Дорогие братья и сестры!
Сегодня в
жизни древнего Белгорода совершается двойное торжество – 10-летие
возрождения Белгородской епархии и 300-летний юбилей святителя Иоасафа, имя
которого является украшением не только Белгородчины, но и всей Русской
Православной Церкви.
«Дивен Бог во святых своих», – такие слова приходят на сердце, когда читаешь
житие этого удивительного святого. Известно, что родители хотели определить
его по военной части и со слезами упрашивали не принимать монашества, но он
помнил слова Христа: «Кто любит отца своего или матерь больше Меня, тот
недостоин Меня». И в 22 года после окончания Киевской духовной академии,
совсем еще молодой, он принимает монашество с наречением имени Иоасаф.
Избранник не только Царицы Небесной, Которая сказала: «Угодна мне молитва
твоя…», но и царицы земной – Елизаветы Петровны. Он однажды сказал в ее
присутствии проповедь, которую начал замечательными словами: «Как недалеко
от нас Царство Божие, только лестница с двумя ступенями нам предстоит – это
любовь к Богу и ближним».
А государыня Всероссийская, дочь великого преобразователя, обратила на него
свое царское внимание и вскоре его назначили наместником Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры, которая досталась ему после пожара. И он, зная особую
ответственность за это святое место пред Богом, увеличил здесь свой пост и
молитву, преобразовал вскоре иконописную мастерскую, отреставрировал
семинарию и оставил после себя величественный памятник – красавицу Лаврскую
колокольню, которую и до сих пор видишь задолго перед тем, как подъехать к
монастырю.
И за все эти великие труды его вполне можно назвать достойным учеником
преподобного Сергия.
Но Господь уготовлял ему еще более великое поприще – суждено было ему стать
архипастырем земли Белгородской.
Наречение и хиротония во епископа Белгородского совершились в июне 1748 года
в Петербурге при участии сонма архиереев и в присутствии государыни
Всероссийской Елизаветы Петровны.
Два месяца добирался он в своей коляске из Петербурга до Белгорода и прибыл
сюда, на эту площадь, ранним утром на праздник Преображения, прямо к
Божественной литургии.
И с этого момента начинается самое трудное и ответственное служение
святителя Иоасафа своему народу.
После Киева – матери городов русских, где он получил духовное образование,
после блестящего гвардейского Петербурга и Москвы златоглавой жалким и
убогим показался ему степной пыльный городишко Белгород. Но во всем вверяя
себя Промыслу Божию («Да будет воля Твоя!..»), принял Иоасаф бескрайнюю
Белгородскую епархию и показал себя здесь великим архипастырем.
Счастлива была Белгородская земля иметь таким молитвенником Иоасафа,
епископа Белгородского. В то время наша епархия была огромной – в ее состав
входили части Курской, Харьковской и даже Воронежской губернии, духовенство
отличалось крайней бедностью и зависело от капризов крепостников-помещиков.
В народе процветали языческие обряды и суеверия – вот почему святитель сразу
же обратил особое внимание на образование духовенства: для открытия духовных
школ он не щадил и своих собственных средств. Страдая часто тяжелыми
болезнями, он несмотря на ужасные дороги, постоянно совершал объезды своей
епархии, ночевал не в пышных дворянских усадьбах, а в бедных крестьянских
избах среди многодетных семей или в незатейливых жилищах сельских батюшек. А
летом, если позволяла погода, любил ночевать на пасеках; получая такой
приют, святитель Иоасаф всю ночь посвящал молитве, а утром, после совершения
Божественной литургии, с усердием поучал своих пасомых.
Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении,
то в маленькой деревеньке. Эти объезды были великим актом самоотвержения,
ибо епархия узнала своего архипастыря лицом к лицу и понесла к нему свое
горе. В этих-то объездах и зародилось то семя веры в святость Иоасафа,
которая потом вылилась во всероссийское почитание.
Можно сказать, что здесь он был мучеником без крови и великим
страстотерпцем, а для белгородцев в годы его святительства повторились
апостольские времена; подобно тому как апостол Петр по особому указанию Духа
Божия пошел в дом Корнилия сотника, так и святитель Иоасаф по особому
указанию свыше пошел в ветхий храм, где в сорном месте обрел чудотворную
икону Песчанской Матери Божией.
Очень строгий к самому себе, помещикам и дворянам, он был необычайно
ласковым, доступным и добрым к простым бесправным народам. О его особой
любви к крестьянам говорит гуманнейшее распоряжение святителя Иоасафа о том,
чтобы крепостных женщин, имеющих грудных деток, не посылали на барщину. Это
вызвало резкий протест крепостников-помещиков.
Постоянно подражая Николаю Угоднику, он оказывал тайную благотворительность
многим бедным семьям не только в Белгороде, но и далеко за его пределами. О
его особой любви к Николаю Чудотворцу говорит случай, когда однажды Иоасаф
остановился перед иконой Мир Ликийских Чудотворца, безукоризненно
исполненной в художественном отношении. Вдруг религиозный восторг охватил
дух Иоасафа и, сняв с себя драгоценную панагию, он возложил ее на икону
Николая Чудотворца.
Постоянно страдая тяжкими болезнями, он чувствовал, что конец приближается,
и готовился к исходу со многими слезами. Об этом говорит умилительная
молитва Иоасафа, исшедшая из самого сердца святителя Белгородского.
Будучи по происхождению украинцем, он глубоко понял, что спасение его родной
Украины только в тесном единении с Москвой и что лучшей данью Богу является
служение Русской Православной Церкви. В этом служении он обрел любовь к
русскому народу, переселился с этой любовью на Небеса и сейчас благословляет
нашу землю, которая так радостно прославляет его память.
Он был и остался молитвенником не только для Белгорода, но и для
Свято-Троицко-Сергиевой Лавры, для Киева, Москвы и Петербурга, для Курска и
Харькова, для всей великой и малой Руси: «Этот святитель дорог и близок
моему сердцу», – говорил, бывало, батюшка Иоанн Кронштадтский. «Скала
Православия», – так называли святителя его современники.
Среди богомольцев, которые преклоняют колена перед мощами Иоасафа
Белгородского, были и представители дома Романовых – Александр I, Николай I,
преподобномученица Елисавета Феодоровна и наш последний царь-мученик Николай
II. Дважды – в 1904 и 1911 годах Государь, находясь в Белгороде, преклонял
колена перед тем, кого Господь благословил даром чудотворений и нетлением
мощей.
И мы с вами счастливы, что в такое время имеем на небесах таких великих,
могучих богатырей земли Русской, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский и
наш святитель – Иоасаф Белгородский.
Воздадим же благодарение нашему святителю епископу Белгородскому Иоасафу за
то, что ныне он побудил нас оставить житейские заботы, преодолеть десятки и
сотни километров, чтобы прийти в богоспасаемый Белгород и поклониться его
святым мощам.
Воздадим благодарение и нашему Святейшему Патриарху Алексию II за его
первосвятительское благословение на проведение этого праздника.
Возблагодарим и наших дорогих гостей – митрополитов, архиепископов и
епископов за их служение святителю Иоасафу и вместе с ними едиными усты,
единем сердцем помолимся угоднику Божию и попросим его, чтобы он никогда не
забывал нас перед престолом Божиим, и мы увидим, что на такую просьбу
ответит нам святитель Иоасаф такой горячей любовью, какую может иметь только
любящий отец к своим дорогим и близким детям. Аминь.
С праздником, братья и сестры! 17 сентября 2005 г.,
г.Белгород
протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора,
благочинный II Белгородского округа
|