Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование, которое никого
не может оставить равнодушным и заставляет нас задуматься над нашей
жизнью.
Ко Христу обратился начальник синагоги Иаир с просьбой исцелить его
единственную дочь, находящуюся при смерти. Когда же Христос шел (а
шел Он не один, толпа народа следовала за Ним, каждый хотел
взглянуть на Него, услышать Его слово), одна женщина, которая
страдала кровотечением, подошла и тайно коснулась края Его одежды, и
тотчас течение крови у нее прекратилось. И Христос остановил шествие
и спросил, обращаясь к народу: «Кто ко мне прикоснулся?».
Очевидно, последовала пауза. Никто не хотел выдавать себя, и эта
женщина испугалась. А апостолы стали эту ситуацию как-то смягчать:
«Господи, посмотри, сколько народа вокруг Тебя, они Тебя теснят, ну
мало ли кто прикоснулся, не обращай на это внимания». Христос
говорит: «Прикоснулся ко Мне некто. Я почувствовал силу, исшедшую из
Меня».
И эта женщина поняла, что не утаится. Она пала ниц и просила
прощения за то, что сделала это тайно. Господь похвалил ее веру и
отпустил с миром и благословением.
В это время пришли служители дома Иаира и возвестили, что его дочь
скончалась. Видимо, отца переполняли разные чувства: он был в
смятении, он, наверное, корил в душе женщину, прикоснувшуюся ко
Христу, Который стал разговаривать с ней. Потому что драгоценное
время ушло — дочь Иаира умерла... Однако евангелист нам говорит, что
Христос Сам обратился к Иаиру и сказал: «Не умерла девица, но спит.
Не бойся — только веруй».
Но я хотел бы заострить ваше внимание на исцелении этой несчастной
больной женщины, которая двенадцать лет страдала кровотечением.
Обычно, мы знаем, и об этом говорят евангелисты, Христос никому не
отказывал в исцелении, но каждое сотворенное Им чудо сопровождалось
просьбой нуждающегося, то есть молитвой. И молитва допускала
вмешательство Господа во внутреннюю жизнь человека, который через
эту мольбу об исцелении просил: «Ты меня исцели всего, я изменю свою
жизнь, дай мне только здоровье, я так измучился...». А эта женщина
тайно подошла к Нему. Она не попросила Христа, она изуверилась во
всех врачах, превратилась в нищенку, все имение свое, говорит
евангелист, она истратила на поиски врачей, которые вернули бы ей
здоровье. И она, только лишь надеясь в душе, прикоснулась ко
Христу... И когда женщина, с трепетом «пав перед Ним, объявила Ему
перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как
тотчас исцелилась», Христос сказал: «...вера твоя спасла тебя; иди с
миром».
Вот это событие очень многим из нас в наше время — урок о
необходимости и силе молитвы. О том, что невозможно воровать
благодать Христову, но нужно быть христианином, православным
человеком и иметь навык молиться и обращаться ко Господу.
Меня часто спрашивают: не ставится ли во грех молитва тех
маловерующих или даже неверующих людей, которые заходят в храм
иногда, когда им трудно, и уходят оттуда утешенными, но больше
никогда не приходят. И это практикуют наши с вами дети-студенты.
Перед экзаменом они имеют обыкновение зайти, поставить свечечку и
все — они с Богом в расчете, Бог должен им помочь, чтобы у них все
сложилось благополучно.
Такие обращения, такая практика посещения храмов подобна исцелению
этой кровоточивой женщины. Они как бы воруют благодать. Они получают
эту благодать, но ответят ли они подобно этой несчастной и
счастливейшей женщине на призыв Христов? Смогут ли честно сказать:
«Да, это я, Ты мне помог. Пожалуйста, помогай мне, и я всегда буду
исполнять заповеди Твои».
Как правило, мы забываем о той помощи, которую получили, и мало кто
помнит об этом. А если нам напоминают о помощи Божией, то очень
часто мы говорим: «Это стечение обстоятельств... При чем тут Бог?
При чем молитвы? Просто так вот сложилось...».
И это страшно. Некоторые люди отпадают от истинного Бога. Они
становятся сами себе поводырями, сами себе учителями. Легкий путь, и
к этому призывают нас многочисленные сектанты, которые отпадают от
Церкви Христовой и только стараются незаметно для всех получить
благодать и исцеление.
В последнее время увеличилось количество новоучителей. По
статистике, в России действует более 1500 различных религиозных
организаций, связывающих себя с именем Христа или с именем Бога,
которые стараются увести людей от прямого пути исцеления души
человеческой.
