Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): неразделенное
единство веры и медицины
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые деятели православных
медицинских обществ, досточимые представители государственной власти,
возлюбленные братья и сестры, дорогие организаторы и гости нашей
конференции! Сердечно приветствую всех вас, разделяющих убежденность в том,
что медицинское служение болящим может стать столь же верной дорогой ко
спасению души, как и другие богоугодные дела и подвиги во имя Христовой
веры.
Православная Церковь всегда с неизменным уважением относилась к науке, в
частности к медицине, ибо, как сказал святитель Филарет (Дроздов), «вера
Христова не во вражде с истинным знанием потому, что не в союзе с
невежеством». Мы благодарим Господа, за то, что сегодня имеем возможность
активно развивать отношения Церкви с профессиональным медицинским
сообществом, за то, что многие светские ученые-медики могут преподавать в
духовных учебных заведениях, а преподаватели духовных академий и семинарий -
в светских медицинских вузах. Мы видим, что теперь идет постоянный диалог
медицины и богословских дисциплин по целому ряду вопросов, таких как
биоэтика, новые медицинские технологии, эвтаназия, проблема зависимостей.
Этот диалог Церкви и медицины поддерживается обществом и уже начинает
приносить свои плоды.
А ведь еще совсем недавно возводилась высокая стена между религией и наукой,
между верой и знанием. Стена эта возводилась в человеческих душах и не все
теперь смогли разрушить ее в себе, - том числе среди медицинских работников.
Еще совсем недавно требовалось немалое мужество исповедовать, что вера и
научное знание не исключают друг друга, что наука и религия являются двумя
сторонами одной и той же познавательной способности человека. В российской
медицине минувшего столетия таким исповедником стал святитель ЛУКА (ВОЙНО-Ясенецкий),
который соединил в своей жизни Православие и медицинскую науку, в своей душе
– пастырское и врачебное служение, а в своих руках - крест и скальпель. Всей
своей земной жизнью он доказал тот факт, что наука и религия взаимно
дополняют, а не опровергают друг друга. Хорошо известны его слова о себе, -
“не пробуйте разделить хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое,
неизбежно окажется ложным”.
Внимательный и чистый сердцем человек всегда имеет возможность познавать
Бога изнутри тварного мира, в котором присутствие Божие без труда
наблюдаемо, по словам апостола Павла: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и
Божество от создания мира чрез рассматривание творении видимы» (Рим.1,20).
Созерцая мир, человек одновременно может созерцать природные закономерности,
а через них – и Божье присутствие. Когда в детстве ВОЙНО-Ясенецкий обнаружил
способность и любовь к рисованию, никто не подозревал, что этот дар
превратиться для него в школу духовного опыта: рисование неожиданно стало
для будущего святителя средством Богопознания. Воспроизводя в рисунках
одухотворенные молитвой лица паломников Киево-Печерской Лавры, он
одновременно соприкасался и с душами этих людей, а восхищение красотой и
любовь к совершенству форм перешли позднее в желание помогать людям, чья
красота искажалась болезнью. Видимо, нет органа в человеческом теле, к
которому не прикасался бы ВОЙНО-Ясенецкий, став врачом. Он был окулистом,
отоларингологом, нейрохирургом, ортопедом, травматологом, гинекологом,
урологом, онкологом, и везде достиг хирургического совершенства. Но за всем
эти стояло его сострадание и желание помочь человеку вновь обрести
утраченную гармонию и то совершенство, к которому призван человек. Он не
стал академическим кабинетным ученым. Будущий святитель не придумывал свой
диалог медицины с Церковью, он почувствовал его плодотворность своим
сердцем. Лишь безмерной любовью к людям, которая укреплялась самим Господом,
можно объяснить тот факт, что его работа над книгой «Очерки гнойной
хирургии» продолжалась многие годы невыносимо трудных испытаний: во время
войн, голода, эпидемий, допросов, арестов. И, как это часто бывает в
медицине, - как это случилось в жизни почти каждого из вас, - горячее
желание помогать людям и преданность медицине привела его к осознанию того,
что врачевание человеческого тела необходимо начинать с исцеления его души.
ВОЙНО-Ясенецкий вполне ясно понимал, что его призванием была именно
проповедь и исповедание имени Христова, - подлинного целителя наших душ и
телес. Но какое же мужество и какую любовь надо было иметь для того, чтобы
откликнуться на этот Божий призыв в мире, обезображенном безумием
революционных событий и братоубийственной ненависти, царившей в нашей стране
в 20-30-е годы прошлого века, когда будущий святитель почувствовал своим
долгом необходимость защищать проповедью оскорбляемого Спасителя и
восхвалять Его безмерное милосердие к больному человечеству там, где самого
Спасителя гнали.
