главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 2007-2008 ГОД

 



Царство Твое, Христе Боже, царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде, воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие: свет от света, Отчее сияние, всю тварь просветил еси, всякое дыхание хвалит Тя. Образ славы Отчия, сый и прежде сый, и воссиявый от Девы, Боже, помилуй нас.
Стихира на «Господи, воззвах», глас 2.

 

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы,
всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

«Приветствую вас с настоящим, нам Богом дарованным, всерадостнейшим праздником пришествия в мир Христа Господа Спасителя нашего, сим пришествием Своим обогатившего нас такими сокровищами, которых мир не может дать». Эти слова святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского – свидетельство того, что «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8) и что праздник Рождества Христова во все века дарует нам опыт подлинного богообщения.

В эти дни по примеру святых Ангелов Церковь Христова многократно и многообразно воспевает: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!». Рождественская благая весть, ее красота и тайна неисчерпаемы. Всем верующим во Христа и даже тем, кто забыл Его или еще не познал спасительную христианскую веру, праздник Рождества Христова несет любовь друг ко другу и благодатный мир. Тот мир, который, по слову замечательного русского иерарха митрополита Владимира (Тихоницкого), «приобретается в Церкви Божией и пребывает в сердцах истинно верующих людей, живущих в Боге и со Христом пребывающих, которые и живут со Христом и со Христом умирают. Для таковых не страшны никакие беды и напасти, раздоры и междоусобия, ибо их никто и ничто не может лишить этого мира благодатного, отлучить от общения со Христом…».

Вновь прославляем мы в наших сердцах и храмах пришедшего в мир Спасителя. «Возрадуемся, возлюбленные, Спаситель наш ныне рождается! – восклицает святитель Лев Великий. – Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь, которая, уничтожив страх перед смертью, дарует нам радость обладания обещанной вечностью. Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех… Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение. Пусть воодушевляется язычник, ибо призывается к жизни» (Слово на Рождество Христово).

Евангельская весть, о том что «родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11), невзирая на ход веков, сохраняет неизменной свою новизну. Это весть веры, призывающая нас к жизни во Христе, да «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1-2) потому что, по слову Божественного Спасителя, «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Это весть надежды, ибо тот человек «блажен… у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145, 5), потому что через Рождество Христово, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5, 1). Это весть любви, ибо «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить… от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39).

Мы призваны быть свидетелями Христовыми перед миром. В наши дни человек сугубо нуждается в свете учения Христова, ибо лишь только этот свет может вывести его из бездны лжи, злобы и страдания. Сегодня люди изнывают от внутренней борьбы между плотию и духом, в стремлениях своих ощущая раздвоение, падают, не имея опоры. Для человека третьего тысячелетия, который готовится завоевать вселенную; исследует, не останавливаясь ни перед чем, тайны природы; плавает в виртуальном океане Интернета и благодаря самым современным технологиям сделал из Земли – большого общего дома – маленькую глобальную деревню, самодостаточного творца собственной судьбы как никогда необходим Тот, Кто «днесь видим есть плотию естеством невидимый, человека ради» ибо «на земли мир дарова бо пришествие Твое» (Стихира на литии, глас 1).

В Рождестве Христовом мы обрели сокровище, равного которому нет в истории мира. Сегодня, когда мы со всех сторон слышим увещевания о преходящих ценностях гуманистических и материальных, общечеловеческих и национальных, научных и культурных, только христианство обладает наивысшей ценностью и дает человеку смысл жизни, вводя его в Вечность.

Бог хочет видеть в каждом человеке Свой сияющий образ. Христианин призван к тому, чтобы привести себя и других к жизни и славе во Христе, так же как реставратор призван восстановить и вернуть к славе поврежденную икону или фреску.

Для того и приходит Сын Божий, чтобы укрепить нас. И как говорит святитель русского зарубежья архиепископ Иоанн (Максимович): «Не напрасно родился Он в Вифлееме, что означает «дом хлеба». Питает Он нас Небесной пищей, Своей плотью. «Господь всех и Зиждитель Бог, яко Младенец плотию, в яслех убогих поклоняем бывает, ядите, вопия, Тело Мое и верою утвердитеся». К нам обращены эти слова Божественного Младенца. Услышим зов Его! Последуем за волхвами, поспешим с пастырями! Ныне той пещерой Вифлеемской являются наши храмы. Не призрачно, а действительно почивает в них Рождаемый ныне Своей Пречистой плотью. Поклонимся Ему, принесем в дар наши помыслы и желания; исповедаем грехи наши и вкусим Его Пречистых Плоти и Крови».

Мы таинственно встречаем Христа в молитве и в Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых, чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной энергией. Мы встречаем Христа в нашей повседневной жизни, когда человек вдруг раскрывается для нас как образ Божий, или когда среди повседневной суеты вдруг слышим Его призывный голос, или когда видим Его явное вмешательство в историю человечества. Поэтому святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение «вторым творением», когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, «вторым общением» между человеком и Богом: «Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется... Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого». Величайшее чудо Боговоплощения – в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу.

Дорогие братья и сестры! В эти Рождественские дни мы вспоминаем прошедший год, который для нашей епархии ознаменовался радостными торжествами в честь 175-летия прославления в лике святых нашего великого святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, и молимся, чтобы его предстательством Господь даровал нам благословение и на предстоящий год – год осмысления 325-летнего исторического опыта нашей епархии.

Молитвенно желаю, чтобы до каждого человека дошла Рождественская весть радости и надежды. Предадим же каждый себя святой воле Божией, доверимся Его милосердию, будем спокойны, не тревожась о том, что ожидает нас в новом году. Позаботимся лишь о том, чтобы новый год был началом нашего духовного и нравственного обновления, началом новой жизни во Христе Иисусе, Господе нашем. Принесем в благодарность Господу Спасителю нашему то, что всего приятнее и угоднее Господу – твердую, чистую веру, пламенную молитву, дела любви и милосердия.

 

+ Сергий, 
Митрополит Воронежский и Борисоглебский
 

Рождество Христово, 2007/2008 год, Воронеж