Я получаю письма с просьбой: «Сделайте что-нибудь, защитите! Они
стоят на остановках, в магазинах, приходят ко мне в квартиру и
начинают проповедовать свои взгляды на Христа и на религию. Это
безобразие, этому нужно положить конец!» А вас спрошу: кто ходит и
стоит на остановках? Это что, их священники? Нет, это люди, которые
восприняли миссию проповеди Евангелия так, как они ее понимают. Кто
мешает нам с вами, каждому, нести проповедь Православия? Чтобы наше
сердце горело за правду Божию! Мы с вами привыкли обращаться и в
законодательные, и в судебные органы. Мы хотим, чтобы силовым
методом нас избавили от этих людей, чтобы их деятельность
законодательно запретили. А законодательство у нас сейчас
либеральное, оно никому не запрещает действовать — ни нам с вами, ни
баптистам, ни мусульманам, ни иеговистам (только в Москве они
запрещены). Но мы не можем пользоваться силой закона. Они
пользуются, а мы нет. Мы с вами все ждем, что кто-то там — или
митрополит, или губернатор — силовым методом это дело решит. А
Христос-то живет в сердце, Христос живет в душе каждого человека, Он
над государством, Он над понятиями наших условностей жизни.
Христианство — религия негосударственная, но которая помогает
государству и укрепляет его. Оно не связывает себя законами светской
жизни — оно свободно. Жизнь человека в Духе Святом не требует рамок
закона человеческого, и в этой свободе мы с вами и должны
действовать. У нас в епархии существует миссионерский отдел. Мы
регулярно проводим различные акции, стараемся хоть как-то пробудить
людей. Но как трудно бывает достучаться до человека! И наши с вами
оппоненты, которые ненавидят Православие, стараются первыми прийти к
таким людям. В наше время необходимо, чтобы каждый человек познал
Истину. Мы — каждый из нас — должны стараться помочь человеку...
Но часто мы с вами не обращаем внимания на то, что помощь-то наша
нужна. А тем временем люди других исповеданий ходят по больницам, по
домам престарелых, детским домам — там, где работают православные,
но для которых, к сожалению, это только работа. И они относятся к
несчастным уже как к надоедливому материалу, который стесняет жизнь.
Вместо того чтобы привести своих родственников для оказания помощи
страждущим, они, наоборот, создают атмосферу нетерпимости.
Каждый из нас, попадая в больницу, знает, что нужно сделать для
нянечки, для медсестры, чтобы они были заботливыми, не забыли
вовремя дать лекарство или поменять постель. И без этого нашего
финансового напоминания они не работают. Это очень плохо! А кто
работает нянечкой, кто работает медсестрой, кто работает врачом?
Наши же с вами братья и сестры. Почему же так получилось? Мы с вами
приходим к нашим с вами единоверцам, и они смотрят на нас как на
источник дополнительной финансовой поддержки. Почему баптисты,
пятидесятники, представители других религиозных организаций приходят
и оказывают помощь, но уводят самое главное — душу человека, который
попал в этот капкан, в эту клетку? Потому что мы с вами не оказываем
ему помощи, потому что мы с вами не ведем того диалога, который
ведет Христос с этой кровоточивой женщиной. Нам нужно найти время,
чтобы остановиться, внимательно посмотреть вокруг. И если мы будем
делать эти добрые дела, мы и сами станем духовно богаче. Жизнь будет
интереснее, сами мы физически получим крепость и здоровье, и, самое
главное, Православие будет процветать, от этой проповеди делами
умножаться.
Дорогие братья и сестры, в наше время все — в наших руках, и мы
должны уметь давать отпор тем вызовам, которые часто настраивают нас
на ложную деятельность. Мы кому-то пишем, кого-то просим,
успокаиваемся, что дали знать, и все — мы оправданы перед своей
совестью и оправданы, как мы считаем, перед Богом.
Я хотел бы, дорогие братья и сестры, чтобы мы с вами чаще думали об
этих нюансах нашей духовной жизни, чтобы мы были готовы всегда к
подвигу служения, к подвигу проповедничества, к подвигу
исповедничества, чтобы мы никогда не замыкались в себе, но то
сокровище Православия, которое мы восприняли, было бы жизнью для
других людей. Христос сказал самарянке: «Я имею воду живую, и тот,
который эту воду будет пить, станет источником жизни вечной». И мы
должны уметь пить эту воду жизни, воду веры, воду надежды и быть
источниками для других, не скрывать этого сокровища. Желаю всем вам
помощи Божией, здоровья. Дай Бог, чтобы ревность о правде Божией
съедала бы наше сердце, чтобы мы не были равнодушными.
Храни вас всех Господь!
|