Развитие предпринимательства как путь экономического и
духовного возрождения России
Зададим риторический вопрос: кто больше всего нуждается в
подготовке к предпринимательской деятельности — человек, вступающий в бизнес,
или общество, которое было приучено относиться к предпринимателю как к мироеду и
классовому врагу? А может быть, в такой подготовке нуждается, прежде всего,
государство, которое хорошо усвоило методы подавления частной инициативы, но
которому трудно дается искусство поддержки и стимулирования рыночных отношений?
Ответ очевиден: и человек, и общество, и государство в равной степени нуждаются
в такой подготовке.
Но труднее всего эти уроки даются все-таки государству.
Во-первых, государство оказалось объективно не готовым к тому, чтобы увидеть в
гражданине полноправного хозяйственного партнера, в самоуправлении и общине —
опору и основу политической и экономической стабильности, в многообразии форм
собственности — многообразие возможностей для экономического и культурного
роста, в Русской Православной Церкви — главного союзника возрождения
национального уклада жизни, неотъемлемую часть которого составляли частное
предпринимательство и благотворительность. Так же, впрочем, как и в других
конфессиях, исторически представленных на территории России и сыгравших
значительную роль в становлении многих национальных культур России.
Во-вторых, в России, где роль государства всегда была чрезвычайно значимой, а
гражданское общество еще не окрепло после эпохи тотального огосударствления, где
испокон веков реформы чаще всего «спускались сверху», сегодня именно на плечи
государства легла и вся ответственность за реформатство, раскрепостившее частную
инициативу... Поэтому оно в ответе за все, и никто не торопится разделить с ним
эту ношу.
В-третьих, само Российское государство переживает сейчас труднейший период —
становление. В новых границах, в новом окружении, в условиях новых
геополитических реалий...
Более того, возвращение к свободному предпринимательству в России — явление,
роль которого значительнее, чем смена курса или даже общественного строя. Это не
что иное, как возвращение Российского государства в лоно общего мирового
цивилизационного процесса, в мировое сообщество. Но, прежде всего, это
возвращение к собственной истории, традициям, освященным опытом многих и многих
поколений. Это отказ от самой опасной из социальных утопий уходящего
тысячелетия, ставшей в России государственной идеологией, — построения рая на
земле. Рая без Бога, без национального прошлого, а значит, и без будущего.
Однако свобода, казалось бы, уже обретенная, может стать новой утопией, если она
превратится из свободы совести (то есть духовного и, прежде всего, религиозного
опыта народа) в свободу от совести, от духовных традиций; если свобода
предпринимательства обернется свободой от всех законов — и государственных, и
моральных, и Закона жизни; если вместо возвращения поруганных святынь мы вновь
начнем поклоняться идолам.
Да, Российское государство возвращается в мировое сообщество, но возвращается,
как человек, перенесший тяжелый недуг — потерю памяти.
Вновь учим мы даже свое имя, которое почти забыли, — РОССИЯ. Но рассчитываем на
безусловное уважение со стороны других — сейчас и немедленно, еще не
позаботившись как следует о своем духовном наследии, еще ничего толком не
сделав, чтобы духовная жизнь вернулась и в стены школ, и в быт семьи, и в сферу
хозяйственной деятельности, и в дела государства. «Вера без дел мертва», но и от
дел, творимых без веры, бед не счесть.
В чем заключается процесс подготовки государства к развитию предпринимательства?
Первое: государственная стратегия должна строиться не вопреки, а на основе
традиционной для народа системы ценностей. В этом — главное оправдание всех
реформ, их сила. В этом — основа легитимности самой власти. Поэтому Российскому
государству не следует искать национальную идею вне собственного опыта духовного
становления народа. Опыт этот — лучшее историческое оправдание частной и,
одновременно, честной инициативы.
Второе: долг государства — максимально расширить правовое поле, в котором может
свободно развиваться отечественное предпринимательство, но где трудно живется
коррумпированным структурам. По сути, правовая защита свободы совести и свободы
предпринимательства — это и есть двуединая задача сильного социального
государства.
Третье: первоочередная цель социального государства — с должным упреждением
заботиться о тех, кому труднее других приходится приспосабливаться к рынку
периода первичного накопления. Чем шире будет круг союзников у государства при
решении социальных проблем, тем устойчивее будет социальное развитие и здоровее
нравственный климат. Историческим союзником государства в этом добром деле
всегда была Русская Православная Церковь.
