Митрополит
Воронежский и Борисоглебский Сергий возглавляет делегацию Русской
Православной Церкви по случаю торжеств, посвященных 55-летию получения
автокефалии Чешской и Словацкой Православной Церкви. Юбилейные торжества
открылись 7 декабря торжественным приемом в Центре Русской Культуры (г.
Прага), организованном при содействии посольства Российской Федерации в
Чехии. 8 декабря митрополит Воронежский и Борисоглебский
Сергий сослужил за Божественной литургией Блаженнейшему Христофору,
архиепископу Пражскому, митрополиту Чешских Земель и Словакии, в
кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге. По завершении литургии
Владыка Сергий огласил
приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II и от имени Его Святейшества передал в дар Блаженнейшему Митрополиту
Христофору икону Спасителя.
|
|
|
|
Торжественный прием в Центре Русской Культуры |
Литургия в кафедральном соборе Кирилла и
Мефодия |
В храме вмч. Георгия при русском посольстве |
На встрече с послом РФ в Чехии А.Л. Федотовым |
Приветственные послания от Предстоятелей других Поместных Православных
Церквей огласили их представители. В частности, представитель
Александрийской Православной Церкви передал Митрополиту Христофору
поздравления от Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всея
Африки Феодора. В послании говорится: «Братская семья Поместных Православных
Церквей с любовью чествует это знаменательное событие в духовном союзе мира
и единства. Ведь единство Церкви определяется единством Бога и единством
людей с Ним… Церковь как бы объемлется в этом образе, потому что Христос
сказал: «Я в Отце Моем, и вы во Мне и Я в вас» (Ин. 14, 20). Православная
Церковь в этом отношении уже является единством, и вместе с тем единством в
историческом становлении. И древняя, автокефальная, основанная в первом
столетии апостолом Марком Александрийская Церковь, и явленная в XX веке
автокефальная Православная Церковь в Чешских землях и Словакии в равной мере
обладают единством веры, единством таинств, единством священноначалия».
В послании Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа
говорится: «От лица Православной Церкви в Америке, которая 36 лет пребывает
в статусе автокефальной, позвольте мне молитвенно поздравить нашу старшую
сестру – Православную Церковь Чешских земель и Словакии с 55-летием ее
канонической независимости».
В этот же день митрополит Сергий встретился с послом Российской Федерации в
Чехии А.Л. Федотовым, а так же посетил храм святого великомученика и
Победоносца Георгия при посольстве. Вечером того же дня Владыка принял
участие в научно-практической конференции, посвященной юбилею на которой
выступил с докладом «Единство Церкви (в контексте истории становления
автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии)».
9 декабря митрополит Сергий совершил панихиду по русским воинам, умершим во
время Первой мировой войны в лагере для военнопленных в городе Яромнерж.
Вечером того же дня Владыка принял участие в вечере памяти, посвященном
90-летию со дня открытия памятника «Погибшим за Отечество», организованном
общественной организацией «Русская традиция» в г. Яромнерж.
10 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, митрополит Воронежский и
Борисоглебский Сергий сослужил за Божественной литургией Блаженнейшему
Христофору, архиепископу Пражскому, митрополиту Чешских Земель и Словакии в
храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подворья Русской
Православной Церкви в Карловых Варах.
|
|
|
Храм вмч. и победоносца Георгия при посольстве
Российской Федерации в Чехии |
Русский храм во имя святого князя Владимира в
городе Марианские Лазни |
Кафедральный собор святого Витта - |
11 декабря митрополит Сергий посетил русскую церковь во имя святого
равноапостольного князя Владимира в городе Марианские Лазни.
13 декабря митрополит Сергий молился за Божественной литургией в храме
святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подворья Русской Православной
Церкви в Карловых Варах.
15 декабря митрополит Сергий посетил Пражский Град и кафедральный собор
святого Витта, где молился у мощей святых мучеников благоверной княгини
Людмилы и благоверного Вячеслава Чешских. В тот же день Владыка посетил храм
Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище (г. Прага).
