главная

ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ХРИСТОС С НАМИ

 
Мне думается, что евангельское повествование, которое мы с вами сегодня слышали, о Емаусских путешественниках – во многом о нас с вами. Эти два ученика Христовых пережили всю трагедию, которая потрясла всех их, – предательство Иуды, поругание Спасителя, распятие, погребение, и уже слышали о воскресении Христа. Слышали, смутились, но не поверили. И вот Христос, неузнанный ими, по дороге присоединяется к ним и спрашивает: «о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Они удивляются его вопросу, и один из них, по имени Клеопа, говорит: «неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» И они поведали Христу о том, чем переполнялась их душа, их сердце. Тогда Христос, начав от Моисея, стал изъяснять им все сказанное о Нем во всем Писании. За этой беседой они подошли к Еммаусу, и Христос по их приглашению остался с ними. И когда «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». И они, обращаясь друг к другу, сказали: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» И они возвратились в Иерусалим и рассказали о случившемся апостолам (Лк. 24, 13–32).
Почему это имеет отношение к нам? В наше сложное время мы все потрясены событиями, которые произошли очень быстро, и живо переживаем их, вспоминаем историю, все годы советской власти проходят перед нами. И вот теперь свобода – храмы открываются, молиться можно, а что-то не получается. Церковь каждому протягивает свою руку – возьми, вот путь ко спасению, путь, которым прошли наши предки. Они были более духовны, они знали, как вернуть и семье, и обществу спокойствие и государство сделать сильным. Они молились, постились, занимались своим совершенствованием, в них сердце горело, как у учеников Христовых, которые встретили своего Учителя по дороге в Еммаус, потому что в их сердце жил Христос. 
И нас, бывает, тянет в церковь – пообщаться, помолиться. Но выходим – и забываем все, пока болезнь не приключится или несчастье какое-то, тогда мы опять идем в храм, опять вдохнем этот кислород, а потом снова забываем о нем.
Но не должно этого быть в жизни. Господь сподобил меня принять участие в освящении храма-на-крови в Екатеринбурге, на месте расстрела царской семьи, где был дом Ипатьевых. Во времена, когда первым секретарем Свердловского обкома партии был Б.Н. Ельцин, взорвали этот дом и снесли его до основания, чтобы ничто не напоминало о нем. При нынешнем руководстве народ не согласился на восстановление дома Ипатьевых, но выразил желание, чтобы на этом месте был возведен храм.
И за три года был построен этот красавец-храм, в двух уровнях. Нижний храм посвящен царским страстотерпцам, и там означено точное место комнаты, где было совершено великое злодеяние. Наверху – храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 ступени наружной лестницы (и в доме Ипатьевых были 23 ступени) соединяют нижний храм с верхним. При выходе из нижнего храма стоит памятник императорской семье: страстотерпец государь Николай Александрович на руках несет своего сына Алексея Николаевича, что символизирует преемство старой и новой России – через огонь испытаний. В центре памятника – крест, у подножия его – венок. От креста в разные стороны расходятся члены царской семьи, каждый из которых как бы протягивает нам из своего 85-летнего далека царственную руку, прощающую и благословляющую. 
А во время освящения храма Господь послал Свою благодать на людей, и люди почувствовали это присутствие Божие. Они говорили: «Это что-то невероятное… Это такая легкость – уходить не хочется из этого храма». Вот чудо – чудо Божие на наших глазах.
Постройка храма-на-крови как бы проверяет Россию. Россияне искали чего-то лучшего. XIX век был полностью посвящен борьбе с Церковью и насаждению новых идей, которые дали свои всходы – революцию 1905 года, а затем – 1917-го. Свергли царя не большевики, которые объединили простые рабочие массы, а люди интеллигентные, совесть нации, все – с высшим образованием, все – воспитанные в Православной Церкви. И, начиная с командующих фронтами, начиная с дяди императора Николая Николаевича, великого князя, все сказали: «Отрекись от престола!»
И царь отрекся. Что последовало? После убийства в Екатеринбурге – гражданская война, красный террор, потом – Голгофа российская, через которую прошла, наверное, каждая семья. Высылки крепкого хозяина – крестьянина, массовые расстрелы, уничтожение Церкви, уничтожение ученых, писателей, философов. Наконец, уничтожение первых революционеров. И только Великая Отечественная война немного всех отрезвила. Люди почувствовали руку Божию на себе. Впервые за годы советской власти была запрещена антирелигиозная пропаганда – государство ее запретило во время войны, стали открываться храмы. А потом, после Победы, опять все сначала: воинствующие безбожники, пятилетки безбожия, может быть, меньше крови православных, но больше бескровных мучеников: работали персонально с каждым верующим и лишали его куска хлеба и не давали работать, если он не поддавался обработке.
И через этот крест Россия прошла. И завершился этот период, началом которого был расстрел царской семьи, построением храма-на-крови и построением монастыря на Ганиной яме, где были уничтожены тела царственных мучеников.
Теперь – время примирения: освящением храма примиряются власть светская и церковная и как бы принимают протянутую руку государя императора из кошмарного 18-го года. Дай Бог, чтобы мы успели почувствовать в этот маленький момент, что Христос с нами. Чтобы не спохватились, как емаусские путники – вот рядом был Христос, говорили с Ним и не узнали Его, а узнали только тогда, когда Он ушел. Не дай Бог, чтобы еще раз Господь ушел от нас и мы ощутили богооставленность.
Дай Бог, чтобы Господь жил в нашем сердце, в нашем уме, чтобы душа горела. Верующий человек призван совершенствоваться, быть нравственным, добрым, сострадательным, любвеобильным, братолюбивым – это все христианские добродетели, которые делают жизнь осмысленной.
Мы находимся с вами в зарождающемся монастыре, где еще не все устроено по церковному благолепию. Я желаю наместнику отцу Серафиму, чтобы хватило у него сил и дерзновения право править слово Христовой истины. А к вам, благочестивые паломники, дорогие братья и сестры, я обращаюсь со словом: любите это место, посвященное преподобному Серафиму Саровскому. Здесь столько святыни, благодати, присутствия Божия, и я думаю, что вы вместе с братией монастыря будете совершенствоваться, и Господь даст каждому Свою всеоблагую помощь, Свою десницу, чтобы вы осмысленно прожили свою жизнь. 

Желаю всем вам доброго здоровья, обильных благословений Господних и простого человеческого счастья.

19 июля 2003 года Серафимо-Саровский мужской монастырь, с. Новомакарово