Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с нынешним
воскресным днем — последним днем пасхального периода. Святым
Евангелием, отрывок из которого мы сегодня слышали, Церковь Божия
как бы напутствует нас в повседневную будничную жизнь. Это
евангельское чтение очень важно по своему смыслу и значению для
каждого верующего человека, потому что оно отвечает на вопрос о
месте веры в жизни человека, о месте Бога в жизни человека, о
политической ситуации, которая возможна в различные времена, и как
нам, христианам, строить взаимоотношения с официальной
государственной доктриной.
Что может быть большей трагедией, чем рождение слепого младенца? Что
может быть большей радостью, чем получение этим человеком в зрелом
возрасте исцеления? Семья слепорожденного, очевидно, была небогатой,
родители не могли содержать своего уже взрослого сына, и он просил
подаяния. Он вызывал жалость у своих сограждан, и они подавали ему
кто сколько мог. И вот Христос дал этому человеку полноту жизненного
восприятия, исцелил его. Свидетелями этого чуда были блюстители
закона Божия, закона Моисеева. Это были не только священники — это
были и политики, это была государственная элита того времени. И вот
люди, которые все могут в этой жизни (кроме творения чудес),
призвали слепорожденного, который стал зрячим, и начали у него
спрашивать, что же сделал с ним Христос. Слепорожденный повторил то,
что не было тайной, — все видели, как он был исцелен, но его все
время спрашивали, и даже «подсказывали» ему: похули этого человека,
он грешник, мы это знаем, и воздай хвалу Богу за то, что ты получил
исцеление. И на этом человеке сбываются слова Христа о том, что «не
заботьтесь, что вам говорить, когда поведут вас на казнь и будут
преследовать за имя Мое, Дух Святый будет говорить через вас». И
исцеленный ответил так, что возразить ему не мог никто: «Я знаю, что
грешников Бог не слушает, а этот отверз мне очи». Его спросили: «А
кто он, по-твоему?». Он сказал: «Я думаю, что Пророк». Тогда
призвали его родителей, и родители отвечали так, как часто мы с вами
в советское время, когда нас о чем-то спрашивали, в том числе и о
вере в Бога, отвечали так, чтобы и от Бога не отречься, и себе бы не
навредить: «Да, это наш сын, мы свидетельствуем, что он родился
слепым, а как он видит, спросите его самого. Он совершеннолетний, он
отвечает за свои поступки, его и спрашивайте». Родителей оставили в
покое, но слепорожденного опять стали подвергать расспросам. Он не
выдержал и сказал: «Вы так интересуетесь этим делом, что я думаю,
что вы хотите стать Его учениками». И тогда в гневе эти блюстители
порядка и государственные мужи сказали: «Ты Его ученик, а мы ученики
Моисеевы». И отлучили исцеленного от синагоги и изгнали из общества.
Это было страшное нравственное переживание: человек лишается
общественных прав, работы, места погребения. Услышав об этом,
Христос отыскал этого бывшего несчастного и ставшего счастливым
человека и спросил его: «Веруешь ли ты в Сына Божия?». Этот вопрос
Христос обычно никому не задавал, кроме своих учеников, и апостолы,
когда Он их об этом спрашивал, отвечали Ему не очень четко и
неоднозначно. Но этот слепорожденный имел такую горячую веру, что
спросил Христа: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?».
Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же
сказал: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9, 35 — 38).
Дорогие братья и сестры! Это пример взаимоотношений, я бы сказал, на
высшем, государственном уровне. Это событие, этот пример надо
переложить на любую житейскую ситуацию. И нам нужно с вами помнить,
что часто общество не ценит людей верующих, подозревает, что они
неискренни, проповедуют какие-то свои идеалы. И в этом случае
Христос дает нам ответ. Самое дорогое у человека — это вера. Мы
знаем истину, и эта истина делает нас свободными. Исповедуя эту
истину, противостоя неправде, миллионы верующих людей, большинство
из которых причислены к лику святых, в XX веке стали мучениками за
веру, за Христа, за Родину, за нас с вами. Не согласившись со
ставшей модной философией, которая в корне отрицала Бога, предлагала
построить новую жизнь без Евангелия, без Христа, разрушить все до
основания и создать человека с новым мышлением, человека
атеистического. Мы знаем, что ни советский опыт, ни опыт других
стран (можно долго перечислять — Ангола, Камбоджа, Китай, Восточная
Европа... Где-то был более щадящий к Церкви и Евангелию режим,
где-то по жестокости он превосходил наше советское государство —
взять историю Кампучии) — и везде в одно мгновение Господь дал людям
возможность почувствовать себя свободными и оправдал их надежды.
Мы должны ценить полученную нами свободу. Мы с вами являемся
полноправными гражданами нашего государства, и нужно активно
помогать строительству новой России, не отвергая исторический путь,
который оправдал себя за тысячу лет и достоин подражания. Да, мы
живем в новом мире, но фундамент должен у нас оставаться прежний —
это Евангелие, это вера Христова. Я желаю, чтобы это евангельское
событие помогло бы нам разуметь знамение времен и определить наше
место в истории, в семейных, общественных и государственных
отношениях.
Церковь Святая прославляет слепорожденного за его подвиг веры, за
его бескровное мученичество. И мы так же должны в эти пасхальные дни
увидеть этот свет веры, почувствовать его внутренне, осязать его и
не давать ему ускользнуть от нас, но делать все, чтобы он жил в нас
и чтобы наше сердце было жилищем Духа Святаго.
Я всем вам желаю, дорогие братья и сестры, такой святой и теплой
веры — непоколебимой, которая дает нам силы нести свой крест без
ропота, со смирением. Дай Бог, чтобы мы имели такую же веру, какую
имел этот слепорожденный человек. Дай Бог, чтобы мы наслаждались не
только светом, который мы видим и в котором ориентируемся, но чтобы
мы были обладателями света духовного, который помог бы нам
ориентироваться в жизни духовной.
Дай Бог всем вам здоровья и счастья. Храни вас всех Господь!
Христос воскресе!
|