17 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, митрополит Воронежский и
Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в храме святых
первоверховных апостолов Петра и Павла Подворья Русской Православной Церкви
в Карловых Варах.
Единство Церкви
(в контексте истории становления автокефалии
Православной Церкви Чешских Земель и Словакии)
Выступление на торжествах в честь 55-летия дарования автокефалии
Православной Церкви Чешских Земель и Словакии
Ваше Блаженство! Досточтимые участники торжеств! Сердечно поздравляю всех
вас со знаменательной датой в истории Вселенского Православия!
Уже более полувека Православная Церковь Чешских Земель и Словакии несет свое
служение, пребывая в неразрывном единстве с другими Поместными Православными
Церквами.
О единстве Церкви можно говорить много и многогранно. Для нас оно, прежде
всего, выражается в Евхаристическом, молитвенном, каноническом общении
Поместных Православных Церквей. Нельзя не видеть этого единства в общении и
взаимопроникновении многообразных культур и традиций православных народов, в
общем духовном наследии и, конечно же, в единстве исторического пути наших
Церквей.
Как же проявлялось это единство в истории становления автокефалии
Православной Церкви в Чехии и Словакии? Для того чтобы увидеть знамения
единства Церкви достаточно новым взглядом посмотреть на некоторые широко
известные факты из истории чешского и словацкого православия. При этом
особенно хотелось бы обратить внимание на ту роль, которую сыграла Русская
Православная Церковь в становлении Чешского и Словацкого Православия.
Начало христианства на моравских землях восходит к первой половине IX века,
когда здесь проповедовали миссионеры из разных стран. К сожалению,
большинство их них действовало разрозненно и не желало совершать
богослужение на славянском языке. К тому же, зачастую такая «миссия»
угрожала независимости Моравского государства. Ситуация коренным образом
меняется в 860-е годы, когда по инициативе святого благоверного князя
Моравского Ростислава и по совету святителя Фотия, патриарха
Константинопольского для просвещения славян были избраны ученые братья
святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Их миссионерская деятельность
простиралась на многие славянские земли, включая Чехию и Словакию. Они
создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Священное Писание,
богослужебные и канонические книги. Служение славянских первоучителей
наглядно свидетельствует о подлинном единстве Христовой Церкви: их миссия
началась по благословению Вселенского Патриарха, основывалась на
многовековом святоотеческом наследии, была одобрена тогдашней Римской
Церковью и, наконец, стала твердым основанием для всех славянских
православных Церквей, существовавших в истории и несущих свое свидетельство
в наши дни. Наследие равноапостольных Кирилла и Мефодия свято хранят и
развивают Русская, Сербская, Болгарская и Польская Церкви. Память о миссии
святых Кирилла и Мефодия не была предана забвению и в Чешских землях и
нынешнее служение Чехо-Словацкой Церкви яркое тому подтверждение.
Нельзя не отметить, что в ту эпоху, когда весь христианский, а с ним и
славянский мир, переживали трагическое разделение, вызванное расколом
1054 года, в пределах нынешней канонической территории Церкви Чешских земель
и Словакии всегда оставалось стремление к возрождению Кирилло-Мефодиевских
традиций и славянского богослужения. Именно это стремление привело в начале
XV века к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году,
Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической
страной Западной Европы. Известно, что гуситы искали единства с Православной
Церковью. В 1451-1453 годах в Константинополе об этом велись переговоры,
тогда же Царьград посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелик,
представивший от лица чехов вполне православное исповедание гуситов – «Книгу
веры». Завоевание Константинополя турками в 1453 году, к сожалению, прервало
начатые переговоры, а гуситское движение стало развиваться в сторону
радикального протестантизма. Позже, в эпоху правления Габсбургов
Католическая Церковь проводила политику активного прозелитизма среди
местного населения.
