем Горазда (в честь ученика святого равноапостольного Мефодия), дело создания Православной Церкви было продолжено. В 1920-е годы епископ Горазд возглавил автономную Чешскую епархию Сербской Православной Церкви. Он с необычайной энергией принялся за церковное строительство и духовное просвещение. Особую помощь в становлении Православной Церкви в Чехо-Словакии оказала Сербская Православная Церковь. Имена священномученика епископа Досифея и преподобного Иустина (Поповича) украшают сонм святых обеих Православных Церквей-сестер. И это сияние святости есть, пожалуй, одно из самых ярких свидетельств единства Церкви.

В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики была весьма многочисленна русская высокообразованная диаспора, которую окормлял замечательный пастырь и духовный писатель епископ Сергий (Королев). По его инициативе для погребения русских эмигрантов было создано Успенское братство, тщанием которого на Ольшанском кладбище в Праге был воздвигнут храм в честь Успения Божией Матери, освященный в 1925 г. митрополитом Евлогием в сослужении сербского, русского, чешского и словацкого духовенства. Одним из настоятелей этого храма был сын знаменитого русского художника Виктора Васнецова – протоиерей Михаил, прославившийся как своим пастырским служением, так и научными трудами в области астрономии. Таким образом, единство Русской и Чехо-Словацкой, равно как и других славянских Церквей, скреплено не только едиными духовными корнями, но и общим культурным, научным и интеллектуальным наследием.

Пожалуй главной проблемой, волновавшей православных верующих в Чехии, Словакии и Закарпатской Украине в межвоенный период, была проблема канонической юрисдикции. Уже с 1920 года на территории новообразованного Чехословацкого государства начала свою миссию Сербская Православная Церковь. Архиерейский Собор Сербской Церкви назначил в Чехословакию своего делегата, которому поручалось провести работу по первоначальной организации Православия в этом регионе. Этим делегатом стал будущий священномученик епископ Нишский Досифей (Васич). Именно владыка Досифей сыграл решающую роль в подготовке хиротонии святителя Горазда (Павлика).
Однако осенью 1922 года группа православных верующих в Праге вышла из подчинения епископу Досифею и завязала переписку с Константинопольским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом). В результате 2 марта 1923 года Патриарх Мелетий и Священный Синод Константинопольской Церкви издали томос «О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой республике», а 4 марта того же года архимандрит Савватий (Врабец) был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым было положено начало печально известному спору между Константинопольской и Сербской Церквями за право канонической юрисдикции в Чехословакии. К сожалению, проведенные в 1924 году при поддержке государственных властей Чехословакии переговоры между архиепископом Савватием, с одной стороны, и епископами Гораздом и Досифеем, с другой, не привели к урегулированию конфликта. В результате 22 ноября 1925 года общее собрание Чешской религиозной православной общины в городе Ческа Тршебова приняло решение об отказе от дальнейших контактов с Константинополем. На этом собрании председателем общины был избран епископ Горазд. Чехословацкие органы государственной власти подтвердили решения, принятые в Ческой Тршебове. Однако архиепископ Савватий и небольшая группа его сторонников не подчинились постановлениям этого собрания и продолжали подчиняться Константинопольскому Патриархату. Хотя существование в Чехословакии разных церковных юрисдикций и создало временную трудность в деле объединения всех православных в Единую Поместную Церковь, нельзя не отметить труды подчинявшихся архимандриту Савватию выдающихся миссионеров Русской Зарубежной Церкви архимандрита Виталия (Максименко) и епископа (будущего митрополита) Вениамина (Федченкова).

После гитлеровской оккупации Чешских земель владыка Савватий попытался взять реванш. Выявленные в последнее десятилетие архивные материалы свидетельствуют о том, что в 1940 году архиепископ Савватий обратился в Имперское Министерство церковных дел в Берлине с просьбой о государственной регистрации его церковной организации. Однако эта попытка не увенчалась успехом. 30 мая 1942 года архиепископ Савватий был арестован и отправлен в концентрационный лагерь Дахау.

