Единство Церкви
(В контексте истории становления автокефалии Православной
Церкви Чешских Земель и Словакии)
Ваше Блаженство! Досточтимые участники торжеств! Сердечно
поздравляю всех вас со знаменательной датой в истории Вселенского Православия!
Уже более полувека Православная Церковь Чешских Земель и Словакии несет свое
служение, пребывая в неразрывном единстве с другими Поместными Православными
Церквами.
О единстве Церкви можно говорить много и многогранно. Для нас оно, прежде всего,
выражается в Евхаристическом, молитвенном, каноническом общении Поместных
Православных Церквей. Нельзя не видеть этого единства в общении и
взаимопроникновении многообразных культур и традиций православных народов, в
общем духовном наследии и, конечно же, в единстве исторического пути наших
Церквей.
Как же проявлялось это единство в истории становления автокефалии Православной
Церкви в Чехии и Словакии? Для того чтобы увидеть знамения единства Церкви
достаточно новым взглядом посмотреть на некоторые широко известные факты из
истории чешского и словацкого православия. При этом особенно хотелось бы
обратить внимание на ту роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в
становлении Чешского и Словацкого Православия.
Начало христианства на моравских землях восходит к первой половине IX века,
когда здесь проповедовали миссионеры из разных стран. К сожалению, большинство
их них действовало разрозненно и не желало совершать богослужение на славянском
языке. К тому же, зачастую такая «миссия» угрожала независимости Моравского
государства. Ситуация коренным образом меняется в 860-е годы, когда по
инициативе святого благоверного князя Моравского Ростислава и по совету
святителя Фотия, патриарха Константинопольского для просвещения славян были
избраны ученые братья святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Их миссионерская
деятельность простиралась на многие славянские земли, включая Чехию и Словакию.
Они создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Священное Писание,
богослужебные и канонические книги. Служение славянских первоучителей наглядно
свидетельствует о подлинном единстве Христовой Церкви: их миссия началась по
благословению Вселенского Патриарха, основывалась на многовековом святоотеческом
наследии, была одобрена тогдашней Римской Церковью и, наконец, стала твердым
основанием для всех славянских православных Церквей, существовавших в истории и
несущих свое свидетельство в наши дни. Наследие равноапостольных Кирилла и
Мефодия свято хранят и развивают Русская, Сербская, Болгарская и Польская
Церкви. Память о миссии святых Кирилла и Мефодия не была предана забвению и в
Чешских землях и нынешнее служение Чехо-Словацкой Церкви яркое тому
подтверждение.
Нельзя не отметить, что в ту эпоху, когда весь христианский, а с ним и
славянский мир, переживали трагическое разделение, вызванное расколом 1054 года,
в пределах нынешней канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии
всегда оставалось стремление к возрождению Кирилло-Мефодиевских традиций и
славянского богослужения. Именно это стремление привело в начале XV века к
гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году, Чехия вышла из
повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной Западной
Европы. Известно, что гуситы искали единства с Православной Церковью. В
1451-1453 годах в Константинополе об этом велись переговоры, тогда же Царьград
посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелик, представивший от лица чехов
вполне православное исповедание гуситов – «Книгу веры». Завоевание
Константинополя турками в 1453 году, к сожалению, прервало начатые переговоры, а
гуситское движение стало развиваться в сторону радикального протестантизма.
Позже, в эпоху правления Габсбургов Католическая Церковь проводила политику
активного прозелитизма среди местного населения.
По соседству с Чехией в Мукачеве на протяжении нескольких столетий существовала
православная епархия, в которую входило славянское население Подкарпатской Руси
и части Словакии. Само существование этой епархии – яркий пример
евхаристического, молитвенного, канонического, духовного и административного
единства православных христиан Закарпатья и Словакии с Константинопольской,
Русской, Молдавской и Сербской Православными Церквями. Лишь в 1646 году в
Ужгороде была насильственно провозглашена трагическая уния с Римской
Католической Церковью. Простой же народ, не смотря на свое формальное униатство,
продолжал держаться «старой веры». Это хорошо видно из того, что в Восточной
Словакии и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь,
церковнославянский язык, традиционные церковные распевы и иконография.
