Церковно-государственные отношения в сфере социальной работы,
милосердия и благотворительности
Уважаемые участники "круглого стола"!
Последнее десятилетие уходящего столетия, несомненно, займет
особое место в истории Русской Православной Церкви, поскольку именно на 90-е
годы приходится активный процесс возрождения самых различных сторон церковной
жизни, в том числе и социального служения.
Традиционно под социальным служением Церкви понималась и понимается ее
благотворительная деятельность, связанная в сознании людей с такими понятиями,
как милосердие, филантропия, сострадание, сочувствие, готовность оказать
безвозмездную помощь всякому, кто в ней нуждается.
В годы советской власти помощь престарелым, инвалидам, сиротам, пострадавшим от
стихийных бедствий, изначально присущая Церкви Христовой, была насильственно
прекращена. Закон о религиозных культах (1929) запрещал благотворительную
деятельность религиозных организаций. Благотворительная деятельность в советском
государстве рассматривалась как «пережиток прошлого». Однако такие официальные
установки не могли сократить число или улучшить положение инвалидов, сирот,
душевнобольных и социально незащищенных граждан, улучшить положение пенсионеров.
С провозглашением политики перехода от планового ведения хозяйства к рыночным
отношениям, от тоталитаризма к демократии серьезные издержки социальной политики
государства проявились еще в большей мере.
Расслоение населения на бедных и богатых, рост безработицы, увеличение числа
страдающих алкоголизмом и наркоманией, рост врожденной заболеваемости, снижение
численности населения, потоки беженцев, наличие детей-сирот при живых родителях,
страх нищеты в старости — все это делает чрезвычайно актуальной проблему
организации помощи социально незащищенным и уязвимым группам населения.
В таких условиях стала очевидной необходимость возрождения благотворительной
деятельности Русской Православной Церкви, которая стала осуществляться через
специально образованный в 1991 году Отдел по церковной благотворительности и
социальному служению Московского Патриархата.
Отсутствие материальных средств, проблема кадров, преданный забвению опыт,
каритативная деятельность миссионеров, нахлынувших с Запада и из Юго-Восточной
Азии, означали, что процесс возрождения благотворительной деятельности Русской
Православной Церкви неизбежно будет сопряжен с целым рядом трудностей и ошибок.
Однако прошло всего лишь несколько лет с тех пор, как Церковь вновь обрела право
заниматься делами милосердия и благотворительности, но можно уже с уверенностью
говорить о том, что при Господнем содействии в этой сфере церковной жизни
сделано немало.
В епархиях открываются церковные больницы и хосписы, детские приюты и
богадельни, школы сестер милосердия, благотворительные столовые и ночлежки для
бездомных. В некоторых епархиях имеются патронажные службы, магазины для
неимущих и даже организуются благотворительные лотереи. Проводится работа по
оказанию помощи страдающим психическими заболеваниями, алкоголизмом и
наркоманией, беженцам и вынужденным переселенцам, пострадавшим от стихийных
бедствий и в чрезвычайных ситуациях. Через приходы и монастыри нашей Церкви,
через братства и сестричества распределяется вещевая, медицинская и продуктовая
гуманитарная помощь. Почти повсеместно к осуществлению ухода за престарелыми
гражданами, нуждающимися в медико-социальной и бытовой помощи, в качестве
сиделок привлекаются лица из числа верующих.
В решении проблем социальной реабилитации, сохранении и улучшении духовного и
нравственного здоровья пожилых людей органы социальной защиты населения
привлекают священнослужителей для оказания психологической помощи. Такая
практика складывается в республике Карелия, Кировской, Тамбовской областях,
городе Москве и других регионах.
Священнослужители и верующие привлекаются к оказанию помощи тяжелобольным
пожилым и инвалидам (Вологодская, Калужская, Кемеровская, Омская области, г.
Москва), в палаты сестринского ухода (республика Марий Эл, Кемеровская,
Кировская, Пермская, Ярославская области).
В Иркутской и Ростовской областях органы социальной защиты населения совместно с
епархиальными управлениями организуют в дни поминовения усопших специальные
выезды пожилых людей на кладбища с совершением там заупокойных богослужений.
В Приморском и Ставропольском краях, Брянской, Волгоградской, Ивановской,
Кировской областях большую помощь социальным работникам оказывают представители
епархии по организации погребения усопших.
