главная

СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ, СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ!

8 марта 2009 года, в Неделю Торжества Православия, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе, за которой рукоположил преподавателя Воронежской Духовной семинарии, заведующего сектором заочного обучения, иподиакона Бакулина Василия Юрьевича в диаконы. А также возглавил Молебное пение Торжества Православия, традиционно совершаемое в Русской Церкви с XIV века в первое воскресенье Великого поста.


Торжество Православия
 

С середины IX века Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия. Поводом для сего установления в богослужебной практике явилась победа над иконоборчеством, вспыхнувшим с новой силой в 812 году (уже после того, как на VII Вселенском Соборе 787 года был утвержден догмат о почитании святых икон). В первое воскресенье Великого поста 843 года по Константинополю прошла торжественная процессия со святыми иконами, честным древом Креста Господня и Божественным Евангелием, которую возглавил Святейший Мефодий, поставленный на Константинопольскую кафедру вместо патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Множество духовенства, монашествующих и мирян, участвовавших в этом знаменательном крестном ходе, явили победу Православия над лжеучением и утверждение догмата об иконопочитании. Процессия проследовала до Софийского собора, в котором была совершена праздничная Божественная литургия.

Со временем для этого дня было составлено Молебное пение Торжества Православия. В богослужение Русской Церкви оно вошло в XIV веке. В этом чине утверждается не только учение Матери-Церкви об иконопочитании, но и догматы и постановления семи Вселенских Соборов, а также читается Синодик Православия – перечень различных лжеучений, с анафематствованием каждого из них.

 

Торжество Православия в Воронеже

 

Правящий Архиерей Воронежской и Борисоглебской епархии митрополит Сергий совершает Божественную литургию в Кафедральном Покровском соборе города Воронежа в сослужении клира Святого собора. Звучат тропарь и кондак, посвященные памяти Торжества Православия.
Исполненные духовной радости, все молящиеся воодушевленно поют Символ веры, в котором изложены основные догматы Православного вероучения.
Владыка митрополит рукополагает в диаконский чин преподавателя Воронежской Духовной семинарии, заведующего сектором заочного обучения, иподиакона Бакулина Василия Юрьевича. Возглас Архиерея «Аксиос!», подхватывает мужской семинарский хор, участвующий в богослужении: «Аксиос, Аксиос, Аксиос!»

Причащение Святых Христовых Таин. Благодарение за причащение. Песнь «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи…» звучит в исполнении Митрополичьего хора (регент Илья Ижогин). Диакон Василий Бакулин произносит первую в своей жизни краткую ектенью: «Прости, приимше Божественных … Христовых Таин…», в которой призывает «достойно благодарить Господа». Заамвонная молитва. И на средину храма выносятся иконы Господа и Пресвятой Богородицы.

Архиерей и последующий ему духовный собор исходят из алтаря. Протодиакон Георгий Наумов произносит: «Благослови, Владыко!» Владыка Сергий возглашает «Благословен Бог наш …» – начинается Молебное пение Торжества Православия.

К обычной ектенье прилагаются прошения о соблюдении Святой Церкви непоколебимой и непреоборимой от ересей и суеверий, об обращении силою Святаго Духа всех отступльших и о сопричислении их к избранному стаду Господню, об укреплении верных и о соблюдении их непоколебимыми в правоверии.

После совершения Апостольского и Евангельского чтений, Владыка митрополит творит молитву от лица всей Церкви, в которой просит Господа об укоренении спасительной веры и пребывании плодоносной в сердцах православных, о просвещении разумных очей заблуждающихся Божественным Светом к уразумению Истины, умягчении их ожесточения, об исправлении жизни людей, несогласной христианскому благочестию, «да вси свято и непорочно поживем».

Затем протодиаконы собора становятся лицом к молящимся по обе стороны от Царских врат. Протодиакон Георгий Наумов трижды возглашает, от раза к разу все громче и громче: «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса един». И протодиакон Александр Палий объявляет:

«Православия день празднующе, православнии людие, наипаче прославим Виновника всех благ Бога, иже Сый благословен во веки. (…) Сей Бог наш, руководствуя ко оному спасительному обетованию, не несвидетельствована Себе остави, но хотящее быти спасение провозвестил первее чрез праотцев и пророков … многочастне и многообразне древле глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Имже и веки сотвори, Иже возвести Отчее о нас благоволение … посла Апостолы во весь мир проповедати Евангелие Царствия, утверди оное различными силами и чудесы.