Новым ярким свидетельством подлинного единства православного мира стало
возрождение, казалось бы, навсегда преданного забвению Православия в Чешских
землях. Это возрождение связало православных чехов и словаков неразрывными узами
братства с Русской и Сербской Православными Церквами. В 1848 году в Праге
состоялся Славянский съезд, во время работы которого сербский священник Павел
Стоматович с диаконом Никанором Гружичем впервые за несколько столетий совершили
православную Божественную литургию на славянском языке. Именно тогда в Чехии
возрождается интерес к Православию. В 1870 году в Александро-Невском соборе
Санкт-Петербурга в праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит
Петербургский Исидор начал процесс присоединения к Православной Церкви
чехов-старокатоликов. Замечательный русский поэт Аполлон Майков посвятил этому
событию одно из своих стихотворений, которое сам и прочитал после богослужения
за братской трапезой:
«Они сегодня снова обрели
То, что у них насилие украло,
За что на казнь их мученики шли,
Что – лишь в крови потопленное – пало:
Глагол Христов на языке родном
И братское из чаши причащенье,
Скрепившее еще одним звеном
Сердец их с нами единенье...
С мольбами их свои соединим:
В их подвиге пророчество таится –
Не в Церкви ли, отверзтой ныне им
Всего славянства жребий совершится?»
Тогда же пражский магистрат передал Русской Православной Церкви пустующий костел
святого Николая. В 1874 году состоялось освящение этого храма, после чего здесь
регулярно совершались православные богослужения. Наличие православного храма в
центре чешской столицы, несомненно, способствовало распространению православия.
Вскоре были также открыты и другие русские храмы в разных городах Чехии.
Когда после окончания Первой мировой войны и распада империи Габсбургов в
октябре 1918 года была создана независимая Чехословацкая республика, в среде
чешского и словацкого народов возникло мощное антикатолическое движение, которое
привело к созданию национальной Чехословацкой Церкви, которая считала себя
наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций, а, в конечном
счете, к рождению новой Чехо-Словацкой Православной Церкви. К сожалению,
радикальное крыло Чехословацкой Церкви пошло по пути протестантизма, хотя
изначально на соборах этого движения было решено принять православное вероучение
и присоединиться к Православной Церкви. Благодаря трудам отца Матфея Павлика
(1879-1942), принявшего православие и монашеский постриг в Лавре Крушедол с
именем Горазда (в честь ученика святого равноапостольного Мефодия), дело
создания Православной Церкви было продолжено. В 1920-е годы епископ Горазд
возглавил автономную Чешскую епархию Сербской Православной Церкви. Он с
необычайной энергией принялся за церковное строительство и духовное просвещение.
Особую помощь в становлении Православной Церкви в Чехо-Словакии оказала Сербская
Православная Церковь. Имена священномученика епископа Досифея и преподобного
Иустина (Поповича) украшают сонм святых обеих Православных Церквей-сестер. И это
сияние святости есть, пожалуй, одно из самых ярких свидетельств единства Церкви.
В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики
была весьма многочисленна русская высокообразованная диаспора, которую окормлял
замечательный пастырь и духовный писатель епископ Сергий (Королев). По его
инициативе для погребения русских эмигрантов было создано Успенское братство,
тщанием которого на Ольшанском кладбище в Праге был воздвигнут храм в честь
Успения Божией Матери, освященный в 1925 г. митрополитом Евлогием в сослужении
сербского, русского, чешского и словацкого духовенства. Одним из настоятелей
этого храма был сын знаменитого русского художника Виктора Васнецова –
протоиерей Михаил, прославившийся как своим пастырским служением, так и научными
трудами в области астрономии. Таким образом, единство Русской и Чехо-Словацкой,
равно как и других славянских Церквей, скреплено не только едиными духовными
корнями, но и общим культурным, научным и интеллектуальным наследием.
Пожалуй главной проблемой, волновавшей православных верующих в Чехии, Словакии и
Закарпатской Украине в межвоенный период, была проблема канонической юрисдикции.
Уже с 1920 года на территории новообразованного Чехословацкого государства
начала свою миссию Сербская Православная Церковь. Архиерейский Собор Сербской
Церкви назначил в Чехословакию своего делегата, которому поручалось провести
работу по первоначальной организации Православия в этом регионе. Этим делегатом
стал будущий священномученик епископ Нишский Досифей (Васич). Именно владыка
Досифей сыграл решающую роль в подготовке хиротонии святителя Горазда (Павлика).