Теперь вернемся к вопросу о том, как общество должно готовиться к вхождению в
эпоху предпринимательства.
Главное, чего не следует забывать, так это простую истину: у денег, по русской
пословице, глаз нет, они не знают, за что их отдают и за что получают. Но
общество должно знать и обязано помнить всегда о том, что хороший хозяин —
господин деньгам, а плохой — слуга. И горе тому обществу, которое по подсказке
врага рода человеческого, без устали повторяемой некоторыми нашими политиками,
журналистами и лжеэкономистами, готово ради сиюминутного благополучия отречься
от веры предков. Веру они советуют выбирать каждому заново — ту, что выгоднее,
прибыльнее. Ту, что не мешает чужого брать, да на горе ближнего богатеть. Причем
этот совет обращен как к отдельному человеку, так и к обществу российскому в
целом. Иногда подобные рекомендации выдаются в качестве предложений по выработке
«новой национальной идеи России»... Пусть-де будем без Бога жить, но при
богатстве... Воистину: не разбогатеет Россия, не выйдет из кризиса, если в
сознании активных ныне и идущих им на смену поколений вместо идолов
тоталитарного общества, живущего по законам тоталитарных сект (подавление воли и
культ вожака), займет поклонение золотому тельцу.
Всем и каждому важно понять: если не возродится духовно российский
предприниматель — не выйдет из кабалы и большинство россиян, в том числе и тех,
кто видит главного врага и главное препятствие на пути к социальному
благоденствию в предпринимательстве, бизнесе, частной собственности.
Русская Православная Церковь среди своих главных общественных целей всегда
называла социальное служение — помощь тем, кто без поддержки со стороны не
обойдется, не выживет. А таких сегодня на Руси много. Почему же тогда именно
Церковь в своей заботе об униженных, обманутых, лишенных собственности и крова,
обращает с надеждой свой взор к тем, кто, казалось бы, стоит по другую сторону
пропасти, отделяющей бедных от богатства в современной России? Почему Церковь не
зовет к крестовому походу против «новых русских»?
Позиция Церкви объясняется достаточно просто.
Во-первых, Церковь не делит русских людей по принципу: «новые — старые», не
противопоставляет верующих по принципу «русские — чужаки». У тех, кто имеет
духовную связь с великой открытой русской культурой, основанной на православных
ценностях, общего значительно больше, чем различий. Это общее — христианская
любовь к ближнему.
Во-вторых, любовь требует конкретных дел, помощи не на словах. Но как, скажите,
обеспечить людям элементарные социальные гарантии, если эти гарантии стоят
денег, и немалых? А деньги на социальные программы берутся только из налогов, а
налоги, в свою очередь, из прибыли, которую приносит национальный капитал.
И, в-третьих, чем активнее становится благотворительная деятельность российских
предпринимателей, чем увереннее государство поддерживает их деятельность и
способствует воспитанию среди молодежи соответствующих установок, направленных
на социальное служение и духовный подъем России, тем быстрее будет сужаться
страшная пропасть между социальными группами. Пропасть, которая грозит стать
пропастью между государством, защищающим интересы меньшинства, и народом.
Миротворческая роль Русской Православной Церкви заключается и в том, чтобы
окормлять духовно всех своих чад, лечить не только душевные раны, но и
социальные язвы, если, конечно, человек и общество не отворачиваются от Бога, не
забывают своей великой истории и помнят своих духовных учителей, просиявших в
земле Русской.
Что мешает сегодня вернуть российскому предпринимательству христианские
(православные) ориентиры, которые только и способны сделать его подлинно
национальным, вернуть России ее национальное лицо в мировом сообществе?
Во-первых, те же опасные заблуждения, что мешают и нашему светскому государству
открыто вернуться к духовным ценностям, благодаря которым оно возникло и
сложилось тысячелетие назад. В этой связи особо вредоносным является упрощенное
понимание в массовом сознании принципа отделения Церкви от государства — как
отделения народа от Церкви, то есть человека от его собственного духовного
наследства. В действительности принцип отделения Церкви от государства должен
пониматься лишь как условие сотрудничества светской власти и власти духовной в
деле социального служения, в деле укрепления самих основ государства, сохранения
и приумножения национального богатства. Ведь носители идеи государства и его
интересов — не только и не столько государственные мужи и чиновники, сколько
сами граждане, которые являются полноправными наследниками исторической России,
то есть народ. А народ — это не отдельное поколение, живущее по принципу «на мой
век хватит», а все поколения земли Русской — и ушедшие, и нынешние, и будущие. А
среди всех нас особого уважения заслуживают те, кто приумножает национальное
богатство, оставляя после себя добрую память: давайте и дастся вам!