С целью смягчения тяжелого материального положения пожилых и инвалидов Церковь
оказывает гуманитарную помощь особо нуждающимся гражданам, приобретая продукты
питания, одежду, праздничные подарки, постельное белье. Организация такой работы
характерна для всех регионов Российской Федерации.
Особо хотелось бы сказать о долгосрочной благотворительной программе,
разработанной совместными усилиями ОЦБСС МП и Международного православного
благотворительного объединения Северной Америки: в 1993 — 1994, 1999 — 2000
годах в 13 епархиях Русской Православной Церкви было распределено 26,5 тысячи
тонн продуктов питания среди 2 миллионов 250 тысяч россиян. Сейчас полным ходом
идет выполнение аналогичной программы по распределению 28 тысяч тонн
гуманитарной помощи в 15 регионах РФ и везде осуществляется тесное
взаимодействие руководства епархии и администрации области по вопросам,
связанным с транспортировкой, складированием и распределением продуктов питания.
Получает развитие практика создания и организации деятельности учреждений по
социальному обслуживанию престарелых и инвалидов при церковных общинах.
С 1995 года в программу подготовки социальных работников включены часы по
изучению религиоведения.
Учреждения и службы системы органов социальной защиты населения имеют
определенный опыт сотрудничества с Православной Церковью по вопросам оказания
помощи семьям, испытывающим материальные трудности, работы с семьями алкоголиков
и наркоманов, духовно-нравственной деятельности в интернатных учреждениях для
пожилых людей. Проводятся совместные мероприятия: различные благотворительные
акции, концерты, организация летнего отдыха, оказывается материальная помощь в
приобретении медицинских препаратов и оборудования.
Из субъектов Российской Федерации поступает информация о повсеместном создании
приютов для детей под эгидой Православной Церкви.
Одна из моделей взаимодействия социальных служб с религиозными организациями
отрабатывается в городе Санкт-Петербурге, где совместно с Санкт-Петербургской
епархией подготовлен проект социального приюта «Дом милосердия» для
несовершеннолетних с ограниченными возможностями (в основном это слабовидящие и
с недостатками умственного развития дети) с последующей социальной адаптацией в
условиях филиала в Псковской области. Епархии предоставляются в долгосрочную
аренду (без взимания арендной платы) помещение для приюта, мастерские для
трудовой реабилитации воспитанников (автослесарные, столярные и др.), в помощь
воспитанникам назначаются социальные работники из членов братства. Силами
верующих, входящих в состав братства, организуется социальное патронирование
кризисных семей, выпускников приюта, проживающих на собственный жилплощади.
Интересен опыт совместного проведения семинаров-практикумов по вопросам
патронирования (попечения) детей-сирот и инвалидов.
Одним из возможных вариантов решения кадровой проблемы в учреждениях социального
обслуживания может стать совместная с Церковью подготовка социальных работников,
привлечение верующих к патронированию, оказанию социальной и духовной помощи
неблагополучным семьям, пожилым, немощным и одиноким людям.
В этом отношении заслуживает внимания возрожденный опыт училища сестер
милосердия при Свято-Димитриевском сестричестве города Москвы по подготовке
младшего и среднего медицинского персонала для 1-й Градской больницы.
В целях усиления организационно-методической помощи со стороны органов
социальной защиты новообразованным социальным службам, которыми располагают
приходы, во все епархии, находящиеся на территории Российской Федерации, был
направлен примерный договор между территориальным органом социальной защиты и
епархиальным управлением.
При этом надо отметить, что церковная благотворительность, в отличие от
государственной системы социального обеспечения, имеет ряд специфических
особенностей:
— это, прежде всего, многофункциональность (оказание не только материальной
помощи, но и пастырское попечение о престарелых, инвалидах, беспризорниках и т.
п.);
— во-вторых, в деятельности церковных структур не наблюдается того распыления
материальных средств, которое имеет место в государственной системе социального
обеспечения;
— в-третьих, достигается персональный, целевой, или адресный, характер
поддержки, обеспечивается использование средств по прямому назначению, что
далеко не всегда удается при государственных формах социального обеспечения.
