26 марта 2008 г. в Алексиево-Акатовом женском монастыре города Воронежа под
председательством митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия прошло
собрание насельниц женских монастырей Воронежской епархии, а 28 марта - собрание монашествующих, которые несут
послушание в двух действующих мужских монастырях – Свято-Успенском Дивногорском, Серафимо-Саровском и возрождающемся Воскресенском Белогорском
монастыре, а также на приходах епархии.
Эти дни предварила совместная молитва за Божественной литургией
Преждеосвященных Даров, которую совершил митрополит Воронежский и
Борисоглебский Сергий, соборное причастие Тела и Крови Господней и
совместная трапеза. Монашеский образ жизни подразумевает соблюдение
евангельских заповедей целомудрия, послушания и главного делания – молитвы,
молитвы о всем мире. Это должно быть присуще и обычным христианам, но именно
более ревностное отношение к этим правилам жизни и стало импульсом к
появлению первых монашеских общин, начиная с IV века. Совместная встреча
монашествующих Воронежской епархии подчеркивает единение молитвенной жизни
совершенно разных, но идущих одной дорогой ко спасению людей.
Монастырская братия ведет уединенный образ жизни и с внешним миром общается
мало, но мир, живущий своими законами, претерпевает изменения, бросает новые
вызовы людям, ведущим духовный образ жизни, разобраться в искушениях
сегодняшнего дня, понять и оценить их пагубность призваны подобные встречи.
Характеризовать современное общество можно по состоянию монашества – если
монахи живут благочестиво и хранят себя в чистоте и святости, то и мир будет
сохраняться в нравственности и добром состоянии. Если монашество разлагается
и претерпевает кризис своего существования, то это свидетельство
бедственного состояния мира.
Совместное общение монашеской братии призвано поддержать духовные силы, дать
добрые советы. Монахи могут пообщаться с Владыкой более просто и близко,
задать вопросы, получить братское наставление, советы духовного делания.
Архиерей, возглавляющий епархию, - тоже монах, и братия смотрит на него как
на образец жизненного и духовного опыта, стараясь почерпнуть для себя из
этого источника мудрости. Одновременно это собрание – свидетельство миру об
институте монашества, свидетельство о разных дорогах, которые ведут ко
спасению (приводят человека к Богу), возможно, видя это духовное единение,
ищущая душа захочет стать тем светильником, который горит перед Богом о
спасении мира.