2 марта 2009 года, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в
Покровском кафедральном соборе.
3 марта 2009 года митрополит Сергий совершил чтение Великого
покаянного канона преподобного Андрея Критского в Алексиево-Акатовом
монастыре г. Воронежа.
Уроки Покаяния
В самом начале
Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная
мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея
Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием,
вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач,
раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу
отчаянием, раскаянием и надеждой.
С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву,
рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше
всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События
Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как
дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя
личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей
борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: "С чего я начну оплакивать
окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?"
Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все
продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого
грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного
Адама; Я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за
моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти,
осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную
красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую
мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о
духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова
Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого,
смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа –
единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед
тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.
Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех
и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким
созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха,
покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение,
внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим,
например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе
приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни…
- мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая
в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в
самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как
приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, - отказ от жизни
для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным
произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но
которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою
плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и
Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению
мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все
отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно
связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и,
найдя их, кается.
Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712
году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник,
вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрени в
четверг пятой седмицы того же поста - полностью.
Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что
он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к
его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого
творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей).
Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он
направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть
перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому
самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов
и к исправлению жития.
С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и
события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама,
и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души,
извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и
наставления.
Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в
следующих словах канона: "Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии
мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных
и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая
против Бога". Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах
безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян.
"Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа,
воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть"
(Песнь 2).
От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал
в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в
следующих словах канона: "Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может
убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя
ты и поражена проказою" (Песнь 6).
Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни
богоугодной. Например: "Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как
порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть
чего-либо подобного за сладострастие" (Песнь 3).
"Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу
жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога"
(Песнь 5).
Епископ
ВИССАРИОН (Нечаев)
текст скачать ZIP архив
"Великий покаянный канон
преп. Андрея Критского"
|