По соседству с Чехией в Мукачеве на протяжении нескольких столетий
существовала православная епархия, в которую входило славянское население
Подкарпатской Руси и части Словакии. Само существование этой епархии – яркий
пример евхаристического, молитвенного, канонического, духовного и
административного единства православных христиан Закарпатья и Словакии с
Константинопольской, Русской, Молдавской и Сербской Православными Церквями.
Лишь в 1646 году в Ужгороде была насильственно провозглашена трагическая
уния с Римской Католической Церковью. Простой же народ, не смотря на свое
формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». Это хорошо видно из
того, что в Восточной Словакии и Закарпатье сохранились юлианский
богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционные церковные
распевы и иконография.
Новым ярким свидетельством подлинного единства православного мира стало
возрождение, казалось бы, навсегда преданного забвению Православия в Чешских
землях. Это возрождение связало православных чехов и словаков неразрывными
узами братства с Русской и Сербской Православными Церквами. В 1848 году в
Праге состоялся Славянский съезд, во время работы которого сербский
священник Павел Стоматович с диаконом Никанором Гружичем впервые за
несколько столетий совершили православную Божественную литургию на
славянском языке. Именно тогда в Чехии возрождается интерес к Православию. В
1870 году в Александро-Невском соборе Санкт-Петербурга в праздник Покрова
Пресвятой Богородицы митрополит Петербургский Исидор начал процесс
присоединения к Православной Церкви чехов-старокатоликов. Замечательный
русский поэт Аполлон Майков посвятил этому событию одно из своих
стихотворений, которое сам и прочитал после богослужения за братской
трапезой:
«Они сегодня снова обрели
То, что у них насилие украло,
За что на казнь их мученики шли,
Что – лишь в крови потопленное – пало:
Глагол Христов на языке родном
И братское из чаши причащенье,
Скрепившее еще одним звеном
Сердец их с нами единенье...
С мольбами их свои соединим:
В их подвиге пророчество таится –
Не в Церкви ли, отверзтой ныне им
Всего славянства жребий совершится?»
Тогда же пражский магистрат передал Русской Православной Церкви пустующий
костел святого Николая. В 1874 году состоялось освящение этого храма, после
чего здесь регулярно совершались православные богослужения. Наличие
православного храма в центре чешской столицы, несомненно, способствовало
распространению православия. Вскоре были также открыты и другие русские
храмы в разных городах Чехии.
Когда после окончания Первой мировой войны и распада империи Габсбургов в
октябре 1918 года была создана независимая Чехословацкая республика, в среде
чешского и словацкого народов возникло мощное антикатолическое движение,
которое привело к созданию национальной Чехословацкой Церкви, которая
считала себя наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций,
а, в конечном счете, к рождению новой Чехо-Словацкой Православной Церкви. К
сожалению, радикальное крыло Чехословацкой Церкви пошло по пути
протестантизма, хотя изначально на соборах этого движения было решено
принять православное вероучение и присоединиться к Православной Церкви.
Благодаря трудам отца Матфея Павлика (1879-1942), принявшего православие и
монашеский постриг в Лавре Крушедол с именем Горазда (в честь ученика
святого равноапостольного Мефодия), дело создания Православной Церкви было
продолжено. В 1920-е годы епископ Горазд возглавил автономную Чешскую
епархию Сербской Православной Церкви. Он с необычайной энергией принялся за
церковное строительство и духовное просвещение. Особую помощь в становлении
Православной Церкви в Чехо-Словакии оказала Сербская Православная Церковь.
Имена священномученика епископа Досифея и преподобного Иустина (Поповича)
украшают сонм святых обеих Православных Церквей-сестер. И это сияние
святости есть, пожалуй, одно из самых ярких свидетельств единства Церкви.