Однако осенью 1922 года группа православных верующих в Праге вышла из подчинения
епископу Досифею и завязала переписку с Константинопольским Патриархом Мелетием
IV (Метаксакисом). В результате 2 марта 1923 года Патриарх Мелетий и Священный
Синод Константинопольской Церкви издали томос «О создании Православной
Архиепископии в Чехословацкой республике», а 4 марта того же года архимандрит
Савватий (Врабец) был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии.
Тем самым было положено начало печально известному спору между
Константинопольской и Сербской Церквями за право канонической юрисдикции в
Чехословакии. К сожалению, проведенные в 1924 году при поддержке государственных
властей Чехословакии переговоры между архиепископом Савватием, с одной стороны,
и епископами Гораздом и Досифеем, с другой, не привели к урегулированию
конфликта. В результате 22 ноября 1925 года общее собрание Чешской религиозной
православной общины в городе Ческа Тршебова приняло решение об отказе от
дальнейших контактов с Константинополем. На этом собрании председателем общины
был избран епископ Горазд. Чехословацкие органы государственной власти
подтвердили решения, принятые в Ческой Тршебове. Однако архиепископ Савватий и
небольшая группа его сторонников не подчинились постановлениям этого собрания и
продолжали подчиняться Константинопольскому Патриархату. Хотя существование в
Чехословакии разных церковных юрисдикций и создало временную трудность в деле
объединения всех православных в Единую Поместную Церковь, нельзя не отметить
труды подчинявшихся архимандриту Савватию выдающихся миссионеров Русской
Зарубежной Церкви архимандрита Виталия (Максименко) и епископа (будущего
митрополита) Вениамина (Федченкова).
После гитлеровской оккупации Чешских земель владыка Савватий попытался взять
реванш. Выявленные в последнее десятилетие архивные материалы свидетельствуют о
том, что в 1940 году архиепископ Савватий обратился в Имперское Министерство
церковных дел в Берлине с просьбой о государственной регистрации его церковной
организации. Однако эта попытка не увенчалась успехом. 30 мая 1942 года
архиепископ Савватий был арестован и отправлен в концентрационный лагерь Дахау.
О судьбе Чехо-Словацкой Православной Церкви в годы Второй мировой войны мне
хотелось бы сказать словами Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии
Дорофея: «В 1939-1945 годах гитлеровцы оккупировали Чехословакию. Было пролито
много крови. Среди убитых в 1942 году был и святой владыка Горазд со своими
сотрудниками. Они были осуждены военным трибуналом и расстреляны. Преследованиям
подверглись и другие священнослужители со своими семьями. Множество чешских
клириков фашисты отправили в концентрационные лагеря и на принудительные
работы. Чешскую Православную Церковь объявили уничтоженной. Верующие были
брошены на произвол судьбы. Русскому приходу в Праге было строго запрещено
принимать православных чехов на богослужение и допускать их к Святой
Евхаристии… Верующие горько оплакивали своего владыку Горазда. Они не имели
возможности причащаться Святых Тайн. Такое положение сохранялось до конца войны
– до 1945 года. Можно себе представить, в каком состоянии были храмы. Они
напоминали корабли, разбитые морскими волнами. Все же верующие не поддались
отчаянию, но с Божьей помощью взялись за дело. Оставшиеся в живых священники
возвращались из концентрационных лагерей в опустошенные храмы. Верующие со
слезами на глазах помогали восстанавливать разоренные храмы. Но они не падали
духом. Их горячие молитвы возносились к Богу».
Возрождение Православной Церкви в послевоенной Чехословакии является одним из
самых ярких примеров межцерковного единства Автокефальных Православных Церквей.
Памятуя, прежде всего, о пользе народа Божьего, Сербский Патриархат согласился с
мнением епархиального съезда Чешской Православной епархии и в 1945-1948 годах
передал управление приходами на территории Чехословакии Русской Православной
Церкви.
В июне 1945 года Чешская епархия предприняла попытку восстановить каноническое
общение с Сербской Православной Церковью. 2 июня в Белград в адрес Священного
Синода было направлено письмо с просьбой прислать в Прагу епископа, который бы
смог возглавить епархию или стать делегатом Сербской Церкви в Чехословакии.