Неоспоримые достоинства церковной системы благотворительной деятельности и то,
что государство обладает реальными возможностями и способами решить многие из
тех проблем, которые стоят на пути возрождения церковной благотворительности,
послужили основанием для развития церковно-государственных отношений в сфере
социального служения. В этой связи были подписаны соглашения о взаимном
сотрудничестве Русской Православной Церкви с министерствами и ведомствами
социального блока — здравоохранения, а также труда и социального развития.
Реально же это совместное сотрудничество выразилось в создании при
государственных домах престарелых, интернатах, больницах и тюрьмах храмов,
часовен и молитвенных комнат, в разработке и реализации совместных проектов, в
обмене опытом и информацией, в подготовке кадров, в финансировании церковных
проектов из госбюджета, в участии представителей Церкви при обсуждении
законопроектов, касающихся социальной защиты населения, в совместной выработке
социальной политики.
В последние годы, безусловно, диапазон общественно значимой деятельности Русской
Православной Церкви значительно расширился. Прошло то время, когда деятельность
приходского священника и архипастырей, клира и мирян ограничивалась стенами
храмов, или, выражаясь языком тех лет, «культовых сооружений». Но как тогда, так
и сейчас в своих отношениях с государством Церковь верна принципу
невмешательства в дела государственных структур. Вместе с тем, как о том заявил
Архиерейский Собор 1997 года, Церковь благоразумно сочетает указанный принцип
церковно-государственных отношений с активным взаимодействием с властью
различных уровней в делах, полезных для Церкви и всего народа, особенно в сферах
миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и
развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности.
Социальное служение Церкви, как мы видим из опыта церковной жизни, формируется
вокруг разнообразных человеческих нужд. Различные сферы, различные направления
такого рода служения — это ответ и реакция Церкви на самые злободневные проблемы
общественной жизни. Решая целый ряд социальных вопросов своими собственными
силами или в сотрудничестве с государством, Церковь в то же время не выполняет (
в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997
года) функций государственных органов или государственных учреждений.
Да, у Церкви и государства есть общие точки соприкосновения, но они имеют разную
природу и разные задачи. Церковь осуществляет волю Божию в мире, но ее служение,
ее голос имеют важное общественное значение.
В России да и в других странах СНГ продолжается поиск оптимальной модели
церковно-государственных отношений. Каковы же перспективы развития этих
отношений в сфере социального служения Русской Православной Церкви?
Думается, сотрудничество между Церковью и государством продолжит развиваться в
таких областях, как диакония и каритативная деятельность, работа с детьми и
молодежью, образование и воспитание, что в конечном итоге направлено на
укрепление общественной нравственности. Особая задача Церкви и государства —
забота о сохранении мира, о погашении межнациональных и межэтнических
конфликтов. Совместные усилия Церкви и государства должны быть направлены на
сохранение исторического и культурного наследия. Церковь по-прежнему будет
проявлять заботу о военнослужащих и заключенных.
Можно сказать, что наиболее трудный этап в истории церковно-государственных
отношений — этап сближения светского государства и Церкви в деле социального
служения — завершился. Теперь требуется время, чтобы решить целый ряд проблем,
которые мешают более интенсивному развитию двусторонних отношений.
Это, прежде всего, вопросы, связанные с разработкой законодательной базы для
сотрудничества Церкви и государства в тех областях, где это необходимо, а также
вопросы, связанные с финансированием благотворительной деятельности Церкви из
госбюджета, предоставлением Церкви налоговых льгот, оказанием помощи в
реставрации, содержании и охране храмовых зданий и сооружений, поддержкой
реализации общественно значимых культурно-просветительских программ, созданием
таких экономических условий, которые максимально способствовали бы расширению
диаконической, образовательной, культурно-просветительской деятельности Церкви.
Иными словами, необходимо создание всех условий для восстановления института
социального партнерства как одного из гарантов стабильного и безопасного
развития России.
Сотрудничество государства и религиозных организаций в области социальной
политики должно рассматриваться в контексте построения действительно социального
государства, в котором полноценными субъектами социальной политики становятся
все институты гражданского общества.
Русская Православная Церковь в течение десятилетий была искусственно отстранена
не только от участия в выработке социальной политики, но и от традиционных форм
социального служения. Теперь же требуются годы совместной работы государственных
органов социальной защиты и религиозных объединений, чтобы в тесном
сотрудничестве с другими неправительственными организациями восстановить
негосударственную социальную инфраструктуру, способную взять на себя долю
социальной ответственности за судьбы наиболее уязвимых групп населения.
|