3 апреля в Алексиево-Акатовом женском монастыре города Воронежа под
председательством митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия
состоялось собрание насельниц женских монастырей Воронежской епархии, в
котором приняло участие более 80 человек. По благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в его работе принял участие
наместник Свято-Данилова монастыря г. Москвы архимандрит Алексий
(Поликарпов).
Собрание приветственным словом открыл митрополит Сергий.
Владыка подчеркнул, что сегодня крайне важным является сплочение
монашествующих перед лицом проблем, угрожающих единству Церкви. «Монастыри
очень часто становятся местом, где страсти не только не утихают, но и служат
еще большему возбуждению и распространению заблуждений. Отказ от новых
паспортов, принятия ИНН, участия в переписи, стремление канонизировать
Григория Распутина и Ивана Грозного, чин всенародного покаяния в грехе
цареубийства – эти вопросы поднимают люди, далекие от православной
духовности.
В Священном Писании мы читаем: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни
Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина,
ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе
Иисусе, Господе нашем» (Рим.8,38-39). Вы должны не накалять обстановку, а
помнить, что никакие штрих-коды не отлучат нас от любви Божией, если мы
веруем во Христа и не отрекаемся от Него ради мимолетных выгод».
Касаясь вопроса покаяния в грехе цареубийства, Владыка отметил, что
«единственный искупительный подвиг, совершенный на земле – подвиг Христа
Спасителя, восшедшего ради нашего спасения на Крест. Называть царя Николая
искупителем – грех. Не молитесь по книгам, молитвословам, акафистникам, в
которых он так именуется,– призвал Владыка участниц собрания – не верьте тем
людям, которые хотят вас прельстить».
Митрополит Сергий отметил наиболее актуальные проблемы духовной жизни в
монастырях. «Все мы пришли на свое служение из мира и принесли сюда тот
жизненный опыт, который накопили в миру. Задача монастырей – воцерковить
людей и воспитать их. Меняя светские наряды на послушническое платье, вы
приобщаетесь к той высокой духовности и культуре, которую испокон веков
несли русские монастыри. Однако важно не вместо платья одеть апостольник, но
сменить одежду духовную, почувствовать благодаря своему душевному настрою
готовность носить одежду ангельского чина.
Часто ошибочное духовное воспитание сопряжено с гордостью и своеволием, со
стремлением все мерить на свой аршин. Нам кажется, что весь мир крутится
вокруг нас и каждый из нас – царь вселенной. Однако Христос, придя на землю
принес новый принцип, нашедший свое выражение в посланиях апостола Павла:
«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни
женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3,28). Это новый принцип
построения духовной жизни, основанной на уважении друг к другу и
послушании».
Как еще одну проблему обозначил Владыка то, что «часто в монастырях живут
мирскими проблемами и вопросами. Если спросить монаха, о чем он переживает,
то можно услышать – об оставшихся в миру детях, родителях, родственниках.
Однако забота эта выражается не в молитве и болезновании об их душах, а в
стремлении помочь им материально. Часто такая помощь ближним становится
трагедией для монаха. Ему кажется, что он занимается святым делом, заботясь
о родственниках, зацикливается на этой проблеме, просыпается и ложится с
ней, теряя в конце концов свободу».
В своем слове Владыка Сергий так же говорил о важности преодоления проблем в
современной практике духовничества. «Игумения является матерью для сестер
обители, и ее должно воспринимать как поставленную от Господа Бога. Сегодня
мы ищем супер-духовников и когда их находим, начинаем стремиться ездить к
ним, покидая стены обители. К кому благословит матушка игумения, к тому и
надо идти за духовным советом. Никаких других учителей у нас не должно быть
ни в стенах монастыря, ни за ними. Никогда не привязывайтесь к духовнику
больше, чем ко Христу. Помните, даже если человек ведет святую жизнь, но
учит чему-то вопреки священноначалию, то он не заслуживает доверия, потому
что святость жизни подразумевает любовь и послушание. Послушание и молитва –
два крыла, которые приближают нас к Богу. Если мы хотя бы одно из них
потеряем – станем неспособны продолжать наш превыспренний полет к Богу, и
душа наша тогда погибнет».
Архимандрит Свято-Данилова монастыря Алексий (Поликарпов) подчеркнул, что
для нормализации духовной жизни в обителях полезно обратить внимание на
существующую в Греческой Церкви практику, когда в мужских монастырях игумен
является духовником, а в женских настоятельница – геронтисса – старицей для
сестер. Повседневное руководство духовной жизнью монастыря – в ее руках, а
духовник приезжает лишь время от времени, общается с насельницами и
исповедует их.
«Матушка игумения живет в обители, знает все нужды, запросы, чаяния и
тревоги сестер. Я довольно часто бываю в женских монастырях,– отметил отец
Алексий, и за несколько последних лет не слышал ни разу от сестер признания:
«У нас замечательная игумения, а я – плохая послушница». Игуменский крест
очень тяжел. Начальствующие находится на свещнице, и мы легко видим все их
недостатки. Вместо того, чтобы помолиться о даровании игумении сил, мы
начинаем вспоминать о ее ошибках. Но ничего в мире не бывает случайно.
Промыслом Божиим каждому дарована своя обитель, матушка, наставник,
руководитель. Важно хранить терпение и помнить, что каждое послушание дается
нам от Бога, через каждое из них мы соделываем свое спасение. Каждый
исполняет свою работу – на клиросе, в огороде, коровнике – пред Господом все
ценно, когда совершается с молитвой.
Самое трудное в монастыре – бороться с самим собой, не осуждать других, но
смотреть в глубины своей души и учиться укорять себя. Важно помнить, что
монашество покоится на евангельских идеалах. Каждый из нас, трудясь над
собой, будет совершать свое спасение. То, что мы собраны в общежитии вместе
и каждый имеет свой жизненный опыт, в том числе и опыт ошибок, необходимо
использовать, чтобы вместе сопротивляться греху. Совершается это очень
непросто, однако как говорил преподобный Серафим Саровский «нам нет дороги
унывать». Когда мы идем путем законным, законно получаем и награду. Если не
можем сотворить многое – сделаем малое, Господь примет и это. Великие
подвижники прошлого и современности должны служить для нас примером и
освещать наш путь своим светом».
С докладом об истории женского монашества, его появлении на Руси, о
становлении на Воронежской земле выступила благочинная Алексиево-Акатова
женского монастыря монахиня Елена (Золотухина). «Все три женские обители
епархии – Алексиево-Акатов, Костомаровский Спасский и Толшевский
Преображенский монастыри – возрождаются на месте мужских монастырей говорит
о том, что женщины сегодня с большей решительностью, без лишних мудрований
вступают на путь девства, послушания и нестяжания, на путь служения ближним
и Богу».
В ходе собрания на многочисленные вопросы насельниц ответили митрополит
Воронежский и Борисоглебский Сергий и архимандрит Алексий (Поликарпов). В
этот же день отец Алексий исповедовал сестер обители.
|