Однако в ответном письме сообщалось, что Сербская Православная Церковь сама
стоит перед серьезной задачей возрождения после военного погрома и потому может
оказать Чешской епархии только моральную поддержку, не будучи пока в состоянии
помочь как-то иначе. Именно в этот момент на помощь Православной Церкви в
Чехословакии приходит Русская Православная Церковь. С 15 по 23 октября 1945 года
по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Чехословакию посетил архиепископ
Орловский и Брянский Фотий (Топиро). Владыка Фотий, ознакомившись с положением
дел в Чехословакии, пришел к очень важному заключению. Он увидел, что местное
Православие остается внутренне расколотым. Реального общения между
представителями сербской и константинопольской юрисдикций по-прежнему не было.
Владыка Фотий уже в 1945 году понял, что первоочередной задачей Московской
Патриархии является достижение церковного единства в чехословацком Православии.
Преодоление же последствий юрисдикционного конфликта 1920-30-х годов он видел
лишь во вхождении всех православных приходов Чехословакии в юрисдикцию Русской
Церкви.
Именно по этому пути и пошло сотрудничество Московской Патриархии и Православной
Церкви в Чехословакии. Важно отметить, что идея перехода в юрисдикцию Московской
Патриархии впервые была высказана самими чехами. Уже 27 июля 1945 года во время
встречи с представителями Чешской православной епархии президент Чехословакии
Эдвард Бенеш заявил, что «опора о великую Восточную Русскую Церковь» была бы
весьма желательной для Чехословацкого Православия. Видимо, эта идея была
распространена и в среде чешского и словацкого духовенства. И это неслучайно.
Знаменательно, что сам Владыка Горазд признавался, что определяющее влияние на
его духовное становление оказала именно русская литургическая и богословская
традиция. Он активно изучал русскую богословскую литературу, которую оценивал
очень высоко.
Тогда же по соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия,
оказавшаяся в пределах Советского Союза перешла в юрисдикцию Московского
Патриархата. Созданный в мае 1946 года Чехословацкий Экзархат Московской
Патриархии во главе с архиепископом Елевферием (Воронцовым) стал твердым
основанием для созидания новой самостоятельной Православной Церкви в семье
Автокефальных Православных Церквей.
Братская помощь Русской Православной Церкви позволила чехословацкому Православию
реализовать свою заветную мечту — достичь автокефального статуса. Именно Русская
Церковь помогла Православной Церкви в Чешских землях и в Словакии не только
встать на ноги после фашистского разгрома, но и сделать существенные шаги
вперед. Вхождение в юрисдикцию Московской Патриархии и последовавшее вслед за
ним дарование автокефалии сделали неактуальными юрисдикционные споры межвоенного
периода и принесли Чехословацкому Православию долгожданное единство.
К 1951 году церковная жизнь в Чехословацком Экзархате была возрождена на
столько, что, по мнению, как Экзаршего Совета, так и Священноначалия Московского
Патриархата сложились условия, достаточные для автокефального бытия
Чехо-Словацкой Церкви. За эти годы Русская Православная Церковь действительно
стала для Православной Церкви в Чехословакии Матерью-Церковью, проявляющей
бескорыстную заботу о своей духовной дочери. В «Акте о даровании Автокефалии
Православной Церкви в Чехословакии» особенно ярко была подчеркнута мысль именно
о церковном единстве. «Русская Православная Церковь единым сердцем молит
Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое
Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных автокефальных
Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее вечной славой».
Торжества по случаю провозглашения автокефалии, состоявшиеся 8-9 декабря 1951
года в Праге стали подлинным торжеством Церковного Единства, свидетельством
которого стало участие в богослужениях и интронизации Митрополита Елевферия
представителей почти всех Поместных Православных Церквей. Единство Церкви не
было поколеблено даже тем, что Церкви греческой традиции, некоторое время не
признавали автокефального статуса Чехо-Словацкой Церкви. Несмотря на все это,
они никогда не прекращали с ней Евхаристического и молитвенного общения. Сегодня
этот исторический факт показывает, что все возникающие разномыслия между
Православными Церквами-сестрами не должны и не могут нарушить Единства Церкви.