В этом году исполняется 70 лет начала гонениям «большого террора» 1937 года.
Русская Церковь разделила судьбу народа. По некоторым данным за годы
репрессий было уничтожено более 2\3 духовенства. Сегодня нам известны имена
не менее 29 тыс. новомученников и исповедников из числа священнослужителей,
которые были убиты лишь за проповедь совершенной любви, за обличение
жестокости и взывание к голосу совести, к которому и сегодня, по-видимому,
глухи те, кто сетует на «клерикализацию» российского общества. Только за
один 1937 год было закрыто более 8 тыс. храмов. В этом году, будучи уже
60-летним профессором, архиепископ ЛУКА был в четвертый раз арестован и
выслан в Сибирь. Церковь никогда не препятствовала ВОЙНО-Ясинецкому сочетать
архиерейское служение и хирургическую практику, не только понимая
медицинскую деятельность святителя как форму проповеди Христа, но и ради
спасения многих человеческих жизней в тех регионах страны, где всесильное,
как казалось, государство не смогло обеспечить людей даже самой необходимой
медицинской помощью. Не Святая Церковь, а безбожная власть хотела разделить
единство медицины и веры, поэтому добивалась от святителя отречения от
священного сана. Всю жизнь архиепископ ЛУКА боролся за единство Православия
и медицины, объединенные его личностью в такое единство, которое так и
осталось не разделенным надвое, несмотря на пытки, унижения, угрозы,
кощунство, ужасы осквернения и разрушения храмов Божиих, искушение
благосклонностью властей.
Верующие того времени особенно напряженно чувствовали, что у Престола Отца
Небесного, живет высшая и вечная правда, где они обретут покой и святую
любовь. Как ни тяжело было жить в мире гонений на Христа и Его Церковь, - в
мире лжи, зла, ненависти и насилия, - они обостренно верили в воздаяние: и
злу, и праведности. «Два святейших, глубочайших стремления души нашей
возносят нас превыше всякой твари, - писал Святитель ЛУКА, - это стремление
к правде и к бессмертию»… Господь в бессмертии уготовал ему венец правды.
Архиепископ ЛУКА закончил свою земную жизнь 11 июня 1961 года, в День Всех
Святых, в земле Российской просиявших. Однако, и после своего успения
архипастырь продолжал исцелять людей, любивших его и уповающих на его
помощь. Поэтому, когда, после принятия решения о причислении его к лику
святых, весной 1996 года мощи святителя торжественно переносились в
кафедральный собор, - в крестном ходе от могилы участвовало около 40 тысяч
человек. Это было свидетельство живой благодарности и любви людей к
почившему милостивому пастырю и святому врачу, который исповедовал
целительное единство медицины и Церкви. Смерть его стало тем зерном,
которое, падши в землю, принесло много плода. Повсюду стали создаваться
храмы, общества православных врачей, сестричества во имя Святителя ЛУКИ и
под его покровительством. Членами этих общественных объединений становились
медицинские работники, которые сердцем чувствовали необходимость развития
такой медицинской деятельности, которая не противоречила бы православной
вере, имели потребность безвозмездного сотворения дел милосердия среди
пациентов и христианского свидетельства среди работников здравоохранения,
полагая необходимым сочетать медицинскую помощь на всех ее этапах с
пастырским попечением. Это ли не последователи и ученики святителя ЛУКИ?
Менее полувека прошло со дня его кончины. Что изменилось с тех пор?
