главная

Возрождение храма
(с. Третьяки), 14 ноября 2003 г.


Торжественное событие произошло 14 ноября 2003 года в селе Третьяки Борисоглебского района Воронежской области: Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский, освятил вновь построенный храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Многочисленные богомольцы, собравшиеся в церкви, встречали своего архиерея под колокольный звон хлебом-солью и цветами.

Владыка, облачившись поверх литургийных архиерейских одежд в особое покрывало – «лентион», вместе с сослужащими ему священниками через Царские врата вошел в алтарь. Царские двери затворились. Началась служба на освящение престола. Ножки престола Святой Трапезы были установлены на камне, заложенном при основании храма. Священнослужители в алтаре молились. Старожилы же на паперти припомнили некоторые моменты из прошлого.

До революции в селе была церковь, но в 1934 году храм и Святую Трапезу разрушили до основания. Деревянные обломки (храм был бревенчатый) спускали вниз по реке Хопер в село Пески, как говорили, для строительства больницы. Однако до места назначения они не дошли, утерялись в пути. Мрачные воспоминания, но уже далекие.

Господь благоволил вновь возродиться святому храму в селе Третьяки. Радуются этому сельчане. Духовенство же священнодействует. Протодиакон подает Архиерею Крещенскую воду и кипящий «воскомастих» (благовонную мастику из воска, ладана, сока алоэ и розового масла). Архиерей кропит святой водой столпы престола и мастику. Затем, взяв сосуд с воскомастихом, возливает крестообразно его на престол. Воскомастих изображает благовонную мазь, которой Никодим и Иосиф Аримафейский помазали Тело Спасителя, снятого со Креста. Потом в воспоминание о пригвождении Господа нашего Иисуса Христа ко Кресту, Архиерей четырьмя коваными железными гвоздями с помощью священнослужителей прибивает доску к столпам престола и тем самым утверждает Святую Трапезу.

Открываются Царские врата, и Владыка Сергий здесь же на амвоне, обернувшись к востоку, коленопреклонно произнес молитву. В ней он просил Бога о том, чтобы день и ночь были открыты уши Господни к молящимся в этом храме. Чтобы Бескровные Жертвы, совершаемые на вновь освященной Трапезе, возносясь к мысленному Пренебесному Престолу, приносили бы верующим людям благодать свыше. По окончании молитвы, в которой участвовал и народ, архиерей вошел в алтарь, и Царские врата вновь затворились.

И вновь некоторые стоящие в храме сельчане вспомнили прошлое…

Когда рушили церковь, облачения с престола вынесли и бросили на паперть. Собравшиеся «на позор сей» люди увидели Плащаницу - изображение «Положения Христа во гроб». Некто из воинствующих безбожников вдруг сказал: «Я тоже святой» и возлег на плащаницу, скрестив руки. После того он вдруг на глазах у изумленных односельчан почернел и скоропостижно умер. К счастью, все это уже в прошлом.

Возвратимся же к нынешнему времени. Итак, необходимо было совершить омовение и облачение Трапезы в священные одежды. Омовение не только очищает вновь сооруженный престол, но и знаменует его высочайшее духовное значение. Омовение святой водой - знак духовного очищения. Возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа. Красное вино - образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе. Помазан был престол и Святым Миром.

Затем последовало освящение самого здания храма. Архиерей в сопровождении двух старших пресвитеров вышел Царскими вратами в соборную часть храма. Иеромонах Серафим (Ключанцев) окроплял стены храма святой водой, а игумен Андрей (Тарасов) помазывал святым миром крестообразно четыре стены храма, начиная над Горним местом в алтаре и далее над вратами западными, южными и северными.

После того архиерей сам зажег принесенную ему свечу и поставил ее на горнем месте в самой восточной части храма, поскольку Восток - образ рая, откуда должен изливаться духовный свет - на всю просвещаемую Церковь.

Был совершен крестный ход вокруг храма. Погода, милостью Божией, благоприятствовала этому событию. Ни ветер, ни дождь не мешали молящимся. Золотом осенних листьев были украшены стоящие у храма березы. Блестела в солнечных лучах река, и темнел сосновый бор. Вдалеке виднелось кладбище, навевая вспоминая о прошедшем. Местные старушки говорят, что последнего священника этого храма в 1937 году расстреляли. Перед арестом всенародно устроили с ним спор. «Мы разрушим все храмы. Где же твой Бог жить будет?» - спрашивали его. «Бог в нерукотворенных храмах живет, то есть в праведных людях», - отвечал батюшка. «А как увидеть Его?» - «Живи по совести и увидишь"», - был ответ.

Крестный ход уже остановился у западных врат. Певчие вошли в притвор храма и затворили двери, а духовенство стояло вне перед закрытыми вратами. На паперти у храма совершался один из самых возвышенных обрядов Православной Церкви. Вспоминалось Вознесение Господа Иисуса Христа. Когда открылись Небесные врата, Ангелы, видя Сына Человеческого, недоумевали: Кто есть этот Царь славы? Подобно Ангелам, изнутри закрытого храма хор, как бы из глубины неба, вопрошал: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей громко возгласил в ответ на прозвучавший ранее вопрос: «Господь сил, той есть Царь славы!». И певчие повторили эти таинственные слова внутри храма. Иподиаконы открыли двери. Владыка проследовал прямо в алтарь, где поставил дискос на престол. Это священнодействие напоминает о том, как некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и священниками взошел на гору Сион и как в древней пустынной скинии Моисей внес Ковчег Завета во Святая Святых под крылья Херувимов.

Вложив частицы святых мощей в антиминс, архиерей покадил их. Поверх антиминса было возложено Святое Евангелие. После того была совершена первая литургия.

За богослужением присутствовали представители областной Думы, областной и районной администраций, общественных организаций. Все были преисполнены великой радости. В своем архипастырском слове Высокопреосвященнейший Владыка Сергий пожелал всем мира в семьях и успехов в добрых делах.

Протоиерей Михаил Терпугов