В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой
республики была весьма многочисленна русская высокообразованная диаспора,
которую окормлял замечательный пастырь и духовный писатель епископ Сергий
(Королев). По его инициативе для погребения русских эмигрантов было создано
Успенское братство, тщанием которого на Ольшанском кладбище в Праге был
воздвигнут храм в честь Успения Божией Матери, освященный в 1925 г.
митрополитом Евлогием в сослужении сербского, русского, чешского и
словацкого духовенства. Одним из настоятелей этого храма был сын знаменитого
русского художника Виктора Васнецова – протоиерей Михаил, прославившийся как
своим пастырским служением, так и научными трудами в области астрономии.
Таким образом, единство Русской и Чехо-Словацкой, равно как и других
славянских Церквей, скреплено не только едиными духовными корнями, но и
общим культурным, научным и интеллектуальным наследием.
Пожалуй главной проблемой, волновавшей православных верующих в Чехии,
Словакии и Закарпатской Украине в межвоенный период, была проблема
канонической юрисдикции. Уже с 1920 года на территории новообразованного
Чехословацкого государства начала свою миссию Сербская Православная Церковь.
Архиерейский Собор Сербской Церкви назначил в Чехословакию своего делегата,
которому поручалось провести работу по первоначальной организации
Православия в этом регионе. Этим делегатом стал будущий священномученик
епископ Нишский Досифей (Васич). Именно владыка Досифей сыграл решающую роль
в подготовке хиротонии святителя Горазда (Павлика).
Однако осенью 1922 года группа православных верующих в Праге вышла из
подчинения епископу Досифею и завязала переписку с Константинопольским
Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом). В результате 2 марта 1923 года
Патриарх Мелетий и Священный Синод Константинопольской Церкви издали томос
«О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой республике», а 4
марта того же года архимандрит Савватий (Врабец) был рукоположен во
архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым было положено начало
печально известному спору между Константинопольской и Сербской Церквями за
право канонической юрисдикции в Чехословакии. К сожалению, проведенные в
1924 году при поддержке государственных властей Чехословакии переговоры
между архиепископом Савватием, с одной стороны, и епископами Гораздом и
Досифеем, с другой, не привели к урегулированию конфликта. В результате 22
ноября 1925 года общее собрание Чешской религиозной православной общины в
городе Ческа Тршебова приняло решение об отказе от дальнейших контактов с
Константинополем. На этом собрании председателем общины был избран епископ
Горазд. Чехословацкие органы государственной власти подтвердили решения,
принятые в Ческой Тршебове. Однако архиепископ Савватий и небольшая группа
его сторонников не подчинились постановлениям этого собрания и продолжали
подчиняться Константинопольскому Патриархату. Хотя существование в
Чехословакии разных церковных юрисдикций и создало временную трудность в
деле объединения всех православных в Единую Поместную Церковь, нельзя не
отметить труды подчинявшихся архимандриту Савватию выдающихся миссионеров
Русской Зарубежной Церкви архимандрита Виталия (Максименко) и епископа
(будущего митрополита) Вениамина (Федченкова).
После гитлеровской оккупации Чешских земель владыка Савватий попытался взять
реванш. Выявленные в последнее десятилетие архивные материалы
свидетельствуют о том, что в 1940 году архиепископ Савватий обратился в
Имперское Министерство церковных дел в Берлине с просьбой о государственной
регистрации его церковной организации. Однако эта попытка не увенчалась
успехом. 30 мая 1942 года архиепископ Савватий был арестован и отправлен в
концентрационный лагерь Дахау.
О судьбе Чехо-Словацкой Православной Церкви в годы Второй мировой войны мне
хотелось бы сказать словами Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и
Словакии Дорофея: «В 1939-1945 годах гитлеровцы оккупировали Чехословакию.
