главная

НЕДЕЛЯ О СЛЕПОРОЖДЕННОМ


Мы должны быть православными по убеждению и по жизни

С душевным трепетом и с верой во всемогущую помощь Божию я совершил сегодня вместе с вами высшее, что есть на этом свете, -Евхаристическую жертву, приобщился вместе с вами Святых Христовых Таин, и душа моя не может молчать в эту минуту. Но мне хочется поприветствовать всех вас во Христе воскресшем, чтобы Господь, Который знает помышления и намерения каждого человека, Который промышляет о каждом из нас, соделал бы так, чтобы свидетельство Воронежской земли, Воронежской епархии, Воронежской Церкви было бы видимым, гласным, заметным, и подобно великим святым, которые подвизались на этой богоспасаемой земле, воронежские верующие так же дерзновенно ходатайствовали бы за мир, за процветание, за счастье, за вечное спасение всех людей, живущих на многострадальной российской земле. Нам нужна для этого святость жизни, нам нужно для этого единство Церкви, послушание, нам нужна прежде всего борьба с грехом.

Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ, напутствуя меня на новое служение, в незнакомый мне край, просил передать его отеческую любовь, его молитвенную память о всех вас, воронежцах, о том, когда он посещал этот благословенный край с архипастырским первосвятительским визитом, и просил передать вам вместе с благословением пожелание счастья и добра и целование пасхальное: 

«Христос воскресе!»

«Воистину воскресе!»

Мы сегодня прослушали евангельское чтение о слепорожденном, о его исцелении, и это одно из основных сказаний евангельских из жизни Христа Спасителя, потому что здесь говорится не только и не столько о чуде прозрения этого слепорожденного, который подобно мученикам, пострадавшим за Христа, явил твердую веру: родители усомнились, родители испугались преследований и сказали: «Сам в совершенном возрасте, что нас спрашиваете? Спросите у него самого - как он все это получил».

Мы видим дерзновение этого человека («Я вам сколько раз говорил, как это произошло - может быть, вы хотите быть Его учениками?»). Он был изгнан из общины, из общества, потому что отказался похулить исцелившего его, а на прямой вопрос Христа: верует ли он в Сына Божия, мы видим первое открытое исповедание. После вопроса: «Кто он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Христос ему сказал: «И ты слышал Его, и ты видел Его, и Он разговаривает с тобой». Он поклонился до земли Христу и исповедовал Его как Сына Божия.

Это нечто другое, которое также в эти пасхальные дни приводилось нам в качестве примера - человек, который лежал в купели очень долгое время - тридцать восемь лет - и ждал возмущения воды, чтобы войти в воду и получить исцеление. Тот получил исцеление, но по-другому поступил: когда Христос его встретил и сказал: «Вот ты получил исцеление и не греши больше, потому что с тобой может быть что-нибудь хуже», он вместо того, чтобы внять словам Господа, - Евангелие не дает нам никаких комментариев, а просто говорит: пошел к тем, кто сказал ему, что «невозможно тебе брать сегодня постель, потому что суббота», и по еврейскому обычаю невозможно было, даже если получил здравие, встать с постели и начать нормальную жизнь - нужно было на следующий день это сделать. Но он, когда узнал, что его исцелил Христос, пришел и сказал вопрошавшим его людям: «Меня воскресил Иисус из Назарета».

Совершенно разные люди, совершенно разная степень веры, совершенно разные качества благодарения за полученные исцеления. И мы должны с вами поучиться на сегодняшнем примере за все благодарить Бога, чтобы с нами ни было - мы должны исполнять Его святую волю.

Апостольское чтение сегодня говорит: все, что случилось с апостолом Павлом и его спутником, - землетрясение, освобождение от уз, от оков, - испугало начальника тюрьмы, потому что он получил апостола Павла как государственного преступника и знал, что его за это накажут и, может быть, самого в темницу посадят или же умертвят. Он выхватил меч или кинжал и хотел покончить с собой: человек долга, человек чести - он не мог перенести такого позора.

Апостол Павел, увидев это, сказал: «Не делай этого - мы здесь, хотя свободны». И такое это произвело действие на этого человека, что он понял, что перед ним - святые люди, которые переживают за другого человека, которым другой человек небезразличен, и он поинтересовался: «Откуда у вас эта сила воли? Откуда у вас такое мужество? Откуда у вас такая любовь, которая простирается, возможно, даже до смерти?», потому что он не знал, что было определено сделать с апостолом Павлом. Ведь каждый, в нашем греховном представлении, нормальный человек бежит, он не задумывается над тем, что кого-то подставит и кому-то будет плохо. И в благодарность этот человек, начальник тюрьмы, омыл язвы на ногах апостола Павла, уверовал сразу во Христа и крестился, потому что что-то невероятное было перед ним, и это его потрясло.

