Ежегодно, вступая в спасительное время святой четыредесятницы, православные
христиане испрашивают прощения у близких, родственников, знакомых, стремятся
примириться с каждым человеком, доставившим им огорчения или обиды, изгнать
из сердца своего всякое осуждение и неприязнь, дабы в чистоте сердца подъять
постный подвиг и, принеся плоды покаяния Богу с истинной духовной радостью
встретить праздников праздник и торжество из торжеств – Пасху Христову.
5 марта, в Неделю Сыропустную, в Покровском кафедральном
соборе города Воронежа после завершения вечернего богослужения был совершен
чин прощения. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий обратился к
молящимся с архипастырским словом, испросил прощения у своей паствы и
преподал благословение на предстоящий Великий пост.
Покаяние
требует подвига "Мы с вами приблизились
к великим и спасительным дням Великого поста, который предваряет светлый и
радостный праздник Пасхи Христовой. Те, кто ходил в храм на вечерние
субботние богослужения, слышали особые покаянные песнопения, приуготовляющие
нас к этому великому подвигу – подвигу любви, подвигу веры. Предстоящие дни
Святой Четыредесятницы мы должны пройти в мире, чтобы ничто не омрачало
радостную весть Ангелов, которые возвестили о Воскресении Христа Спасителя
женам мироносицам. И Церковь Божия предлагает нам начать поприще поста с
прощения друг друга. Это первое условие для того, чтобы вступить в грядущий
пост.
В этот вечер мы должны вспомнить весь прожитый нами год, а тот, кто еще
никогда не просил прощения, – то всю жизнь, и постараться от всего сердца
простить огорчившего нас человека. Если мы вдумаемся в то, что произошло
между нами, то очень часто окажется, что причиной бед, раздоров являлся не
наш обидчик, а мы сами. Это мы побудили его к такой реакции на наше
поведение. И часто мы сами вызываем огонь злобы и ненависти на себя, но при
этом никогда не считаем себя виновными. В этом –наше великое заблуждение.
Во время святого Великого поста мы будем каяться, приступать к Таинству
покаяния. Необходимо понимать разницу между раскаянием и покаянием:
раскаяться может каждый, но покаяние требует подвига. Самый красноречивый
пример раскаяния без покаяния – это поступок Иуды, который предал Христа
Спасителя, раскаялся, но не нашел в себе силы для покаяния. Это состояние
раскаяния – горькое, отравляющее ему жизнь, – повергло ученика Христова в
уныние, в отчаяние, и по свидетельству Евангелия, он, «раскаявшись и бросив
сребреники в храме, вышел, пошел покончил жизнь самоубийством – и удавился»
(Мф. 27, 5). И мы с вами должны на этом примере (очень часто они повторяются
в жизни, а мы, возможно, просто сделать вывод, что кроме раскаяния в
соделанном, чтобы найти в себе силы жить дальше, жить со спокойной совестью
и примеренным с человеком и Богом, нам нужна благодатная и животворящая
помощь Святого Духа, которая подается в Таинстве покаяния.
Мы с вами живем в непростое время – время лукавства, время лжи, время, когда
нас учат не добрым делам и поступкам, а обнажают грех и убеждают, что он
сладок, что он принесет нам счастье. Но не стоит забывать, что в злохудошную
душу не входит премудрость, и если душа больная – ничего светлого и святого
в ней не обретется, она обречена на погибель. И мы должны не только сами
активно этому противостоять, но и постараться разъяснить – особенно молодым
людям, которые только начинают жить и не имеют жизненного опыта – как опасно
вступать на путь греха. Как бы ни был мал грех, он влечет за собой довольно
опасные последствия, которые сказываются на здоровье человека – духовном и
физическом – и приводят его к смерти.
Мы с вами, стоя на пороге Великого поста, должны воспринимать это время как
особый праздник. Праздник, когда очищается душа, очищается сердце, когда мы
будем совершать добрые дела и стараться отступать от злых навыков и
привычек. Мы должны воздерживаться и от чтения соблазняющих книг, и от
просмотра развращающих фильмов и передач, и стараться в эти дни переделать
себя. И в этом смысле гораздо важнее для нас пост души, то есть воздержание
от злых помыслов, разговоров и поступков. А пост физический – это дополнение
к посту духовному, который освобождает дополнительно духовную энергию. И как
в случае раскаяния и покаяния, также и здесь, пост физический без поста
духовного может привлечь темные силы и причинить человеку гораздо больше
зла. Следует знать этот закон духовной жизни и стараться не только исполнять
то, что Церковь определяет нам не вкушать скоромной пищи, но, прежде всего,
работать над собой, исправлять свои грехи, не возвращаться к ним и
превратить свою душу в жилище Святого Духа. Наступающий пост – это время
исцеления, это весна, обновляющая душу человека, и мы должны любить это
время. Тому, кто страшится Великого поста, нужно сказать, что страх этот
ложный, он не имеет под собой никаких оснований. Безбоязненно, надеясь на
помощь Божию, вступим, дорогие братья и сестры, в это великое время очищения
и святости…
И прежде чем вступить на поприще великопостное, по обычаю Православной
Церкви испросим друг у друга прощения. Не формально, но простим из глубины
сердца, из глубины души и возликуем, обретя своего брата, свою сестру, на
которых мы сердились, злобились, которые были удалены от нас грехами,
разделяющими нас. И сегодня, в этот вечер, попросим прощения у
родственников, у коллег по работе; попросим по телефону, в строках письма и
примиримся со всеми, ощутив реально великую радость взаимного прощения.
Я прошу у всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, простить мое
недостоинство. Я – ваш епископ, и, возможно, кого-то огорчил, не оказав
внимания должного, кого-то ввел в искушение словом или делом. Ради великого
подвига поста я прошу у вас прощения. Простите меня, Христа ради".
5 марта 2006 года, Покровский
кафедральный собор, город Воронеж |
|