Было пролито много крови. Среди убитых в 1942 году был и святой владыка
Горазд со своими сотрудниками. Они были осуждены военным трибуналом и
расстреляны. Преследованиям подверглись и другие священнослужители со своими
семьями. Множество чешских клириков фашисты отправили в концентрационные
лагеря и на принудительные работы. Чешскую Православную Церковь объявили
уничтоженной. Верующие были брошены на произвол судьбы. Русскому приходу в
Праге было строго запрещено принимать православных чехов на богослужение и
допускать их к Святой Евхаристии… Верующие горько оплакивали своего владыку
Горазда. Они не имели возможности причащаться Святых Тайн. Такое положение
сохранялось до конца войны – до 1945 года. Можно себе представить, в каком
состоянии были храмы. Они напоминали корабли, разбитые морскими волнами.
Все же верующие не поддались отчаянию, но с Божьей помощью взялись за дело.
Оставшиеся в живых священники возвращались из концентрационных лагерей в
опустошенные храмы. Верующие со слезами на глазах помогали восстанавливать
разоренные храмы. Но они не падали духом. Их горячие молитвы возносились к
Богу».
Возрождение Православной Церкви в послевоенной Чехословакии является одним
из самых ярких примеров межцерковного единства Автокефальных Православных
Церквей. Памятуя, прежде всего, о пользе народа Божьего, Сербский Патриархат
согласился с мнением епархиального съезда Чешской Православной епархии и в
1945-1948 годах передал управление приходами на территории Чехословакии
Русской Православной Церкви.
В июне 1945 года Чешская епархия предприняла попытку восстановить
каноническое общение с Сербской Православной Церковью. 2 июня в Белград в
адрес Священного Синода было направлено письмо с просьбой прислать в Прагу
епископа, который бы смог возглавить епархию или стать делегатом Сербской
Церкви в Чехословакии. Однако в ответном письме сообщалось, что Сербская
Православная Церковь сама стоит перед серьезной задачей возрождения после
военного погрома и потому может оказать Чешской епархии только моральную
поддержку, не будучи пока в состоянии помочь как-то иначе. Именно в этот
момент на помощь Православной Церкви в Чехословакии приходит Русская
Православная Церковь. С 15 по 23 октября 1945 года по благословению
Святейшего Патриарха Алексия I Чехословакию посетил архиепископ Орловский и
Брянский Фотий (Топиро). Владыка Фотий, ознакомившись с положением дел в
Чехословакии, пришел к очень важному заключению. Он увидел, что местное
Православие остается внутренне расколотым. Реального общения между
представителями сербской и константинопольской юрисдикций по-прежнему не
было. Владыка Фотий уже в 1945 году понял, что первоочередной задачей
Московской Патриархии является достижение церковного единства в
чехословацком Православии. Преодоление же последствий юрисдикционного
конфликта 1920-30-х годов он видел лишь во вхождении всех православных
приходов Чехословакии в юрисдикцию Русской Церкви.
Именно по этому пути и пошло сотрудничество Московской Патриархии и
Православной Церкви в Чехословакии. Важно отметить, что идея перехода в
юрисдикцию Московской Патриархии впервые была высказана самими чехами. Уже
27 июля 1945 года во время встречи с представителями Чешской православной
епархии президент Чехословакии Эдвард Бенеш заявил, что «опора о великую
Восточную Русскую Церковь» была бы весьма желательной для Чехословацкого
Православия. Видимо, эта идея была распространена и в среде чешского и
словацкого духовенства. И это неслучайно. Знаменательно, что сам Владыка
Горазд признавался, что определяющее влияние на его духовное становление
оказала именно русская литургическая и богословская традиция. Он активно
изучал русскую богословскую литературу, которую оценивал очень высоко.
Тогда же по соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская
епархия, оказавшаяся в пределах Советского Союза перешла в юрисдикцию
Московского Патриархата. Созданный в мае 1946 года Чехословацкий Экзархат
Московской Патриархии во главе с архиепископом Елевферием (Воронцовым) стал
твердым основанием для созидания новой самостоятельной Православной Церкви в
семье Автокефальных Православных Церквей.
