Мы знаем из своего духовного опыта, как велики ходатайство и предстательство Божией Матери за род человеческий, за всех нас, когда мы обращаемся к Ней с просьбой помочь и в обычных нуждах, и в решении государственных дел, и в том, чтобы мир и покой были вокруг нас и в сердце нашем.
Празднование в честь иконы Божией Матери - всегда радостное событие в нашей Святой Церкви.
Если мы обратимся к глубинам нашей истории, то увидим, что почитание икон Богоматери было неотделимо от жизни человеческой, составляло с ней гармоничное целое. Народ жил верой, народ жил духовной жизнью, и когда ему было трудно - или поражала целые местности моровая язва, или было нашествие иноплеменников, или же возникала междоусобная брань, он, призываемый Церковью к покаянию, понимал, что то или иное нестроение в жизни общества связано, прежде всего, с душевным настроем каждого человека.
Он сознавал, что грех отодвинул человека от Бога и нарушил тем самым гармонию жизни на земле. Тогда как правило, объявлялся всенародный трехдневный пост, и вся Русь Святая говела, а потом приступала к принятию Святых Христовых Таин. А после этого поднимали икону Владычицы - или Казанскую, или Иверскую, или Владимирскую, или Смоленскую "Одигитрию" или какую-нибудь другую и с крестным ходом обходили с ней селения, если была моровая язва, или несли икону к войскам, и победа была дарована нашему народу.
Мы знаем, что перед Бородинским сражением Михаил Илларионович Кутузов попросил императора, чтобы Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", была доставлена на линию фронта, и все войска с верою встречали эту икону. Мы знаем также теперь, что в годы Великой Отечественной войны - и во время обороны Москвы, и во время взятия Калининграда - с Казанской иконой Божией Матери или облетали фронт, или же маршал Жуков нес эту икону. И мы должны это историческое наследие приумножать.
Сейчас, слава Богу, время тревожное проходит, и мы начинаем привыкать к покою. Но действительность убаюкивает нас, и мы перестаем быть всегда бдящими, всегда бодрствующими, и это усыпление начинается, прежде всего, с усыпления совести, потому что, как правило, человек, который живет в мире и благополучии, теряет чувство благодарности Богу.
Выходя из экономического тупика, из которого еще, наверное, долго будем выходить, мы должны помнить о том, что нельзя предаваться безразличию, спячке, вседозволенности, но надо активно бороться за свою духовную свободу, за те завоевания православной России, которые веками руководили жизнью нашего народа.
Для этого прежде всего мы должны стараться не грешить, стараться быть святыми, взращивать в сердце нашем не то сытое довольство, которое ведет к безразличию, но умиротворенность, счастье в Боге, которые делают человека активным в борьбе против греха и всякого зла. Если человек чувствует, что пребывает в нем Господь, вместе с Богом он может совершить значительные, превосходящие его немощные человеческие силы поступки, которые будут ко благу не только этого человека, но и общества в целом.
Надо помнить, что здоровье нации обеспечивает спокойствие государства. И мы должны быть внутренне нравственными людьми, которые боялись бы греха.
В этот день, когда исполняется 100-летие со времени закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери, я хотел бы всех вас призвать к бодрости и трезвлению, чтобы вы достойно встретили через несколько лет юбилей храма, когда мы будем праздновать 100-летие его освящения. Благодарю отца настоятеля иеромонаха Даниила - он новый здесь человек, по послушанию прибыл на Воронежскую землю - за его труды, за то, что он привел храм в порядок, и дай Бог, чтобы святость этого храма всегда была отражением нашей святости. Благодатная икона или неблагодатная - зависит от народа, от того каким чувством подходит к иконе человек - с святостью, с просьбой простить грехи, со смирением или же с ожесточением. Отсюда - чудотворный образ Божией Матери. Он как бы вбирает в себя всю святость народа, и Матерь Божия дает ему благодать быть чудотворным. Так же и храм: когда он стоит в запустении, в него неприятно войти. И бывает очень трудно, когда он открывается заново, его намолить, чувствуется какое-то противление. Слава Богу, в этом храме мы ощущаем святость, благодать. Это заслуга и наших предшественников, это заслуга и ваша, дорогие братья и сестры - вы приходите сюда, горя огоньком веры. Дай Бог, чтобы этот храм, освещаясь от нас, освещал бы и нас. Это взаимный процесс освящение.
Еще раз поздравляю всех вас с праздником и, призывая на вас Божие благословение, прошу Божию Матерь, чтобы Она всегда была нашей Помощницей и Заступницей.
|