Стремительное развитие общества и новые социально-политические условия, в
которых оно оказалось в новом, XXI веке, поставили перед Церковью и
медициной новые проблемы, требующие вдумчивого осмысления. Церковь
обеспокоена тем, что нравственный кризис российского общества нашел свое
отражение в здоровье наших соотечественников. Сейчас в России средняя
продолжительность жизни на несколько лет ниже, а показатели смертности для
мужчин и женщин трудоспособного возраста значительно выше, чем во времена,
когда жил святитель ЛУКА. Само здоровье человека теперь перестало пониматься
как дар Всемилостливого Творца, оно все чаще толкуется как объект
медицинских услуг, как область человеческого права, - в том числе «права» на
достойную смерть, на убийство из милосердия, «право» распоряжаться своим
телом и даже телом своего ребенка. Рынок диктует врачу ценности, которые
сильно отличаются он нравственных заповедей Евангелия. Церковь разделяет
обеспокоенность медицинских работников о том, что реформирование
здравоохранения ограничивает возможность получения медицинской помощи
малоимущей части населения. Даже не будучи христианином, человек не может ни
разделять справедливости тех строк социальной концепции Русской Православной
Церкви, в которых сказано: «не отдавая предпочтения какой-либо модели
организации медицинской помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть
максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их
материального достатка и социального положения, в том числе при
распределении ограниченных медицинских ресурсов». Как и святой архиепископ
ЛУКА, мы твердо уверены в том, что здоровье и материальное благосостояние
людей невозможно при их духовном неблагополучии. Поэтому проблема ухудшения
здоровья народа имеет прямое отношение к посланничеству Церкви в мире,
поврежденном грехами и болезнями. И сегодня, когда Церковь Христова должна
свидетельствовать о чрезвычайно сильном отступлении общества от нравственных
норм христианства, к любому из нас, - и к священнослужителю, и к верующему
врачу, - обращены те слова Спасителя, которые в свое время с огромной силой
произвели впечатление на ВОЙНО-Ясинецкого: «жатвы много; а делателей мало.»
[Мф. 9;37].
Священная истории исполнена примерами того как общество, отвергающее Бога,
неизбежно распадается на конкурирующие партии, враждующие классы,
атомизируется до чуждых друг другу одиноких людей. «Ибо они, получив
свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а
еще и праведных его попрали, и говорили в сердце своем: «нет Бога»…» [3Езд.
8,56-58]. Порой кажется, что нас действительно мало для того чтобы
противодействовать всей мощи духов злобы поднебесных, разрушающих отдельных
людей и общество в целом. Но, Церковь, всегда отвечала на эти процессы
социального распада своей целостностью и своим единством. Именно Церковь
Христова призвана помогать государству и людям идти по нелегкому пути
преображения и исцеления. В самые сложные времена российской истории
Православная Церковь выполняла укрепляющую, целительную миссию для общества.
И сегодня сотрудники православных медицинских обществ, как и все прихожане
нашей матери-Церкви, объединяются друг с другом и со Христом. По словам
апостола Павла: «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один
для другого члены» [Рим. 12,5]. Это не придуманное нами органическое
единство православных медицинских работников организационно выражается
теперь по-разному. Вы осуществляете свое профессиональное служение на одних
и тех же принципах: милосердия, нестяжания, любви к Богу и ближнему.
Ежегодно в Москве проводятся заседания медицинской секции Международных
рождественских чтений, куда для обсуждения самых актуальных проблем и для
обмена опытом приезжают представители всех православных медицинских обществ
России и зарубежья. Уже дважды в Санкт-Петербурге организовывалась
международная научно-практическая конференция «Церковь и медицина». Создан и
успешно функционирует православный медицинский сервер, помогающий создавать
единое русскоязычное информационное пространство по вопросам взаимодействия
Православной церкви и органов здравоохранения, богословских и
медико-биологических дисциплин. Положительным моментом объединения наших
усилий стало подписание 5 марта 2003 года бессрочного соглашения о
сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной
Церковью. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Московского Патриархата постоянно координирует работу медицинских обществ
распространением информационных материалов по организации социального
служения, в которых большое внимание уделяется именно вопросам
взаимодействия Церкви с медицинскими работниками и с органами
здравоохранения. Теперь, когда по всей стране созданы и продолжают
создаваться общества православных врачей, сестричества и братства
милосердия, закономерно встал вопрос об их объединении во всероссийскую или
даже международную православную медицинскую организацию, которая бы помогала
соединить воедино жертвенное служение православной медицинской
общественности, направленное на сохранение и преумножение христианских
ценностей в сфере здравоохранения. И личность архиепископа ЛУКИ является для
нас тем светильником, благодаря которому мы ясно видим, что внутри
православного Предания Церковь и медицина никогда не разделялись, но
наоборот, рассматривались как две стороны одной созидательной активности
Творца: по исцелению и спасению человека, природа которого оказалась
поврежденной болезнью греха. Предназначение медицины состоит не в том, чтобы
стереть болезни с лица земли, а в том, чтобы совместно с Церковью дать
человеку возможность восстановить свои, утраченные некогда грехопадением,
отношения с Богом.
От всего сердца молитвенно желаю всем участникам конференции помощи Божией в
предстоящей работе. Сам святитель ЛУКА да ниспошлет нам свое небесное
покровительство, объединит нас своими молитвами для совместного служения
болящим и призовет на нас Божие благословение!
+ Сергий,
митрополит Воронежский и Борисоглебский