Сему спасительному Откровению последующе, сего Благовестия держащеся, веруем …»

И на едином духовном подъеме, объединяющим сердца верующих, снова в этот день звучит Символ веры из уст всех молящихся под сводами Кафедрального собора. И завершающий «Верую…» торжественный, грому подобный, аккорд: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!»
И далее протодиаконы возглашают анафематствование лжеучений, в частности, звучат следующие:

Отрицающым бытие Божие и утверждающым, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывают, Анафема, Анафема, Анафема!
Дерзающым глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева, Анафема, Анафема, Анафема!
Отмещущым безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение, Анафема, Анафема, Анафема!
Ругающым и хулящым святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющым оныя быти идолы, Анафема, Анафема, Анафема!

Затем, совершая каждение, протодиаконы восклицают «вечную память» всем подвизавшимся о Православии. Наряду с благоверным и равноапостольным царем Константином и матерью его Еленой, благоверным и равноапостольным великим князем Владимиром и великой княгиней Ольгой, «вечная память» поется и столпам Православия Воронежской земли – святителям Митрофану, Тихону и Антонию, всея России чудотворцам.

И, в завершение чина, многолетствование Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому, и всем православным христианам, право содержащим спасительную Православную веру и повинующимся Христовой Церкви.
Во всех же храмах Воронежской и Борисоглебской епархии в Неделю Торжества Православия после Божественной литургии было совершено Молебное пение об обращении заблудших.

Людмила КИНДИРЕНКО


  Двенадцать анафематствований

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

 

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЕ, ПРОИЗНЕСЕННОЕ В 1991 ГОДУ


Дорогие мои!

Первое воскресенье Великого Поста Церковь празднует как день Торжества Православия. Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества, что в течение нескольких веков терзала православный мир.

Современному человеку иногда кажется, что иконопочитание - это некая частность в мире православного богословия. И он недоумевает, почему торжеством Православия именуется победа именно над иконоборческой ересью, а не над какой-нибудь другой.

Иконоборцы утверждали, что Бога изобразить нельзя. Православные же отцы, защищая предание Церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с самыми основами христианства. Да, действительно, Бог непознаваем, невыразим и неизобразим. Но Тот, Кто выше всякого человеческого слова, благоволил родиться как человек. Тот, Кто невидим, стал видимым через принятие человеческой природы, и потому "о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- ибо жизнь явилась... возвещаем вам" (Ин. 1, 1). "Слово стало плотию" (Ин. 1, 14), и Боговоплощение сделало возможной икону. И потому можно быть православным, не имея икон,- в недавние годы мы вновь пережили время торжества иконоборцев, и многим приходилось молиться без икон. Но нельзя быть православным, отвергая иконы. Тот, кто не признает возможность иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства с Боге, ставшем человеком.

Так мы видим, что в живом организме нашей Православной Церкви все удивительно едино и соразмерно. Все взаимосвязано в живом росте Церкви как Тела Христова. Нельзя по своему частному разумению отсекать любую ветвь Православного Предания, не рискуя при этом задеть самые основы нашей духовной жизни.

Потому не случайно день торжества иконопочитания - это день всего Православия.

Не случайно и то, что днем Православия названо первое воскресенье Великого Поста. Этот день венчает собою неделю особых молитвенных трудов. Греческое слово "ортодоксиа" означает и "правильное величание", и "правильное учение", то есть его можно перевести на русский язык не только как "Православие", но и как "Правоверие". И замечательно, что в славянские языки вошло именно первое значение этого слова: "Право-славие". Славословие, по учению Святых Отцов, есть высшая ступень молитвы, ибо являет чистую и бескорыстную радость души о своем Господе. Весь смысл духовной жизни заключается в том, чтобы научить человека не просто правильно богословствовать, но правильно молиться. Вспомним, как в Великом Каноне, который мы слушали на этой неделе, пелось о том, что Божию Матерь мы "православно величаем".

