15 января 2009 года, в день памяти
преподобного Серафима Саровского, чудотворца, митрополит Воронежский и
Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в
Серафимо-Саровском мужском монастыре п. Грибановка, за которой
рукоположил диакона Алексия Иванникова во иерея.
Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 (по другим данным -
1754) года в древнем Курске, в именитой купеческой семье Исидора и
Агафии Мошниных. Во Святом Крещении был наречен Прохором в честь
апостола от семидесяти и одного из первых семи диаконов Христовой
Церкви. Родители его, занимавшиеся строительством каменных зданий и
храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и
трудолюбием. Незадолго до своей кончины (+1762 г.) Исидор Мошнин
приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы
Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года - Курский
Сергиево-Казанский кафедральный собор). Его строительство было завершено
матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в
христианском благочестии и всегдашней радости о Боге.
Образ жизни старца был до крайности суров, даже в сильные морозы его
келья не отапливалась. Спал он, сидя на полу, прислонившись спиной к
стене либо положив под голову камень или поленья, и делал это "ради
умерщвления страстей".
Сам добывая себе пропитание, преподобный соблюдал очень строгий пост,
питаясь один раз в сутки преимущественно овощами да черствым хлебом,
небольшими запасами которого он делился с птицами и дикими животными. Не
раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.
Ни вкушая пищу в среду и пятницу и в первую седмицу Святой Великой
Четыредесятницы, преподобный Серафим со временем отказался от помощи со
стороны обители, усилил воздержание и пост, питаясь около трех лет лишь
травой снитью6, которую он сам сушил, заготавливая на зиму.
Стремясь к безмолвию, старец оградил себя от посетителей, однако иноков,
желавших уединения, принимал ласково, не отказывая в наставлениях, но
благословение на такой подвиг старался не давать, зная, какие искушения
от диавола приходится претерпевать в уединении.
И действительно, враг рода человеческого принуждал преподобного Серафима
"мысленной бранью" оставить подвиги и отказаться от спасения души. Но с
Божией помощью, ограждая себя молитвою и крестным знамением, старец
побеждал искусителя.
Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взял на себя особый
подвиг - столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на
большой гранитный камень, лежавший в лесу на полпути от обители его
кельи, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторял молитву мытаря "Боже,
милостив буди мне, грешному". С наступлением утра он возвращался в
келию и в ней, чтобы уровнять ночные подвиги с дневными, вставал на
другой, малый камень, принесенный из леса, и оставлял молитву лишь для
краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей.
Тысячу дней и ночей, несмотря на мороз, дождь, зной и стужу, продолжал
он это молитвенное стояние. Посрамленный диавол, оказавшись бессильным
духовно препобедить старца, задумал умертвить его и наслал разбойников,
которые, угрожая расправой, стали требовать у него денег. Не встретив
сопротивления, они жестоко избили подвижника, проломили ему голову и
сломали несколько ребер, а затем, все сокрушив в келии и ничего не
найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись своего
злодеяния.
Утром преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от
нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, вызванных настоятелем,
предоставив свою жизнь воле Господа и Пречистой Его Матери. И когда
надежда на выздоровление, казалось, исчезла, Пресвятая Богородица
явилась старцу в тонком сне в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна
Богослова и даровала ему исцеление, произнеся слова: "Сей - от рода
Моего". В тот же день преподобный встал с постели и еще пять месяцев
пробыл в монастыре до полного выздоровления. Старец остался навсегда
согбенным и ходил, опираясь на топорик или на посох, однако обидчиков
простил и просил не наказывать.
Возвратившись в "дальнюю пустыньку", преподобный Серафим не изменил
прежнего уклада жизни. По смерти настоятеля и своего духовного
руководителя иеромонаха Исаии он принял обет молчания, сравнивая его с
крестом, "на котором человек должен распять себя со всеми страстями и
похотями". Жизнь его становится еще более сокрытой для окружающих:
безмолвствует не только пустынь, но и уста старца, отрешившегося от всех
житейских помыслов.
"Паче всего должно украшать себя молчанием, - любил он
впоследствии повторять наставления отцов Церкви, - ибо молчанием
многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни единого... Молчание
есть таинство будущего века", которое "приближает человека к Богу
и делает его как бы земным Ангелом", "словеса же - орудия суть
мира сего". Преподобный Серафим не выходил более к посетителям и,
если встречал кого в лесу, падал ниц и не вставал, пока прохожий не
удалялся.
Благодатным плодом его подвижнической жизни явилось стяжание "мира
души", который он считал драгоценным даром Божиим, самым важным делом в
жизни христиан. "Пост, молитва, бдение и всякие другие дела
христианские, - говорил преподобный обращавшимся к нему монахам, -
сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их
состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для
достижения её. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа
Святого Божия".
"Радость моя, - наставлял старец - молю тебя, стяжи дух мирен, и
тогда тысячи душ спасутся около тебя".
Преподобный и Богоносный отец наш Серафим Саровский, всея России
чудотворец, - усердный молитвенник и ходатай перед Господом обо всех
обездоленных и нуждающихся в помощи.
К нам и нашим потомкам также обращены слова, сказанные старцем незадолго
до его кончины:
"Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы
и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни
случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой
гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и
вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и
тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!".
|