главная

«се бо Свет Мой сладкий и Учитель ваш гробу предается...»

17 апреля 2009 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий поклонился перед вынесенной клириками во главе с архимандритом Андреем (Тарасовом) Святой Плащанице Господней, после чего священнослужители прочли канон «На плач Пресвятой Богородицы», составленный Симеоном Логофетом в X веке.

 

Ни один православный христианин не может остаться равнодушным, слыша слова этого канона, который показывает, какие скорби пережила Пресвятая Богородица, какие скорби перенес Господь наш Иисус Христос, чтобы мы могли навечно стать детьми Отца Небесного. Как скорбит наша душа, когда мы теряем близкого человека, и как она скорбит, когда мы погребаем Господа, распинаемого нами же самими, своими грехами и злодеяниями. Человек, однажды рождаясь на свет, еще не успевает самоопределиться в сторону добра, Истины, любви, или же в сторону зла, но Христос уже пострадал и за него! Как велика Любовь Божия к людям, что Он нас от вечной смерти и ада искупил ценой Своего Единородного Сына!


Плач Пресвятой Богородицы (стихи из канона):

Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.

Волею, Сыне Мой и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше, предстоящи у Креста со возлюбленным учеником.

Се Свет Мой, сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева, стенющи, глаголаше.

Где, Сыне Мой и Боже, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше: ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвлена мертвеца.

Радость Мне николиже отселе прикоснется, рыдающи, глаголаше Непорочная: Свет Мой и Радость Моя во гроб зайде: но не оставлю Его единаго, зде же умру и спогребуся Ему.



Слово митрополита Сергия перед Святой Плащаницей, обращенное к воронежским богомольцам
 

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы с вами сегодня предстоим гробу… Гробу Бога Живаго, Который пришел в «мир грешныя спасти» и нелицеприятно свидетельствовал Истину. Того, кто показал Своей жизнью жизнеспособность правды.

И мы видим отношение человеческого рода, как он реагировал на то предложение и помощь Божию освободить человека из мрака греха, проклятия, смерти. Видим, что у Креста Господня осталась лишь малая горсточка людей.

Все, кто знал Христа, слушал Его, соглашался с Ним, пользовался даром Его исцелений, был воскрешен из мертвых – все они оставили Его. И что самое страшное произошло – Бог оставил Христа… Оставил наедине со страданиями, муками, с грубыми солдатами, которым все это было смешно и забавно. И даже на порыв милосердия, как мы сегодня слышали в Евангелии, когда Христос возопил: «Боже, Боже мой, почто ты Меня оставил?», солдаты, не зная языка осудили того, кто решил облегчить страдания Христовы, напитав губку специальной смесью, которая одурманивает человека и помогает ему перенести эти тяжкие муки. Воины удерживали его руку и говорили: «Не надо, лучше посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Значит слышали эти люди об Илии, знали и о предмете проповеди Христа, и они распинали, исполняя приказ еще со своим настроением, насмешками, усугубляли эти раны Христовы.

Потом мы будем видеть с вами, что постепенно Христос опять собирает Своих учеников, воскреснув из мертвых и победив смерть.. Постепенно Христос призывает их к действительности, к жизни, напоминает им Своем учении и призывает их создать Церковь.

И мы знаем, что Церковь Христова была также гонима во все времена, и до настоящего времени. Только разные формы этого гонения осуществляются на нее. Бывают кровавые, которые заканчиваются смертью; бывают бескровные, как в период оттепели в России в 60-х годах прошлого столетия, когда уже никого не стреляли, но отслеживали каждого верующего человека, и проводили с ним дискуссию. И не всегда в этих дискуссиях человек выдерживал, боясь потерять благополучие, работу, хорошее положение, и часто проигрывал малодушием.

А бывают такие времена, когда вроде бы все нормально. И имеем возможность и Бога славить, свободно исповедовать Христа, и никто нам не мешает совершенствоваться в Его заповедях. Но мы не принимаем всего этого! Мы ищем острых моментов в жизни. В осуждении и страстях проводим наше время, и выказывая якобы заботу о Церкви перестаем молиться, превращаемся в сектантов. Есть еще искушение – еще более глубокое, когда мы опускаем руки и смотрим, как в наше свободное время можно делать свободно зло, прикрываясь добром. И оправдываем свое молчание и поведение, а потом спрашиваем: «а если Господь попустил все это, значит и нам можно?» - и опять соблазняемся и проявляем малодушие.

Так что время, в которое мы живем, дорогие братья и сестры, оно очень ответственное. Оно открыто для того, чтобы мы свободно жили во Христе Иисусе! Мы подобно этим распинателям, которые исполнили приказ, но еще ищут повода, как бы усугубить эти раны Христовы, часто уподобляемся этим неразумным воинам. Эти жестокие люди порвали одежду Христову, разделили хитон по жребию – эти великие святыни, за обладание частицей которых любой христианин душу свою положит. Потому что им дана и благодать чудодейства, и благодать реально чувствовать, что это были вещи, принадлежавшие Христу. А воины, разделив эти вещи, не почувствовали никакого движения души. Они восприняли это как простые вещи, и никакого благоговения и почитания к этим вещам у них не было. Вот это самое страшное, что может быть характерно для нашего времени: обладая святыней, мы не способны воспринять вызывающей ее святости. И для нас становится все обыденным, простым, неинтересным, и за ненадобностью мы отказываемся от пути следования Христа.

Так что же нам делать, дорогие отцы, братья и сестры? Предстоя у Престола, у Гроба Господня, мы должны задуматься, очень глубоко взвесить свою жизнь, найти в себе точку отсчета, быть честным с собой и правдивым. Сказать себе раз и навсегда: с кем я, с правдой Христовой, с Его Любовью, или только буду обладателем этих одежд, которые я получил в Таинстве Крещения, но которые не будут меня спасать? И мы должны с вами четко отдать себе отчет: или мы хотим изменения нашей жизни, жить по Евангелию, любить Христа, быть вместе с Ним и наследовать Его Царство, или же мы, прикрываясь Его святыми словами остаемся в мире и не хотим никуда идти. Очень много сейчас советчиков, которые как раз и говорят: «А куда нам идти? Вроде жизнь прекрасна, и все у нас замечательно… А в Церкви все чего-то плохо, Церковь все чего-то требует от нас, уйдем оттуда. Будем жить нашей земной жизнью». Не слушайте это! Традиционно, как Русь стояла за правду Божию, так и нам с вами нужно стоять за нее. И просить у Гроба Господня, чтобы Он дал нам силы идти путем евангельским, потому что нет другого пути, нет другого выбора, нет никакой альтернативы. Положивши однажды руку на плуг, мы должны продолжить это шествие.

Сейчас, подходя ко Гробу Господню, к Его Святой Плащанице, мы должны просить у Бога прощение наших грехов, примирить нас, во-первых, с самими собой, с нашими ближними, чтобы исполненными духа мира и любви мы могли бы встретить Пасху Христову. Храни вас Господь!
 

Николай Сигачев