Еще один важнейший аспект единства Чехо-Словацкой Церкви со своей Матерью
Церковью Русской в том, что все Предстоятели Чехо-Словацкой Церкви питомцы
Духовных школ Русской Православной Церкви: Митрополиты Елевферий и Николай –
выпускники Московской Духовной Академии, Иоанн – Новочеркасской Духовной
Семинарии, Дорофей – Духовной Академии в Санкт-Петербурге (тогдашнем
Ленинграде). Мне тем более приятно отмечать этот факт, потому что и ныне
возглавляющий Православную Церковь Чешских земель и Словакии Блаженнейший
Митрополит Христофор также окончил Московскую Духовную Академию.
Серьезным испытанием единства Чехо-Словацкой Церкви стал распад Чехословацкой
Федеративной Республики на два независимых государства. Но отцы Прешовского
Собора 1992 года приняли мудрое решение о сохранении единой Автокефальной
Церкви, состоящей отныне из двух автономных митрополий, объединенных общими
Священным Синодом и Поместным Собором. Духовным символом сохранения единства
Церкви стало решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора
кирилло-мефодиевской миссии среди славян. Уже после решений Прешовского Собора
Православную Церковь Чешских Земель и Словакии последовательно возглавляли
Архиепископы Пражский Дорофей, Прешовский Николай и нынешний Предстоятель –
Блаженейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор
– достойный преемник своих блаженнопочивших предшественников.
Сегодня, когда в Чехии интерес к религии, к сожалению, стремительно падает,
промыслом Божиим заметно увеличилось количество прибывающих сюда мигрантов из
стран бывшего Советского Союза. Именно эти православные россияне, украинцы,
молдаване, грузины составляют сегодня значительный процент паствы Православной
Церкви в Чешских землях. Именно благодаря им Православная Церковь в Чехии стала
единственной традиционной христианской конфессией, переживающей в последние годы
постоянный количественный рост.
Все это еще раз подтверждает особую роль, которую играет Русская Православная
Церковь в жизни своей сестры — Православной Церкви Чешских земель и Словакии. И
сегодняшний юбилей является для всех нас хорошим поводом осознать наше духовное
единство и приложить в будущем все силы для его сохранения и укрепления.
В заключение своего выступления еще раз хотел бы отметить главные свидетельства
единства Церкви в контексте истории становлении автокефалии Православной Церкви
Чешских Земель и Словакии.
Во-первых, служение святых равноапостольных Мефодия и Кирилла стало подлинной
основой для единения всех Православных Христианских Церквей. Их проповедь
сформировала твердое основание для духовного и культурного единства в
многообразии славянских Церквей.
Во-вторых, становление Православия на Чешских и Словацких землях явила
неразрывную братскую связь Русской, Сербской, а позже и других Православных
Церквей, что выразилось, в частности, в никогда не прекращавшемся
Евхаристическом общении всех без исключения Поместных Церквей и Церкви Чехии и
Словакии, а также в общности научно-богословского и интеллектуального опыта.
В-третьих, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, другие славянские
Православные Церкви, наконец, Русская Православная Церковь имеют общую историю,
что особенно хорошо видно на примере XX века, когда в становлении Чехо-Словацкой
Церкви самую непосредственную роль сыграли и священномученик епископ Горазд, и
новомученики и исповедники Сербской Православной Церкви, и видные иерархи,
пастыри и богословы русской православной церковной эмиграции.
Наконец, в-четвертых, даже в период разделения некогда единой Чехословакии на
два независимых государства Автокефальная Православная Церковь Чешских Земель и
Словакии сохранила свое внутренне единое каноническое устройство, чем вновь
засвидетельствовала, что никакие внешние бури не могут поколебать подлинное
единство, основанное на Евангельском благовестии.
Ваше Блаженство! Досточтимые участники торжеств! В заключение мне хотелось бы
пожелать, чтобы наша сегодняшняя встреча, посвященная 55-летию автокефального
бытия Православной Церкви Чешских земель и Словакии, стала таким же знамением
подлинного церковного единства, какие мы уже не раз видели в истории.
Приложение
АКТ О ДАРОВАНИИ АВТОКЕФАЛИИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ
Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и
всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству церковного
Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе
Экзархатом Московской Патриархии, – автокефалию.
Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника
Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение
юнейшей сестре в семье Православных автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии,
и да увенчает Он ее вечной славой.
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
23 ноября 1951 г.
|