Эти примеры можно приложить и к нашей с вами жизни. Мы живем в очень интересное, в очень ответственное время, и нельзя быть теплохладным, нельзя все отдавать на откуп времени - что все уладится и все сделается, - мы должны активно прежде всего созидать свою духовную жизнь. Если мы обеспечим мир в сердце, покой в душе, сделаем так, чтобы грех бежал от нас, а Дух Святой жил в нашем сердце, тогда мы получим возможность не только быть счастливыми людьми, исполненными благодати Святого Духа, но увидим, что этот мир и покой делают не только нашу жизнь счастливой, но и семью нашу питают этим миром Христовым, и общество тоже станет счастливым и процветающим, потому что все у нас есть, все в избытке, ничего нам не страшно, но нет порядка в сердце, нет порядка в голове, потому что от сердца исходит все - и злое, и доброе. Дай Бог, чтобы доброе исходило. И никто нам не может помочь в этой ситуации - только мы сами. Мы имеем такое сокровище, как Православие, нашу духовность православную, нашу культуру православную, на которых все основано. Вся наша государственная жизнь и семьдесят лет атеистического террора и бесчинства сатанинского не уничтожили эти основы христианской государственности. Они были заложены и исполнялись, и сейчас мы с удивлением видим, что, если отбросить преследование Церкви, массовое уничтожение людей в эти первые годы советской власти, - советская власть во многих случаях была более нравственна, чем сейчас. Это люди, которые все расхищают, растаскивают. Уже стоит вопрос о том, сохраним ли мы государственность, сохраним ли мы мощную Россию - такую же свободную, такую же процветающую и богатую. И везде нас стараются искусить, каждому бросить какой-то кусок - кто опытный предприниматель, того искушают богатством, но чаще всего человек искушается бедностью, безысходностью, которая отравляет всю его жизнь.

Сколько сегодня по телевидению различных шоу, шуток, богатых приемов. Страна смеется, а народ страдает. Это - страшное явление, и народ становится жертвой и начинает или спиваться, или его поражает новая зараза - наркотики, развращение нравов, особенно молодежи.

И вот здесь - наша беда и наша вина, православных людей, потому что мы не имеем такого дерзновения, как апостол Павел, как это слепорожденный, - своей жизнью свидетельствовать Христа, чтобы каждый, кто с нами встретился не просто на улице, а по ситуации жизненной, увидел бы, что мы как-то по-иному, с любовью выходим из этой ситуации, чтобы другой человек тоже заинтересовался и пришел к этой сокровищнице - Православию, к Богу, сделал бы Евангелие основой своей жизни. И тогда не страшны нам никакие сектанты, которые имеют только одну цель - еще и по религиозному признаку разделить Россию, чтобы она не была монолитной и единой. Православие всегда сплачивало народ. И если мы возьмем пример первого святителя Воронежской земли - епископа Митрофана, который пришел на эти земли и встретился буквально с теми же проблемами, которые сейчас существуют в нашем обществе, только в его время самолеты не летали и машин не было. Во всем остальном - человек остался тем же. И святитель Митрофан все сделал для того, чтобы воцерковить народ. Но мы знаем, что и во времена святителя Тихона здесь еще корни язычества были - и все это было поле для возделывания душ человеческих. И сейчас очень много жатвы, но каждый из нас - не только священник, но каждый православный христианин должен бы делать это. Должен трудиться над тем, чтобы мы с вами были святым обществом, святыми людьми.

Мне хотелось бы, чтобы мы с вами поняли эту простую, элементарную истину нашей православной сокровищницы - без этого невозможно никуда идти, без этого теряется смысл любой подвиг, если он не основан на вере, на Евангелии. Без этого мы с вами не пойдем дальше.

Мы должны быть православными не по званию, не по традиции, а по убеждению и по жизни. И дай Бог, чтобы этот дом молитвы и те православные храмы, которые во множестве построил и открыл Владыка Мефодий, дай Бог, чтобы они были полны. Чтобы они не вмещали всех желающих помолиться и освятиться, чтобы были нравственной поддержкой Церкви Христовой.

Дай Бог, чтобы вы все были миссионерами - по жизни своей, по образу и поведению. И дай нам Бог, чтобы мы все вместе делали это святое дело.

Я прошу ваших святых молитв, прошу вашего благословения, вашего снисхождения. Я пришел к вам с миром, с любовью и надеюсь, что мы будем одно целое. Я надеюсь, что Господь благословит нашу паству воронежскую, чтобы, имея таких заступников, ходатаев, молитвенников, особенно новомучеников, которые во множестве здесь пострадали, - мы бы с вами вели народ Воронежской епархии к свету и истине. И я хотел бы, чтоб у вас остались на память маленькие иконочки, которые я привез с собой, и кто желает - пожалуйста, подходите, я каждого благословлю. Храни вас всех Господь.
 

1 июня 2003 года Покровский кафедральный собор, г.Воронеж