О судьбе Чехо-Словацкой Православной Церкви в годы Второй мировой войны мне хотелось бы сказать словами Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Дорофея: «В 1939-1945 годах гитлеровцы оккупировали Чехослова­кию. Было пролито много крови. Среди убитых в 1942 году был и святой вла­дыка Горазд со своими сотрудниками. Они были осуждены военным трибуналом и расстреляны. Преследованиям подверглись и другие священнослужители со своими семьями. Множество чешских клириков фашисты от­правили в концентрационные лагеря и на принудительные работы. Чешскую Православную Церковь объявили уничтоженной. Верующие были брошены на произвол судьбы. Русскому приходу в Праге было строго запрещено при­нимать православных чехов на богослужение и допускать их к Святой Евха­ристии… Верующие горько оплакивали своего владыку Горазда. Они не имели возможности причащаться Святых Тайн. Такое положение сохраня­лось до конца войны – до 1945 года. Можно себе представить, в каком состо­янии были храмы. Они напоминали корабли, разбитые морскими волнами. Все же верующие не поддались отчаянию, но с Божьей помощью взялись за дело. Оставшиеся в живых священники возвращались из концентраци­онных лагерей в опустошенные храмы. Верующие со слезами на гла­зах помогали восстанавливать разоренные храмы. Но они не падали духом. Их горячие молитвы возносились к Богу».

Возрождение Православной Церкви в послевоенной Чехословакии является одним из самых ярких примеров межцерковного единства Автокефальных Православных Церквей. Памятуя, прежде всего, о пользе народа Божьего, Сербский Патриархат согласился с мнением епархиального съезда Чешской Православной епархии и в 1945-1948 годах передал управление приходами на территории Чехословакии Русской Православной Церкви.

В июне 1945 года Чешская епархия предприняла попытку восстановить каноническое общение с Сербской Православной Церковью. 2 июня в Белград в адрес Священного Синода было направлено письмо с просьбой прислать в Прагу епископа, который бы смог возглавить епархию или стать делегатом Сербской Церкви в Чехословакии. Однако в ответном письме сообщалось, что Сербская Православная Церковь сама стоит перед серьезной задачей возрождения после военного погрома и потому может оказать Чешской епархии только моральную поддержку, не будучи пока в состоянии помочь как-то иначе. Именно в этот момент на помощь Православной Церкви в Чехословакии приходит Русская Православная Церковь. С 15 по 23 октября 1945 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Чехословакию посетил архиепископ Орловский и Брянский Фотий (Топиро). Владыка Фотий, ознакомившись с положением дел в Чехословакии, пришел к очень важному заключению. Он увидел, что местное Православие остается внутренне расколотым. Реального общения между представителями сербской и константинопольской юрисдикций по-прежнему не было. Владыка Фотий уже в 1945 году понял, что первоочередной задачей Московской Патриархии является достижение церковного единства в чехословацком Православии. Преодоление же последствий юрисдикционного конфликта 1920-30-х годов он видел лишь во вхождении всех православных приходов Чехословакии в юрисдикцию Русской Церкви.

Именно по этому пути и пошло сотрудничество Московской Патриархии и Православной Церкви в Чехословакии. Важно отметить, что идея перехода в юрисдикцию Московской Патриархии впервые была высказана самими чехами. Уже 27 июля 1945 года во время встречи с представителями Чешской православной епархии президент Чехословакии Эдвард Бенеш заявил, что «опора о великую Восточную Русскую Церковь» была бы весьма желательной для Чехословацкого Православия. Видимо, эта идея была распространена и в среде чешского и словацкого духовенства. И это неслучайно. Знаменательно, что сам Владыка Горазд признавался, что определяющее влияние на его духовное становление оказала именно русская литургическая и богословская традиция. Он активно изучал русскую богословскую литературу, которую оценивал очень высоко.

Тогда же по соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия, оказавшаяся в пределах Советского Союза перешла в юрисдикцию Московского Патриархата. Созданный в мае 1946 года Чехословацкий Экзархат Московской Патриархии во главе с архиепископом Елевферием (Воронцовым) стал твердым основанием для созидания новой самостоятельной Православной Церкви в семье Автокефальных Православных Церквей.

Братская помощь Русской Православной Церкви позволила чехословацкому Православию реализовать свою заветную мечту — достичь автокефального статуса. Именно Русская Церковь помогла Православной Церкви в Чешских землях и в Словакии не только встать на ноги после фашистского разгрома, но и сделать существенные шаги вперед. Вхождение в юрисдикцию Московской Патриархии и последовавшее вслед за ним дарование автокефалии сделали неактуальными юрисдикционные споры межвоенного периода и принесли Чехословацкому Православию долгожданное единство.

К 1951 году церковная жизнь в Чехословацком Экзархате была возрождена на столько, что, по мнению, как Экзаршего Совета, так и Священноначалия Московского Патриархата сложились условия, достаточные для автокефального бытия Чехо-Словацкой Церкви. За эти годы Русская Православная Церковь действительно стала для Православной Церкви в Чехословакии Матерью-Церковью, проявляющей бескорыстную заботу о своей духовной дочери. В «Акте о даровании Автокефалии Православной Церкви в Чехословакии» особенно ярко была подчеркнута мысль именно о церковном единстве. «Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее вечной славой».
Торжества по случаю провозглашения автокефалии, состоявшиеся 8-9 декабря 1951 года в Праге стали подлинным торжеством Церковного Единства, свидетельством которого стало участие в богослужениях и интронизации Митрополита Елевферия представителей почти всех Поместных Православных Церквей. Единство Церкви не было поколеблено даже тем, что Церкви греческой традиции, некоторое время не признавали автокефального статуса Чехо-Словацкой Церкви. Несмотря на все это, они никогда не прекращали с ней Евхаристического и молитвенного общения. Сегодня этот исторический факт показывает, что все возникающие разномыслия между Православными Церквами-сестрами не должны и не могут нарушить Единства Церкви.

