главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРАВОСЛАВИЕ И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ"


Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, уважаемые участники конференции!

Мы собрались сегодня, чтобы обсудить важнейший вопрос, от решения которого зависит историческая судьба нашего народа и Отечества. Духовное здоровье нации – это нравственный фундамент для укрепления и процветания государства Российского, для созидания мира и согласия в обществе. Народ, утративший духовно-нравственные ориентиры, не имеет перспективы исторического развития: больное общество не может стать обществом гражданским в том высоком значении этого слова, какое утвердилось в русской общественной мысли, ее лучших традициях, когда гражданской доблестью считалось служение народу и Отечеству верой и правдой. Этот идеал в народном сознании имеет вековые духовные корни.
Русский народ, составивший историческое ядро Российского государства, свое национальное единство обрел в Православии. Русскому национальному характеру присущи духовное самоуглубление и восприятие окружающего мира через призму духовности. Эта его черта всегда поражала иностранцев. Немецкий поэт Рильке так выразил духовную суть русской жизни: «Все европейские страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом». Христианские православные ценности сформировали в общественном сознании высший идеал – святость. Святость жизни — милосердие, служение Богу и людям, жертвенность, смиренномудрие — почиталась превыше богатства, власти и славы. Следствием такого мирочувствования было уважение к другим эносам, их культуре и традиционной религии. Российское государство не знало ни насильственной русификации, ни насильственной христианизации входящих в его состав народов. Русскому православному народу было несвойственно чувство расово-этнического превосходства, и это объединяло многонациональную державу в моменты опасности: все россияне вставали на защиту своего Отечества против иноземных завоевателей и одерживали победу. Так, потерпели поражение и армия Наполеона, и армии гитлеровского рейха.
Однако история показала, что, когда русский народ терял связь с Православием, прельщаясь чуждыми идеями, духовная смута неизбежно влекла за собой и смуту в общественной жизни.
Семидесятилетняя история страны Советов, которая перечеркнула многовековую историю России, была попыткой «устроиться на земле раз и навсегда без Бога». Эти слова Ф.М. Достоевского задолго до начала трагического социального эксперимента большевиков провидчески определили революционное настроение русской либеральной интеллигенции. Однако воинствующий атеизм новой власти не был прагматическим материализмом старой Европы. По сути, это была новая религия – человекобожие. Провозглашалась мессианская роль пролетариата; возводилась на недосягаемую высоту личность вождя; народ стали именовать «массами»; согласно «классовой морали», социальная ненависть объявлялась добром, любовь к ближнему – злом. Даже из русского языка выкорчевывали слова, выражавшие вековые духовно-нравственные ценности русской жизни: милосердие, благотворительность, доброта. Применительно к человеку слово «добрый» подменялось уничижительно-презрительным «добренький». Народы, условно разделенные границами национальных республик, областей, округов, должны были быть перекроены на одно лицо, стать «новой человеческой общностью» – «советским народом». Религия человекобожия на деле обернулась культом Молоха, требующим все новых и новых человеческх жертвоприношений. Но не удалось новой власти вытравить окончательно из души народа веру предков, угасить совесть. Никто не увлек христиан «философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8 — 9). Это доказала история. Когда над страной нависла смертельная угроза гитлеровского нацизма, рухнули утопии «солидарности пролетариата», «классовой морали». Оказалась востребованной историческая связь времен, вернули имена славных полководцев, защитников Отечества, и к гонимой Православной Церкви отношение власти смягчилось. В первые дни народного бедствия, когда гитлеровские войска победоносно шествовали по российской земле, Православная Церковь в лице Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия обратилась к народу.
Сегодня, накануне 60-летия победы в Великой Отечественной войне, мы утверждаем, что победа одержана российским народом, который защищал свою родную землю, отчий дом, свои исторические корни.
А система исчерпала себя спустя почти полвека. Политологи и социологи исследуют экономические и политические причины распада Советского Союза. Но распад произошел лишь вследствие кризиса духовного: культ личности был развенчан, политический террор осужден, однако привить нравственные ценности к гнилому корню бездуховности было невозможно. Если атеизм возводился в ранг государственной политики и научный атеизм являлся обязательным предметом в системе образования, какой прок был от «Кодекса строителя коммунизма», списанного с десяти заповедей Божиих, за исключением двух первых, основополагающих?
