главная

Встреча с архипастырем


19 марта в Воронежской православной духовной семинарии прошла встреча митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с воспитанниками и преподавателями духовной школы. Архипастырь ответил на несколько десятков вопросов о православной вере, миссионерстве, трудностях пастырского служения и различных сторонах церковной жизни. Предлагаем вниманию читателей некоторые ответы Владыки.


– Что означает понятие «жизнь в Церкви»?
– На этот краткий и понятный вопрос можно отвечать очень долго. Для человека, который живет в Церкви, это понятие очень существенно и конкретно и не нуждается в разъяснениях. Для того же, кто только делает вид, что он в Церкви требуются большие объяснения.
Те люди, которые вроде бы стоят в ограде церковной, но воспринимают все со стороны, на самом деле очень далеки от Церкви. Чтобы воцерковиться человеку нужно усвоить двухтысячелетнюю историю христианства, пропустить всю ее через свое сердце – с подвижниками, с раскольниками, со столпами веры и еретиками и принять как свое родное и хорошие и плохие времена, понять, почему в разных обстоятельствах люди поступали так или иначе. Если мы почувствуем ответственность за историю и за те процессы, которые происходят в Церкви сегодня, мы никогда не продадим Церковь, мы никогда ей не изменим, мы всегда будем бороться за то, чтобы отстоять ее от всякого рода нападок, от людей, которые пытаются навязать ей, опираясь на недостаточную религиозную грамотность народа, то или иное утверждение.

Многое зависит от того, как человек себя ощущает, что для него главное в жизни. Если он сделал ориентиром Евангелие, православные традиции, жить для него в Церкви радостно и уютно. Если он только делает вид, что живет в Церкви, а на самом деле занят какими-то своими проблемами, то объяснить это ему абсолютно невозможно. Иногда человек начинает лукавить и объяснять свои слабости, оправдывать свои интересы, идущие в разрез учению Церкви и церковной практике какими-то чрезвычайными обстоятельствами, которые он не может преодолеть.

«Жить в Церкви» – не значит принимать в ее деятельности внешнее участие. Можно соблюдать физический пост и быть при этом источником всякого рода заблуждений. В наше время очень много ложной святости, ложного понимания истины, прелести духовной, опираясь на которую люди губят и себя и своих ближних. Чтобы этого избежать, нужно воспитывать в себе дар рассудительности, дар сострадания, дар любви и правдолюбия. Научиться понимать другого человека во всех его проявлениях, не только в добрых и хороших, но и в негативных. Стараться увидеть, почему он попал в такую ситуацию и как ему можно помочь. Если мы будем проявлять такую заботу о ближних, то мы будем в Церкви…

– Как можно объяснить пользу преподавания Основ православной культуры. Противники этого предмета считают его способом промывки мозгов.
– Это очень серьезный вопрос. Когда вы встречаетесь с непониманием, стоит напомнить, что Россия имеет свои исторические и культурные корни и отрицать этого не может ни один грамотный человек. В Советские годы в школе не формировалось целостного представления об истории России. Сегодня некоторые горячие головы говорят, что история нашего государства начинается с 1991 года и одинаково отвергают и то, что принесло советское время (у которого можно многому поучиться, в том числе и для духовного совершенствования) и религиозную составляющую жизни нашего народа, забывая, что вся она была проникнута духом православия. Мы не призываем всех поголовно стать верующими, но стремимся сделать людей более нравственными. Этот курс не таит в себе какой-то угрозы промывки мозгов, он направлен на расширение кругозора человека, его образованности. Исключить тысячелетнюю историю России и то, чем она жила на протяжение этого времени невозможно и просто преступно.

– В последнее время идут споры о таких книгах и фильмах, как Гарри Поттер, Властелин Колец, Матрица. Одни считают их даже душеспасительными, другие говорят, что читать или смотреть их вовсе нельзя. Есть ли какое-либо среднее мнение?
– Святитель Иоанн Златоуст говорил, что христианин должен быть подобен пчеле и летать по всем цветкам, в том числе и по ядовитым, а брать от каждого только нектар. Важно помнить, что каждое произведение уникально и говорить о них общими фразами невозможно. Нужно обращать внимание на то время, когда они были созданы, на их цель. Например Булгаков написав Мастера и Маргариту показал, что коммунисты пришли и принесли с собой диавола, который все рушит, крошит и смеется над своими учениками. Во Властелине колец есть очень глубокий и добрый смысл, который может заставить секулярного человека задуматься о смысле Евангелия.

Если у вас хватает мудрости собирать нектар отовсюду, если вы читаете что-либо с целью знать, чем дурманят мозги наших современников, стремитесь углубить свое понимание вопроса, чтобы когда вас спросят об этом, иметь собственное суждение о предмете разговора и не показаться человеком неграмотным – пожалуйста, читайте и смотрите. Но если интерес рождается от праздности – не советую. Сама по себе праздность предосудительна и если подходить к этому с таким настроением, то можно впасть в большой соблазн. Не нужно себя искушать, потому что диавол не дремлет, и если вы поддадитесь, то потом можете уже не выбраться. Многие современные книги и фильмы очень искусны, они поставлены и написаны мастерами своего дела. Та популярность, которой они пользуются среди молодежи, говорит, что найден ключ к пониманию мира среди этих ребят. Им как бы говорят: «Диавол не страшен, примите его. Вы будете счастливыми людьми. Зачем вам Бог с Его трудностями, с Его какими-то требованиями. Живите как хотите…»