Мне думается, что
евангельское повествование, которое
мы с вами сегодня слышали, о
Емаусских путешественниках – во
многом о нас с вами. Эти два ученика
Христовых пережили всю трагедию,
которая потрясла всех их, –
предательство Иуды, поругание
Спасителя, распятие, погребение, и
уже слышали о воскресении Христа.
Слышали, смутились, но не поверили. И
вот Христос, неузнанный ими, по
дороге присоединяется к ним и
спрашивает: «о чем это вы, идя,
рассуждаете между собою, и отчего вы
печальны?» Они удивляются его
вопросу, и один из них, по имени
Клеопа, говорит: «неужели Ты один из
пришедших в Иерусалим не знаешь о
происшедшем в нем в эти дни?» И они
поведали Христу о том, чем
переполнялась их душа, их сердце.
Тогда Христос, начав от Моисея, стал
изъяснять им все сказанное о Нем во
всем Писании. За этой беседой они
подошли к Еммаусу, и Христос по их
приглашению остался с ними. И когда «взяв
хлеб, благословил, преломил и подал
им, тогда открылись у них глаза, и они
узнали Его; но Он стал невидим для них».
И они, обращаясь друг к другу, сказали:
«не горело ли в нас сердце наше, когда
Он говорил нам на дороге и когда
изъяснял нам Писание?» И они
возвратились в Иерусалим и
рассказали о случившемся апостолам (Лк.
24, 13–32).
Почему это имеет отношение к нам? В
наше сложное время мы все потрясены
событиями, которые произошли очень
быстро, и живо переживаем их,
вспоминаем историю, все годы
советской власти проходят перед нами.
И вот теперь свобода – храмы
открываются, молиться можно, а что-то
не получается. Церковь каждому
протягивает свою руку – возьми, вот
путь ко спасению, путь, которым
прошли наши предки. Они были более
духовны, они знали, как вернуть и
семье, и обществу спокойствие и
государство сделать сильным. Они
молились, постились, занимались
своим совершенствованием, в них
сердце горело, как у учеников
Христовых, которые встретили своего
Учителя по дороге в Еммаус, потому
что в их сердце жил Христос.
И нас, бывает, тянет в церковь –
пообщаться, помолиться. Но выходим –
и забываем все, пока болезнь не
приключится или несчастье какое-то,
тогда мы опять идем в храм, опять
вдохнем этот кислород, а потом снова
забываем о нем.
Но не должно этого быть в жизни.
Господь сподобил меня принять
участие в освящении храма-на-крови в
Екатеринбурге, на месте расстрела
царской семьи, где был дом Ипатьевых.
Во времена, когда первым секретарем
Свердловского обкома партии был Б.Н.
Ельцин, взорвали этот дом и снесли
его до основания, чтобы ничто не
напоминало о нем. При нынешнем
руководстве народ не согласился на
восстановление дома Ипатьевых, но
выразил желание, чтобы на этом месте
был возведен храм.
И за три года был построен этот
красавец-храм, в двух уровнях. Нижний
храм посвящен царским
страстотерпцам, и там означено
точное место комнаты, где было
совершено великое злодеяние. Наверху
– храм в честь Всех святых, в земле
Российской просиявших. 23 ступени
наружной лестницы (и в доме Ипатьевых
были 23 ступени) соединяют нижний храм
с верхним. При выходе из нижнего
храма стоит памятник императорской
семье: страстотерпец государь
Николай Александрович на руках несет
своего сына Алексея Николаевича, что
символизирует преемство старой и
новой России – через огонь испытаний.
В центре памятника – крест, у
подножия его – венок. От креста в
разные стороны расходятся члены
царской семьи, каждый из которых как
бы протягивает нам из своего 85-летнего
далека царственную руку, прощающую и
благословляющую.
А во время освящения храма Господь
послал Свою благодать на людей, и
люди почувствовали это присутствие
Божие. Они говорили: «Это что-то
невероятное… Это такая легкость –
уходить не хочется из этого храма».
Вот чудо – чудо Божие на наших глазах.
Постройка храма-на-крови как бы
проверяет Россию. Россияне искали
чего-то лучшего. XIX век был полностью
посвящен борьбе с Церковью и
насаждению новых идей, которые дали
свои всходы – революцию 1905 года, а
затем – 1917-го. Свергли царя не
большевики, которые объединили
простые рабочие массы, а люди
интеллигентные, совесть нации, все –
с высшим образованием, все –
воспитанные в Православной Церкви. И,
начиная с командующих фронтами,
начиная с дяди императора Николая
Николаевича, великого князя, все
сказали: «Отрекись от престола!»
И царь отрекся. Что последовало?
После убийства в Екатеринбурге –
гражданская война, красный террор,
потом – Голгофа российская, через
которую прошла, наверное, каждая
семья. Высылки крепкого хозяина –
крестьянина, массовые расстрелы,
уничтожение Церкви, уничтожение
ученых, писателей, философов. Наконец,
уничтожение первых революционеров. И
только Великая Отечественная война
немного всех отрезвила. Люди
почувствовали руку Божию на себе.
Впервые за годы советской власти
была запрещена антирелигиозная
пропаганда – государство ее
запретило во время войны, стали
открываться храмы. А потом, после
Победы, опять все сначала:
воинствующие безбожники, пятилетки
безбожия, может быть, меньше крови
православных, но больше бескровных
мучеников: работали персонально с
каждым верующим и лишали его куска
хлеба и не давали работать, если он не
поддавался обработке.
И через этот крест Россия прошла. И
завершился этот период, началом
которого был расстрел царской семьи,
построением храма-на-крови и
построением монастыря на Ганиной яме,
где были уничтожены тела царственных
мучеников.
Теперь – время примирения:
освящением храма примиряются власть
светская и церковная и как бы
принимают протянутую руку государя
императора из кошмарного 18-го года.
Дай Бог, чтобы мы успели
почувствовать в этот маленький
момент, что Христос с нами. Чтобы не
спохватились, как емаусские путники
– вот рядом был Христос, говорили с
Ним и не узнали Его, а узнали только
тогда, когда Он ушел. Не дай Бог, чтобы
еще раз Господь ушел от нас и мы
ощутили богооставленность.
Дай Бог, чтобы Господь жил в нашем
сердце, в нашем уме, чтобы душа горела.
Верующий человек призван
совершенствоваться, быть
нравственным, добрым,
сострадательным, любвеобильным,
братолюбивым – это все христианские
добродетели, которые делают жизнь
осмысленной.
Мы находимся с вами в зарождающемся
монастыре, где еще не все устроено по
церковному благолепию. Я желаю
наместнику отцу Серафиму, чтобы
хватило у него сил и дерзновения
право править слово Христовой истины.
А к вам, благочестивые паломники,
дорогие братья и сестры, я обращаюсь
со словом: любите это место,
посвященное преподобному Серафиму
Саровскому. Здесь столько святыни,
благодати, присутствия Божия, и я
думаю, что вы вместе с братией
монастыря будете совершенствоваться,
и Господь даст каждому Свою
всеоблагую помощь, Свою десницу,
чтобы вы осмысленно прожили свою
жизнь.
Желаю всем вам доброго здоровья,
обильных благословений Господних и
простого человеческого счастья.