"Каждый из нас, подходя ко гробу Христову, должен просить у Бога прощение.
Наши грехи искуплены кровью Христовой, и в нашей силе принять это искупление
или отвергнуть его..."
25 апреля, в Страстную пятницу - самый скорбный день церковного года
- митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил вечерню с выносом
плащаницы, изображающей снятие с креста Тела Господня, а затем утреню с
чином погребения в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа.
Великая, Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года,
потому что в этот день Иисус Христос был распят и умер на кресте, искупая
людские грехи. В Евангелии от Иоанна сказано: "Так возлюбил Бог мир, что
отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но
имел жизнь вечную".
Божественная литургия в Страстную пятницу не совершается. Но после полудня
верующие стараются прийти в церковь - на самое печальное и проникновенное
богослужение года. Церковь призывает соблюдать в Страстную пятницу строгий
пост. Священнослужители в этот день надевают самое темное облачение. Во
второй половине дня, когда, как считается, свершилась крестная смерть
Иисуса, во всех храмах из алтаря выносится плащаница - вышитое либо
иконописное изображение умершего, снятого с креста Иисуса Христа. Она
располагается в середине храма, и верующие совершают перед ней благоговейное
поклонение, вспоминая страдания Спасителя. Плащаница находится в центре
храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи она вновь
возвращается на Престол алтаря.
После того, как была отслужена вечерня с выносом плащаницы, митрополит
Сергий обратился к пастве с архипастырским словом:
"Мы предстоим перед гробом Христа Спасителя. Он претерпел крестные муки. Он
испытал страдания – всю тяжесть греха человечества. И сегодня Он предал Свой
Дух. Он испытал не только муки боли физической, но и нравственной:
предательство, непостоянство своих учеников, ложь и неправду со стороны
руководителей израильского государства и хранителей отеческих преданий, и
самое страшное – богооставленность.
Мы еще раз вспомним этот крестный путь Христа. Когда в Гефсиманском саду он
был взят, то происходило что-то невероятное. Эти люди, которые пришли
арестовывать Христа, после того, как получили утвердительный ответ, что это
и есть Иисус Назарей, они поклонились Ему до земли. А потом, они Его
арестовали. Здесь, в Гефсиманском саду, Христос сотворил последнее чудо – он
исцелил раба первосвященника Малха, у которого апостол Петр отсек правое
ухо. И Христос сказал, что это не путь силы, противостать лжи и насилию, и
все ученики в страхе разбежались. Только апостол Иоанн Богослов и апостол
Петр последовали за Христом в дом архиерея. Там апостол Петр отрекся от
Христа, и уже не приближался и не следовал за Ним, и не был свидетелем ни
Его мук, ни Его крестных страданий, ни Его кончины. Иоанн Богослов, Матерь
Божия и те женщины, которые были ученицами Христа, оставались верными и
следовали за Христом на протяжении всего пути Его страданий. А кто же еще
следовал за Христом? Как ни странно, Спасителя сопровождали люди враждебные,
которые и подвели Его к этой смертной казни. Они очень спешили и торопились.
Была Пасха, праздник, и до Пасхи они хотели расправиться со Христом. И на
предложение Пилата отпустить Христа как пасхальный подарок, они потребовали
Варавву, а Христа потребовали распять.
Все это очень быстро, и следствие велось быстро, и исполнение – казнь, тоже
совершалась быстро. Но ни архиереи, ни фарисеи (это правящая партия), никто
не оставлял Христа. И у Пилата на суде они были, и шли вместе с Ним по
крестному пути, и когда Он стал изнемогать, то чтобы не затягивать время они
из толпы взяли человека – Симона Киринея и возложили крест Христов на него,
а Христос пошел без креста. И они по свидетельству Иоанна Богослова были в
момент распятия, и когда распяли Христа первые стали Его поносить и
говорили, что Ты столько чудес сделал, когда ходил по этой земле, вот сделай
сейчас чудо – сойди со креста, и мы в Тебя уверуем, что Ты Сын Божий. И
разбойник, распятый по левую сторону, он тоже вторил этим речам духовных
руководителей Израиля и поносил Христа последними словами. Он получал
облегчение от боли в этом ругательстве! А разбойник, распятый по правую
сторону, обличал своего сотоварища, который ругал Христа, и говорил ему, что
мы, разбойники, справедливо осуждены, а Этот – праведник. И говорил
благоразумный разбойник с верой: «Помяни мя Господи, егда приидеши во
Царствие Твое». И Христос ему ответил, что отныне будешь со Мною в раю.
А потом, когда Христос испустил Дух, произошло страшное землетрясение, и
сотник, который исполнял приказания власти и казнил этих разбойников и
Христа Спасителя, он содрогнулся от воздыхания природы и сказал, что
воистину это был Сын Божий! А законники израильские в страхе бежали и
оставили Христа висящим на кресте. Только двое из них, Иосиф Аримофейский и
его друг Никодим оставались до конца. И Иосиф ходил к Пилату и просил
позволения погрести с честью Христа Спасителя.
Какой же мы сделаем вывод? Мы часто предаем Бога, предаем сами себя. Часто
чувствуем то, что благие наши помыслы и благие намерения подобно ученикам
Христовым бегут от нас, а нашу жизнь сопровождают грехи и страсти, которые
усугубляют наше греховное состояние. И мы вольны в этот момент подумать о
покаянии, изменить свою жизнь подобно апостолу Петру, и избрать его путь
служения Церкви Христовой. Но не уподобиться Иуде, который был сломлен тем,
что он совершил, и не выдержал этих испытаний, не нашел в себе чувства
покаяния и в отчаянии повесился. Сколько у нас сейчас наших современников,
которые подобно Иуде сводят счеты со своей жизнью.… Какие-либо неудачи,
неурядицы или нездоровье выбивают человека из колеи. И человек не находит в
себе силы подумать о вечном, подумать о Боге, о том, что он пойдет после
этой жизни в жизнь вечную или в муку вечную. И решает для себя, что ему
удобнее идти в вечную муку и налагает на себя руки. Все это происходит от
нашего малодушия и маловерия, и часто мы стараемся оправдать этого человека,
и становимся соучастниками его греха. Находим смягчающие обстоятельства и
забываем, что он в принципе давно уже был готов для такой страшной кончины,
потому что был далек от Церкви, от Христа.
И в эти торжественные минуты молчания природы, когда Христос сошел во ад и
там проповедовал свое учение, мы с вами должны задуматься о нашей жизни.
Соизмерить ее с тем подвигом, который принес Христос, став искупителем и нас
с вами от греха, проклятия и смерти, освободив от вечной муки и дав нам
возможность идти в жизнь вечную.
Каждый из нас, подходя ко гробу Христову, должен просить у Бога прощение.
Наши грехи искуплены кровью Христовой, и в нашей силе принять это искупление
или отвергнуть его. Я еще раз напомню, что ученики, которые оставили Христа
в этот тяжелый час Его жизни, потом вернулись с покаянием и сделались Его
последователями и утвердили Церковь. А распинатели и гонители Христа были со
Спасителем до последнего момента Его жизни, до последнего Его вздоха, но
закрыли свое сердце и не поняли этой великой космической жертвы, этого
искупления человечества, и остались гонителями Церкви Христовой и
нераскаянными грешниками. Дай нам Господи чувство покаяния, смирения,
чувство осознания необходимости спасения, чтобы нам в радости встретить
Светлое Христово Воскресение. Аминь."