22 августа 2008 г. в областном дворце творчества детей и молодежи состоялось
традиционное совещание работников науки и образования Воронежской области,
приуроченное к новому, 2008/2009 учебному году. В работе форума приняло
участие более 550 человек – специалистов в области управления образованием,
педагогических работников, учителей. Перед началом пленарного заседания в
фойе дворца творчества прошла отчетная выставка, на которой были
представлены достижения районных отделов образования области.
Работу совещания возглавили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий,
губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков, председатель Воронежской
областной думы В.И. Ключников, руководитель главного управления образования
Я.Е. Львович. На совещании были подведены итоги
завершившегося 2007/2008 учебного года. Главной темой обсуждения в этом году
стало создание условий для внедрения инновационных педагогических
технологий.
Перед участниками собрания выступил митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий. Он обратил внимание педагогов на такую
задачу образовательного процесса как формирование и воспитание целостного
человека. Владыка поблагодарил руководство главного управления образования
области за реальные шаги по духовно-нравственному просвещению учащихся.
Архипастырь напомнил, что с прошлого года в школах области проходит
поэтапное введение основ православной культуры как культурологического
предмета в форме факультативов в начальных и средних классах и элективных
курсов в старшем звене.
Опыт Воронежской области в данном направлении соответствует общероссийским
тенденциям. Так, в настоящее время на федеральном уровне идет работа по
разработке и утверждению новых стандартов образования. В соответствии с ними
в школах России предполагается введение предметов в области
духовно-нравственной культуры. В ее рамках возможно преподавание
православной культуры, мусульманской или какой либо иной в зависимости от
выбора родителей, исторических или религиозных традиций того или иного
региона. Возможно и преподавание ознакомительного предмета по основам
светской этики.
Владыка подчеркнул, что благодаря этому можно решить две важнейшие проблемы,
которые стали очевидны по мере введения курса ОПК в разных регионах России,
а именно ‑ приобщение детей к духовной традиции через учебный предмет
культурологического наследия и сохранение за родителями и детьми права
выбора, к какой духовной традиции приобщать учащихся. Новые стандарты и
новый предмет могут быть введены во все школы России в 2010 году.
«Интересно совпадение названия нового предмета «Духовно-нравственная
культура» – сокращенно ДНК с функцией ДНК в организме человека – основой
развития физического человека,‑ отметил Владыка. Развитие
духовно-нравственной культуры в нашем социуме также необходимо для его
свободного и гармоничного развития».
Митрополит Сергий рассказал участникам совещания и о работе по разработке
учебно-методической литературы, которую совместно ведут Воронежская епархия
и областной институт повышения квалификации учителей. В минувшем году был
создан комплект учебно-методического пособия для второго класса, в который
входит методическое пособие и хрестоматия для учителя и рабочая тетрадь для
учащихся. В настоящее время по этой же схеме делается комплект для третьего
класса, как продолжение предыдущего. В разработке так же находятся пособия
для 4 и 5 класса. Эти начинания находят поддержку у педагогов области. В
регионе действуют экспериментальные площадки, в школах области в прошлом
году существовало 524 факультатива ОПК.
«В условиях современной модернизации образования важно помнить положение,
ставшее девизом Всемирного русского собора молодежи, который состоялся в
2007 году: «В традициях – будущее» У российского образования богатые
традиции, позволившие стать ему одним из лучших и качественных в мире. Их
сила состояла в том, что они были направлены на формировании личности, а не
индивида! Развивалась не только умственная сфера обучающихся, и уделялось
большое внимание становлению внутреннего мира детей, но формировались
осмысленные знания, а не просто подопечным предлагали информацию.
Сегодня, в век информационной революции, когда информация зачастую диктует
правила поведения не только в обычной жизни, но и в политике «знание»
зачастую стали подменять словом «информация». Такая подмена объяснима, но
принять ее и тем более согласиться с ней невозможно и чревато негативными
последствиями. Информация, в отличие от знаний, не несет в себе духовной
составляющей. Ведь знание ‑ это не только систематизированная информация, но
прежде всего информация, которая прошла через сердце человека, осмысленная и
просеянная через этическое сито системы нравственных ценностей. Человек
знающий – это человек думающий, которого труднее обмануть, увлечь какой-то
идеей. Человек, напичканный всевозможной информацией, а не знаниями не
всегда может сделать правильный вывод на пользу себе, своему духовному миру
и обществу, в котором он живет. Вот почему в современном мире существует
опасность подмены знаний на информационную всеядность, ‑ подчеркнул
митрополит Сергий.
Система образования тесно связана с национальной и культурной самобытностью
любого народа. Погоня за чужими образцами, западными формами организации
образовательной системы неизбежно приводила к утрате собственных
образовательных ценностей».
В своем выступлении митрополит Сергий так же остановился на уроках, которые
можно сделать на основе недавних событий в Южной Осетии. «Мы должны реально
представить себе тот мир, который нас окружает. У нас должны пройти те
иллюзии, которые некогда так широко рекламировались о том, что мы якобы
кому-то нужны, что мы являем потенциал носителя каких-то ценностей, которые
будут культурно востребованы западным миром. То, что произошло в Цхинвали, в
Грузии, и особенно события, последовавшие после этой войны, говорят о том,
что нас хотят превратить в маленькое государство, слабое и зависящее от
людей, которые живут благополучно, и будут затем кормить нас нашими же
ресурсами. Мы должны очень хорошо подумать над этим и сделать
соответствующие выводы. Нам не нужно бегать от нашей Российской культуры, от
нашей Российской истории, от нашей Российской политики, экономики. Не нужно
стремиться к какому-то эфемерному счастью, а обратиться к нашим корням,
питающим все самое нужное для современной России и нашего общества.
Я не призываю никого к военным действиям, упаси Бог, у нас не должно быть
негативного чувства к грузинскому народу. Мы должны относиться к нему
по-братски и понимать, что с ним совершили, и в какую ловушку этот народ
попал, вспомнить все то доброе, что было между нашими народами и протянуть
ему, как и было уже в прошлом руку помощи.
У нас должно быть чувство национальной бодрости и самосознания. Наши
культура и наука самобытны и их можно смело поместить на весы истории.
Западу есть чему у нас учиться, в том числе и тому, как жить в мире, жить
без религиозных или национальных конфликтов».
Завершая свое выступление Владыка отметил, что 22 августа – день проведения
совещания работников образования, является и государственным праздником –
Днем знамени.
Понятия о флаге и знамени собирательны и включают в себя не просто
конкретное полотнище, но являют и все те сферы жизни и направления развития,
которые есть у нашего народа. Одно из знамен – это знамя образования. И мы
должны нести его смело, гордо, и так развивать наших учеников, чтобы они
были хорошими и понимающими людьми. В условиях реформирования важно помнить
об этом, сохранять и развивать то лучшее, что было в нашем образовании в
прошлом».
|