Во-вторых, препятствия, мешающие преодолеть социальную пропасть, имя которой —
расслоение общества на богатых и бедных, мешающие спасти тем самым не только
обреченных на голод и нищету, но и удачливых предпринимателей от социального
взрыва, — это слабость и неразвитость института самоуправления, ядром которого и
в России, и повсеместно всегда была и будет община. Тоталитарное государство
боролось одновременно и против частной собственности и против самоорганизации
людей в рамках общины, поскольку именно община — историческая альтернатива
тоталитаризму, безраздельной власти чиновника, эффективный инструмент
социального примирения и согласия. Кроме того, община сохраняет национальный и
семейный уклад жизни, помогает сохранить социальную стабильность и созидать, но
мешает ломать построенное прежде. Сердце общины — церковный приход. Сила общины
— вера и взаимная поддержка людей, объединенных не только местом проживания, но
и верой или хотя бы глубоким уважением к вере предков.
По этой причине Русская Православная Церковь всячески приветствует как участие
предпринимателей в повседневной жизни общины, в том числе и в хозяйственной
жизни, так и развитие предпринимательской деятельности в самих общинах, а также
любые инициативы по созданию православных ассоциаций, предпринимательских
объединений и других корпоративных организаций православного толка, занятых
хозяйственной деятельностью в интересах социального служения и духовного
развития России.
В-третьих, на пути сближения предпринимателей и Церкви стоит экономическая
немощь религиозных организаций, основы хозяйственной деятельности которых были
подорваны одновременно с разрушением многообразия форм собственности.
Церкви предстоит при содействии государства и всего народа, при энергичной и
заинтересованной поддержке предпринимателей вернуть себе экономическую
независимость, необходимую прежде всего для социального служения, но полезную
также и для стабилизации экономической жизни России. Вспомнить хотя бы об особом
виде собственности — о собственности монастырской, которую с полным правом можно
было назвать общенациональной, но нельзя — бесхозной ... Кроме того, очевидно,
что сильные и устойчивые монастырские хозяйства были в России островами
«экономической непотопляемости», особенно на тех территориях, которые не
относятся к районам устойчивого землепользования в силу климатических и иных
условий.
По сей день в России, и в деревнях, и в большинстве малых городов, лучшее
культурное наследие общенационального и мирового значения — это сохранившееся
наследие Русской Православной Церкви: храмы, которые ждут своего воскрешения,
монастырские архитектурные комплексы, которые некогда были и вновь станут
островами высокой культуры в русской глубинке.
И все это будет возможным, если дороги российского предпринимательства,
государства и Русской Православной Церкви не разойдутся вновь...
И последнее: как следует готовиться и готовить к самостоятельной
предпринимательской деятельности конкретных людей?
Во-первых, не следует сводить всю работу к усвоению основ маркетинга,
менеджмента, к правовой подготовке и тренингу, как бы ни были важны эти
составляющие. Важно понять, что в современном мире, а в России — особенно, как
никогда важно давать эти и иные профессиональные знания в контексте высокой
гуманитарной культуры, которая жива своими истоками и обеспечивает сохранность
духовных ценностей.
Во-вторых, широко используя в процессе подготовки предпринимателей возможности
международного гуманитарного сотрудничества, важно помнить о главной цели нашего
участия в этом сотрудничестве. Цель эта — достойное место российских
товаропроизводителей в мировом разделении труда. Следовательно, воспитывать
нужно чувство солидарности россиян, без которого невозможно поддерживать
конкурентоспособность отечественного производства, невозможно удержаться не
только на мировом, но и на внутреннем рынке. В этой связи следует всячески
укреплять прямые деловые и культурные связи с нашими соотечественниками за
рубежом, сохранившими духовное единство с Россией в значительной степени
благодаря деятельности церковных общин.
|