главная

НЕДЕЛЯ 3-я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ
 
(Воронеж), март 2004 г.


14 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил праздничную Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе г.Воронежа.

Высокопреосвященнейший митрополит Сергий рукоположил диакона Михаила Макарова во иерея.

Накануне, 13 марта, за Всенощным бдением, которое возглавил правящий архиерей, из алтаря был вынесен Крест для поклонения верующим и возложен на аналой Покровского кафедрального собора. Эта святыня – Распятие с частицей Животворящего Древа Господня – была передана в дар Воронежской епархии графиней госпожой Иммаколатой дель Борго из Италии 11 января этого года.

Крест находится в Крестовом храме, в резиденции правящего архиерея и только несколько раз в год (в Крестопоклонную неделю и на Воздвижение Креста Господня), будет износиться для поклонения верующим.

Поздравляя молящихся с воскресным днем и принятием Святых Христовых Таин, митрополит Сергий подчеркнул, что «сегодняшний воскресный день – особый в круге богослужений Великого поста, ибо и это воскресенье, и вся последующая неделя посвящены поклонению Древу Святого Честного Животворящего Креста Господня, на котором был распят Христос. Крест – это символ радости для христиан и надежды на вечное спасение.

Это как струя свежего воздуха, как какая-то отдушина на пути Святой Четыредесятницы.

Распятие, в котором помещена частица Животворящего Креста, – это как бы залог особой любви Господа за свидетельство наших новомучеников об истине Православия здесь, на Воронежской земле».

Владыка Сергий напомнил, что «мы должны быть истинными сынами и дочерьми Божиими и никогда не должны сходить со своего креста».

С честью и достоинством нести свой крест призвал верующих митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, поздравляя с началом 3-й, Крестопоклонной недели.

Рай на земле – в кресте

Те, кто знают, что такое страдание за веру, за любовь, правду и чистоту, те понимают, что их рай на земле — в Кресте. Их страдание — не состояние, но путь к настоящей жизни, ее полноте, чистоте и блаженству. Страдание — не дом, где надо жить, но дорога к настоящему Дому, где вся полнота и радость жизни. Нет этой полноты ни в чем на земле! Мир земной есть дорога, а не жилище. Человечество не найдет себе в этом мире рая — без Креста. То, о чем мечтают ложные материалистические учители человеческие, — невозможно. Человек никогда не построит себе радостного Дома в мире, где царствует грех, болезнь и смерть.

Человек всегда будет бездомен в этом мире. И это благо.

Страдание его кратко, а радость может быть вечной. И никакой человек не воплотит до конца идеала своей Родины на этой земле, потому что высшая и вечная Родина каждого человека есть мир правды Христовой.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.

Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу.

Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина при осенении ее Святым Крестом сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостоль-ный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».


О НЕСЕНИИ КРЕСТА

Для сбережения или спасения души есть только один путь — пройденный Сыном Божиим, на который Он зовет всех желающих спасения.

Это путь самоотвержения, несения своего креста и распятия на нем, страдания до самой смерти... Души хрис­тианские обязаны уст­ремляться вслед Господу и, не сгибаясь под тяжестью своего креста, а неся его в руках как знамя победы, идти на распятие, которое — мы хорошо знаем это — оканчивается воскресением!

«Возьми крест свой», — говорит Иисус Христос. Ведь не сказал Он: «Создай, сооруди себе крест». Христос также не избирал и не сооружал Себе Креста, не увеличивал тяжести его, а добровольно принял тот, который Ему был предопре­делен Отцом Небесным. Но какие это кресты, которые посылаются или даются христианам? Похожи ли они на Крест Христов? Нет, заслугами Христа эти кре­сты были видоизменены, облегчены, уменьшены — действительно, их не нуж­но уже нести на плечах своих и сгибаться под их тяжестью, а легко носить на своей груди. Они теперь внутренние, а внеш­ние, тяжелые и непосильные, навсегда уничтожены победою христианства. Внутренний крест, сросшийся с телом, нельзя ни взять, ни нести, а можно толь­ко закрыть, прикрыть от глаз своих и человеческих. Всякий грех — уже внут­ренний крест, он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, страда­ния, испытания.

Духовные болезни излечиваются только лишь духовными средствами. Так, надо понести крест унижения, чтобы сде­латься смиренным, крест беспомощности и человеческого равнодушия — чтобы ощутить милосердие и всепрощение Божие и возлюбить Христа до желания идти за Ним, крест своеволия — чтобы охотно отдаться благой воле Господней, крест разочарования в светской жизни — чтобы ожить для Господа, крест собст­венной греховности и нечистоты — чтобы истинно покаяться и решить победить в себе греховность слезною молитвою ко Христу и Божией Матери, крест плене­ния злым духом — чтобы возжаждать Божественной благодати и, испытав на себе непреложность каждого слова Еван­гелия, уразуметь учение Христа, крест борьбы, страдания, терпения и искуше­ния — чтобы сделаться сознательным христианином, праведным человеком, способным на подвиги, и полезным на­ставником для других. Иначе нельзя уразуметь истины, приобрести духовное зрение, оказаться на пути Христовом, по­знать правду Божию, уверовать в будущую жизнь и, главное, понять беспредельную, несравненную, животворную, животво­рящую любовь Божию и воодушевиться познанием истины до решимости ответить Христу: «Иду за Тобой, милосердный Господи, хочу спастись!»

Митрополит СЕРАФИМ (Чичагов)