главная

ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

 
Сердечно поздравляю всех вас с праздником в честь Тихвинской иконы Божией Матери!

Матерь Божия всегда предстательствовала и ходатайствовала о человеческом роде, и милость Божия обильно ниспосылалась на людей по Ее молитвам. И наш народ очень ясно чувствовал эту связь с Царицей Небесной, любил и чтил Ее. И ни в одной другой стране, кроме России, нет столько икон, которые прославились чудотворением, чудодействием по молитвам наших предков и по милости Пресвятой Девы Марии, Владычицы нашей.
Каждый иконописец по-своему изображал Богоматерь и Богомладенца, наклон Его ручки или главы Богоматери, и этот образ был присущ той местности, где он создавался, и молились ему, просили Богоматерь о помощи, и по молитвам Она заступалась, ходатайствовала перед Своим Сыном.
Наши благочестивые люди привозили иконы и из других стран, где они пребывали как бы в забвении, и, обнародовав историю их, полагали в храмах; народ молился, и прославлялась Божия премудрость и Божия сила, и иконы становились чудотворными.
Множество примеров можно приводить, но есть такие иконы, с которыми связана история нашей страны, связана так тесно и переплетена так неразрывно, что невозможно представить, где кончается история светская, государственная и начинается церковная, и где здесь момент вмешательства силы Божией, которая помогла по молитвам и ходатайству Церкви и народа Божиего справиться с той или иной политической ситуацией, или с мором, или с язвой, или с нашествием иноплеменников, или прекращением междоусобной брани. И если мы возьмем жития святых или историю государства Российского, – все это будет реально перед глазами. Иконы Божией Матери, как живые заступницы рода человеческого, – Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, Тихвинская и так далее, множество икон – прославились в истории нашего Отечества.
Но смысл не в том, как называется чудотворный образ. Смысл в том, что мы прибегаем к Богоматери, Которая у нас одна. И как бы Ее ни изображали, мы, чтя тот или иной Ее образ, как бы воссоединяем свою молитву с молитвами наших благочестивых предков, которые молились в свое время перед этим чудодейственным образом. И эта молитва объединяет нас, живущих ныне на земле, и преставившихся многие века тому назад, но пребывающих во славе Божией на небесах. И эта совместная молитва к Богоматери в день прославления той или иной Ее иконы становится особенно сильной и действенной. И поэтому в дни почитания икон наполняются наши храмы, мы чувствуем особую молитву Церкви торжествующей, Церкви, свободной уже от грехов, Церкви святых, Церкви, которая вместе со Христом славит Бога Отца на небесах. И по молитвам предстоящих у Престола Божия и по нашей молитве Господь ниспосылает нам просимое.
Дай Бог, чтобы наши молитвы были смиренными и преисполненными покаяния, чувства вины за все то содеянное, в чем мы оскорбляем Бога и Божию Матерь, Которая печется о нас как Мать, но, видя наше жестокосердие, нашу гордость, конечно, пребывает в печали. Поэтому давайте будем с детской непосредственностью молиться Матери Божией, чтобы Она дала нам, каждому, по нашей молитве полезное для нас, потому что бывает так, что мы просим у Бога то, что нам повредит. Но да будет воля Божия, и пусть Господь исполнит Свою святую волю.
Я хотел бы обратить ваше внимание и на то, что в молитве Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной Казанской иконой содержатся прекрасные слова: «Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит». Эту молитву мы должны нести в своем сердце, и нести в мир, который ныне будто покрыт какой-то мрачной пеленой. Несмотря на то, что на чеченской земле продолжаются взрывы, приводящие к гибели мирных жителей, продолжаются убийства заказные, слезы льются по нашей земле, – мы часто забываем о нашем долге молитвы перед Божией Матерью и перед Богом и о побуждении наших соседей, наших родственников к тому, чтобы они немного посмотрели вокруг на реальность, посмотрели, в какой опасности мы живем.
Мы привыкли к этой опасности. Мы уже беспечностью отличаемся, но мы должны помнить, как хрупок мир и как сильна злоба мира сего, который желает погубить человека, творение Божие.
Наша с вами задача – помочь человеку не уходить в сторону, не забываться, погружаясь в виртуальный мир компьютера или в изобилие праздников, предлагаемых по телевидению, не подвергаться отчаянию, которое ведет к таким порокам, как пьянство, блуд, наркомания, а жить осмысленно. В старые добрые времена, когда наш народ возводил прекрасные храмы в честь икон Божией Матери, в назидание и память о каких-то важных событиях и о той особой молитвенной атмосфере, которой была наполнена жизнь, он понимал, что все, что происходит вокруг, зависит конкретно от каждого человека, от его святости, от его нравственной чистоты. И поэтому в дни, когда обрушивался, как выражались раньше, гнев Божий на людей, они постились, как правило, три дня, потом все исповедовались, причащались, после чего совершали молебен перед чтимой иконой Божией Матери, шли с ней крестным ходом, и по молитвам Богоматери это какое-то негативное явление в жизни отступало, уходило, человек освобождался от него. Мы сейчас имеем полную возможность пользоваться этими духовными лекарствами, но прежде всего нам нужно сознательно стать православными людьми, чтобы Бог жил в нашем сердце, чтобы Матерь Божия присутствовала вместе с нами в наших делах, в наших мыслях, наших поступках, чтобы мы старались не грешить, но быть святыми. И тогда, конечно, Господь будет нас благословлять.
Я желаю всем нам молитвенного предстательства Царицы Небесной, чтобы Она ограждала нас своим омофором от всякого зла, была каждому помощницей и опорой, семьям нашим, обществу и государству – защитой.

 

9 июля 2003 года, Тихвино-Онуфриевский храм, (Воронеж)