Братская помощь Русской Православной Церкви позволила чехословацкому
Православию реализовать свою заветную мечту — достичь автокефального
статуса. Именно Русская Церковь помогла Православной Церкви в Чешских землях
и в Словакии не только встать на ноги после фашистского разгрома, но и
сделать существенные шаги вперед. Вхождение в юрисдикцию Московской
Патриархии и последовавшее вслед за ним дарование автокефалии сделали
неактуальными юрисдикционные споры межвоенного периода и принесли
Чехословацкому Православию долгожданное единство.
К 1951 году церковная жизнь в Чехословацком Экзархате была возрождена на
столько, что, по мнению, как Экзаршего Совета, так и Священноначалия
Московского Патриархата сложились условия, достаточные для автокефального
бытия Чехо-Словацкой Церкви. За эти годы Русская Православная Церковь
действительно стала для Православной Церкви в Чехословакии Матерью-Церковью,
проявляющей бескорыстную заботу о своей духовной дочери. В «Акте о даровании
Автокефалии Православной Церкви в Чехословакии» особенно ярко была
подчеркнута мысль именно о церковном единстве. «Русская Православная Церковь
единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса
Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье
Православных автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее
вечной славой».
Торжества по случаю провозглашения автокефалии, состоявшиеся 8-9 декабря
1951 года в Праге стали подлинным торжеством Церковного Единства,
свидетельством которого стало участие в богослужениях и интронизации
Митрополита Елевферия представителей почти всех Поместных Православных
Церквей. Единство Церкви не было поколеблено даже тем, что Церкви греческой
традиции, некоторое время не признавали автокефального статуса
Чехо-Словацкой Церкви. Несмотря на все это, они никогда не прекращали с ней
Евхаристического и молитвенного общения. Сегодня этот исторический факт
показывает, что все возникающие разномыслия между Православными
Церквами-сестрами не должны и не могут нарушить Единства Церкви.
Еще один важнейший аспект единства Чехо-Словацкой Церкви со своей Матерью
Церковью Русской в том, что все Предстоятели Чехо-Словацкой Церкви питомцы
Духовных школ Русской Православной Церкви: Митрополиты Елевферий и Николай –
выпускники Московской Духовной Академии, Иоанн – Новочеркасской Духовной
Семинарии, Дорофей – Духовной Академии в Санкт-Петербурге (тогдашнем
Ленинграде). Мне тем более приятно отмечать этот факт, потому что и ныне
возглавляющий Православную Церковь Чешских земель и Словакии Блаженнейший
Митрополит Христофор также окончил Московскую Духовную Академию.
Серьезным испытанием единства Чехо-Словацкой Церкви стал распад
Чехословацкой Федеративной Республики на два независимых государства. Но
отцы Прешовского Собора 1992 года приняли мудрое решение о сохранении единой
Автокефальной Церкви, состоящей отныне из двух автономных митрополий,
объединенных общими Священным Синодом и Поместным Собором. Духовным символом
сохранения единства Церкви стало решение о канонизации моравского князя
Ростислава, инициатора кирилло-мефодиевской миссии среди славян. Уже после
решений Прешовского Собора Православную Церковь Чешских Земель и Словакии
последовательно возглавляли Архиепископы Пражский Дорофей, Прешовский
Николай и нынешний Предстоятель – Блаженейший Архиепископ Пражский,
Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор – достойный преемник своих
блаженнопочивших предшественников.
Сегодня, когда в Чехии интерес к религии, к сожалению, стремительно падает,
промыслом Божиим заметно увеличилось количество прибывающих сюда мигрантов
из стран бывшего Советского Союза. Именно эти православные россияне,
украинцы, молдаване, грузины составляют сегодня значительный процент паствы
Православной Церкви в Чешских землях. Именно благодаря им Православная
Церковь в Чехии стала единственной традиционной христианской конфессией,
переживающей в последние годы постоянный количественный рост.