Еще один важнейший аспект единства Чехо-Словацкой Церкви со своей Матерью Церковью Русской в том, что все Предстоятели Чехо-Словацкой Церкви питомцы Духовных школ Русской Православной Церкви: Митрополиты Елевферий и Николай – выпускники Московской Духовной Академии, Иоанн – Новочеркасской Духовной Семинарии, Дорофей – Духовной Академии в Санкт-Петербурге (тогдашнем Ленинграде). Мне тем более приятно отмечать этот факт, потому что и ныне возглавляющий Православную Церковь Чешских земель и Словакии Блаженнейший Митрополит Христофор также окончил Московскую Духовную Академию.

Серьезным испытанием единства Чехо-Словацкой Церкви стал распад Чехословацкой Федеративной Республики на два независимых государства. Но отцы Прешовского Собора 1992 года приняли мудрое решение о сохранении единой Автокефальной Церкви, состоящей отныне из двух автономных митрополий, объединенных общими Священным Синодом и Поместным Собором. Духовным символом сохранения единства Церкви стало решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора кирилло-мефодиевской миссии среди славян. Уже после решений Прешовского Собора Православную Церковь Чешских Земель и Словакии последовательно возглавляли Архиепископы Пражский Дорофей, Прешовский Николай и нынешний Предстоятель – Блаженейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор – достойный преемник своих блаженнопочивших предшественников.

Сегодня, когда в Чехии интерес к религии, к сожалению, стремительно падает, промыслом Божиим заметно увеличилось количество прибывающих сюда мигрантов из стран бывшего Советского Союза. Именно эти православные россияне, украинцы, молдаване, грузины составляют сегодня значительный процент паствы Православной Церкви в Чешских землях. Именно благодаря им Православная Церковь в Чехии стала единственной традиционной христианской конфессией, переживающей в последние годы постоянный количественный рост.

Все это еще раз подтверждает особую роль, которую играет Русская Православная Церковь в жизни своей сестры — Православной Церкви Чешских земель и Словакии. И сегодняшний юбилей является для всех нас хорошим поводом осознать наше духовное единство и приложить в будущем все силы для его сохранения и укрепления.

В заключение своего выступления еще раз хотел бы отметить главные свидетельства единства Церкви в контексте истории становлении автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии.

Во-первых, служение святых равноапостольных Мефодия и Кирилла стало подлинной основой для единения всех Православных Христианских Церквей. Их проповедь сформировала твердое основание для духовного и культурного единства в многообразии славянских Церквей.

Во-вторых, становление Православия на Чешских и Словацких землях явила неразрывную братскую связь Русской, Сербской, а позже и других Православных Церквей, что выразилось, в частности, в никогда не прекращавшемся Евхаристическом общении всех без исключения Поместных Церквей и Церкви Чехии и Словакии, а также в общности научно-богословского и интеллектуального опыта.
В-третьих, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, другие славянские Православные Церкви, наконец, Русская Православная Церковь имеют общую историю, что особенно хорошо видно на примере XX века, когда в становлении Чехо-Словацкой Церкви самую непосредственную роль сыграли и священномученик епископ Горазд, и новомученики и исповедники Сербской Православной Церкви, и видные иерархи, пастыри и богословы русской православной церковной эмиграции.

Наконец, в-четвертых, даже в период разделения некогда единой Чехословакии на два независимых государства Автокефальная Православная Церковь Чешских Земель и Словакии сохранила свое внутренне единое каноническое устройство, чем вновь засвидетельствовала, что никакие внешние бури не могут поколебать подлинное единство, основанное на Евангельском благовестии.

Ваше Блаженство! Досточтимые участники торжеств! В заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы наша сегодняшняя встреча, посвященная 55-летию автокефального бытия Православной Церкви Чешских земель и Словакии, стала таким же знамением подлинного церковного единства, какие мы уже не раз видели в истории.

Приложение

АКТ О ДАРОВАНИИ АВТОКЕФАЛИИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству церковного Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, – автокефалию.

Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее вечной славой.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
23 ноября 1951 г.
 

2007 г. Прага