При таком - литургическом - понимании Православия как умения правильно славить Господа, правильно строить свою духовную жизнь становится понятно, почему день Торжества Православия приходится именно на сегодняшний день. Ибо когда же человек более способен к славословию, если не в это воскресенье: всю неделю мы провели в покаянии, в исповедании пред Богом своих немощей, и вот, оплакав свои согрешения, мы тем не менее приступаем к Чаше, ибо Господь "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13). И как же не возблагодарить Господа за его милосердие к нам, как не воспеть нам песнь Господню!

Но Православие невозможно и без Правоверия. История Церкви показывает, что там, где нарушалась правая вера, начинает разрушаться и духовная жизнь. Ведь в зависимости от того, как люди мыслят о Боге, они создают свои представления о спасении, об отношениях Бога и человека. И если учение о спасении, о конечном предназначении человека окажется ошибочным или неполным, то и духовная жизнь человека окажется урезанной и неполноценной.

Потому в догматических спорах речь идет не о формулировках и не о теоретической правоте. Речь идет о понимании самой сути отношений Бога и человека и в конечном счете о понимании самого человека. И потому нельзя нам забывать слова Апостола: "Я знаю, в Кого уверовал" (2 Тим. 1, 12).

Сегодня нам чрезвычайно важно знать нашу веру, ибо вновь приходит время борьбы за Православие. Многими "учителями" и многими изданиями сейчас предлагается Церкви так переосмыслить свою веру, что живая душа Православия исчезнет.

Одни уверяют себя и нас, что Православие - это некая национальная идеология. Мы же должны знать, что Православие - это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни для нас вторично.

Другие говорят, что Православие - это культура, некое "культурное наследие". Мы же должны знать, что Православие - это не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого.

Третьи утверждают, что Православие - лишь одна из исторически сложившихся форм христианства и что она должна быть превзойдена в слиянии всех христианских конфессий. Мы же желаем соединения христиан не на минимальной основе нашей общей веры (которая на деле окажется максимумом безверия протестантского мира), а на той предельной полноте Богоданного откровения, что было дано Святым Отцам. Ведь никогда в духовной жизни нельзя равняться на слабейших, но, напротив, все время должно искать более опытных и духовно более богатых наставников.

Приходят еще некие и говорят, что Христос - это один из "учителей человечества", такой же, как Будда, Конфуций или Кришна. Но мы должны знать, что Христос - не просто учитель или пророк, Он Сам Господь, ставший чело веком, чтобы спасти людей. И спасает Он нас не только Своим словом и Своей проповедью, но прежде "сего Своим Распятием и Воскресением и ниспосланием нам Святого Духа. И потому мы знаем, что всякий, кто учит о спасении помимо Креста и без Воскресения - не от Бога послан.

Еще другие стараются убедить людей, что Христос - это не то экстрасенс, не то инопланетянин. Мы же должны противостать этой безумной проповеди твердым свидетельствованном о том, что Христос - Бог, Творец Вселенной, явившийся во плоти "нас ради человек и нашего ради спасения".

Дорогие мои! Не нужно думать, что время борьбы со лжеучениями прошло и осталось в далекой от нас эпохе Вселенских Соборов. И сегодня Господь зовет нас отстаивать Истину Православия от умножившихся проповедников тьмы. И призывает Он всех вас - не только иерархов и священников, но и мирян, всех верующих, чтобы мы по мере наших сил у себя ли дома, в кругу ли наших друзей или на работе отстаивали Православие. И если нет у кого-то из нас сил и знаний, чтобы доказательно обосновать невозможность совмещения Православия с возрождающимся ныне язычеством и иными псевдорелигиозными учениями, то каждый из нас все же может просто предупреждать своих ближних: "Люди, такой-то лжеучитель далек от Православия, и он лжесвидетельствует, утверждая, что он един с Церковью и действует чуть ли не с ее согласия".

Но, конечно, главное наше духовное оружие в защите Истины - это наша молитва. Если мы по нашему духу, а не только по имени будем подлинно православными, Господь Сам Своею благодатью будет споспешествовать нам.

Будем же молиться за нашу Церковь, которой угрожают сегодня и лжеучения, и расколы. Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, что мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а, напротив, просветлению их совестного чувства. Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православящей молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения!
Аминь.

фото: Николай Сигачев
www.vob.ru
по материалам www.xxc.ru