Истоки сегодняшних общественных язв надо искать в нашем недалеком прошлом. И коррупция, и духовная деградация, и разрушение семьи, два миллиона сирот при живых родителях, и всплеск уродливого национализма – все это не появилось вдруг. Очевидно, что почва была подготовлена к тому, чтобы душевредные плевелы дали обильные всходы.
Всем, наверно, памятно то пробуждение национально-патриотической памяти, которым ознаменовалось празднование 1000-летия Крещения Руси. В обществе заговорили о «возвращении к своим духовным истокам», о необходимости духовно-нравственного возрождения общественной жизни, пробудился положительный интерес к российской истории, к духовному наследию православной культуры. Однако очередной революционный переворот в судьбе нашей страны прервал этот благотворный процесс. Революция, слава Богу, была для России бескровной, но «великий скачок» от социализма к «рыночной экономике и демократии» обернулся хаосом и в экономическом, и в духовно-нравственном планах.
Мы, согласуясь с апостольским словом, признаем, что человек призван к свободе, но помним и предостережение: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8, 9). Повреждает душу не свобода, а своеволие, которое имелось в виду, т.е. произвол: я хочу, чтобы было так, как я хочу. Нам опять навязывают чуждые образ мыслей и поведение. Наступление идет как извне, так и изнутри. Его цель — подрыв нравственного здоровья нации, дезинтеграция общества по конфессиональным и этническим признакам, что, в конечном счете, может привести и к раздроблению территориальному. Печальные примеры этого мы наблюдаем на постсоветском пространстве.
С 1992 года на российскую землю стали высаживаться десанты зарубежных, преимущественно американских, проповедников всех мастей. И свою миссию они обязательно начинали с агрессивных выпадов против Православия, против наших духовно-нравственных ценностей, против православной духовной культуры, которую они не знают и не понимают. Главный козырь в этой спланированной акции – вы бедно живете, вы не добиваетесь успеха в делах, потому что ваша отечественная вера неправильная, Православие не идет в ногу со временем; изучайте с нами Библию, равняйтесь на американский образ жизни, и процветание во всех предприятиях будет вам обеспечено. Это еще максимально корректный подход. Тоталитарные секты, или, как их именуют на их родине, деструктивные культы, называют православных «идолопоклонниками», сидящими во тьме. Так что же влечет людей в секты? Две главные причины: тотальное религиозное невежество как результат атеистического образования, и потребительское отношение к религиозной жизни: «человеку надо во что-то верить», но при этом вера должна быть «легкой», не требовать самоуглубления, напряжения душевных и умственных сил.
Бездумность и приземленность – это и плоды наших образовательных реформ, начавшихся с 1960-х годов. Ни семейное воспитание (в большинстве случаев), ни школьное образование не направлены на то, чтобы человек с детства укоренялся в духовно-исторической традиции своего народа. О развращающем влиянии большинства СМИ, особенно электронных, уже столько говорилось, что стало притчей во языцех. Культ силы, сексуальной свободы, мистицизм, стирание грани между добром и злом, культивирование поп-музыки – все это можно назвать одним словом – оболванивание, стремление к понижению духовных, нравственных, интеллектуальных запросов нового поколения россиян.
Примитивный, духовно неразвитый человек потенциально опасен. Религиозный экстремизм, расово-этническая нетерпимость, аморальность – плоды убогой души, бессмысленного существования обезличенного человека, Ивана, не помнящего родства.
Не следует преуменьшать опасность симптомов духовной болезни. Она не излечивается ни экономическим благополучием, ни законодательными актами. Выход из сложившейся ситуации один – изменение ориентации системы народного образования, изменение отношения государства и общества в целом к национальной культуре, к политике средств массовой информации, к проблемам семьи, детства и молодежи. Духовно-нравственное образование должно стать неотъемлемой частью народного образования, которое ориентируется на традиционные для России православные ценности, что нисколько не ущемляет свободы совести других народов России. Так, в традиционном для России исламе мы находим общие моральные точки соприкосновения, так же как и в других традиционных для нашей страны религиях. Не случайно представители четырех традиционных (культурообразующих) российских конфессий единодушно предложили
4 ноября, день победы народного ополчения гражданина Минина и князя Пожарского, положившей конец Смутному времени, считать всероссийским праздником.
Милостию Божией, молитвами всех святых, в земле Российской просиявших, заступничеством новомучеников Российских да преодолеет российский народ все соблазны духовной смуты века сего во славу, духовную крепость и достоинство нашего Отечества.
  

2004 г. Воронеж