9 марта 2009 года,
в праздник Обретения главы св. пророка и Предтечи Господня Иоанна,
митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Литургию
Преждеосвященных Даров во Всесвятском храме г. Воронежа, после чего Владыка
ознакомился со стадией строительства этого величественного храма.
Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу
всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на
каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за
нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что
предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради
нас.
Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к
человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается
нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля,
уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него
положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей,
добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго
для какого бы то ни было человека – мы для Него сделали, призывая этим нас
быть как бы на Его месте.
А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом
Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк – это человек,
с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим
делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа
озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? – и пророк встал и сказал:
Меня, Господи!..
Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем
неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы
совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на
земле.
И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более
величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не
быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный,
Который есть: Господь.
Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас,
вопиющий в пустыне... Он только голос, он настолько уже неотличим от своего
служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно
его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и
страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей
смертью, – словно этого человека нет. Он и его призвание – одно и то же; он
– голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни,
где души пусты – потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого
оставалась неизменной.
И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он – Друг Жениха. Друг,
который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен,
забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться
лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он – друг, который
способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны
этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не
стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.
И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться,
сходить на нет, для того чтобы Он возрос... Надо, чтобы обо мне забыли, а
помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как
Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним
только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!..
И последнее – страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда
вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда
эта колоссально великая душа заколебалась... Шла на него смерть, кончалась
жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг
отречения от себя, а впереди – мрак.
И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у
Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?.. Если Тот – то стоило в юных летах
заживо умереть; если Тот – то стоило умаляться из года в год, чтобы его
забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот – тогда
стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он
жил, исполнено и совершено.
Но вдруг Он не Тот?.. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых
лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что
случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню;
Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания.
Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?..
И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? – он не получает
ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с
миром!.. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые
прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие
благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет – ничего,
кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне;
пойдите, скажите Иоанну...
И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь,
не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что
слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить
дело пророка... Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их
порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел
ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах
невидимых.
И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы
думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из
тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились
чудесно благодатью, он из всех самый великий.
Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем... Слово
“праздновать” мы привыкли понимать как “радость”, но оно значит “оставаться
без дела”. И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и
уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и
ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того,
о чем мы слышали сегодня в Евангелии?
И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки,
Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и
недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в
застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь
ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы
другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто
не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной
смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не
умели, – вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех
предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию
жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному
повелению Божию: “Верь до конца, и будь верен до конца!” Аминь.
Митрополит
Антоний Сурожский
|