Все это еще раз подтверждает особую роль, которую играет Русская
Православная Церковь в жизни своей сестры — Православной Церкви Чешских
земель и Словакии. И сегодняшний юбилей является для всех нас хорошим
поводом осознать наше духовное единство и приложить в будущем все силы для
его сохранения и укрепления.
В заключение своего выступления еще раз хотел бы отметить главные
свидетельства единства Церкви в контексте истории становлении автокефалии
Православной Церкви Чешских Земель и Словакии.
Во-первых, служение святых равноапостольных Мефодия и Кирилла стало
подлинной основой для единения всех Православных Христианских Церквей. Их
проповедь сформировала твердое основание для духовного и культурного
единства в многообразии славянских Церквей.
Во-вторых, становление Православия на Чешских и Словацких землях явила
неразрывную братскую связь Русской, Сербской, а позже и других Православных
Церквей, что выразилось, в частности, в никогда не прекращавшемся
Евхаристическом общении всех без исключения Поместных Церквей и Церкви Чехии
и Словакии, а также в общности научно-богословского и интеллектуального
опыта.
В-третьих, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, другие славянские
Православные Церкви, наконец, Русская Православная Церковь имеют общую
историю, что особенно хорошо видно на примере XX века, когда в становлении
Чехо-Словацкой Церкви самую непосредственную роль сыграли и священномученик
епископ Горазд, и новомученики и исповедники Сербской Православной Церкви, и
видные иерархи, пастыри и богословы русской православной церковной
эмиграции.
Наконец, в-четвертых, даже в период разделения некогда единой Чехословакии
на два независимых государства Автокефальная Православная Церковь Чешских
Земель и Словакии сохранила свое внутренне единое каноническое устройство,
чем вновь засвидетельствовала, что никакие внешние бури не могут поколебать
подлинное единство, основанное на Евангельском благовестии.
Ваше Блаженство! Досточтимые участники торжеств! В заключение мне хотелось
бы пожелать, чтобы наша сегодняшняя встреча, посвященная 55-летию
автокефального бытия Православной Церкви Чешских земель и Словакии, стала
таким же знамением подлинного церковного единства, какие мы уже не раз
видели в истории.
Приложение
АКТ О ДАРОВАНИИ АВТОКЕФАЛИИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ
Русская
Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и
всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству церковного
Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе
Экзархатом Московской Патриархии, – автокефалию.
Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного
Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое
Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных автокефальных
Церквей, Церкви Чехословакии, и да увенчает Он ее вечной славой.
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
23 ноября 1951 г.
ПОСЛАНИЕ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ
АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
ПРАВОСЛАВНОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ
В октябре месяце этого года Мы купно с освященным Собором Епископов Русской
Православной Церкви, во внимание к ходатайству Церковного Собора
Православной Церкви в Чехословакии, с любовью даровали сей Церкви, бывшей
доселе Экзархатом Московской Патриархии, автокефалию и призвали Божие
вседействующее благословение сей юнейшей Сестре Нашей в сонме Православных
Автокефальных Церквей.
Ныне Господу угодно даровать Ей Главу в лице Блаженнейшего Митрополита
Елевферия, в течение ряда лет окормлявшего Ее в звании Нашего Экзарха.
Русская Православная Церковь вместе с вами, отцы и братие, чада
Чехословацкой Православной Церкви, возносит усердные молитвы к Богу, да
утвердит Господь сию новую автокефальную Церковь и «да даст всем по
богатству славы Своей крепко утвердиться Духом Его... и верою вселиться
Христу в сердца ваши»... (Ефес. 3, 16-17).
Приветствуя Блаженнейшего Предстоятеля, Архипастырей, Пастырей и Чад
Чехословацкой Православной Церкви, Мы с братскою любовью шлем им пожелания,
благословения и неоскудевающих милостей Божиих. Аминь.
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
Москва, 4 декабря 1951 г.
|