1020-летие крещения Руси наглядно подтвердило единство
православных церквей, их готовность вместе решать самые
острые и болезненные проблемы. О значении этого события для
России, о драматических моментах торжеств по случаю
празднования юбилейной даты рассказывает в интервью
нашему корреспонденту митрополит Воронежский и
Борисоглебский Сергий.
- Владыка,
тема нашей беседы - празднование 1020-летия крещения Руси.
Как бы вы оценили значение этого события для последующей
истории русского и шире славянского мира? Сегодня ведь
нередко можно слышать мнения, что Православие чуть ли не
тормозит развитие нашей страны?
- Непонимание роли Православия в истории России -это не
только результат богоборческой политики, которая была в XX
веке, это следы и той работы, которая ведется некоторыми
средствами массовой информации. Молодых людей превращают в
биологические существа, без памяти о прошлом, без любви к
Родине. Однако при этом замалчиваются факты положительных
сторон развития исторической Руси, которые сами по себе
несут воспитательный потенциал. Я не против того, чтобы
мы были гражданами мира, общались с другими. Но нужно в
этот мир входить со своим, а не заемным лицом. И это должно
побуждать нас к знанию своей истории. Мы должны быть
наследниками всего того культурного богатства, которое мы
накопили за 1020 лет. Мы должны дышать этим, должны жить
этим. Потому что крещение Руси принесло человеку свободу,
чувство самосознания, чувство самодостаточности. Это дало
возможность тогдашней Руси стать занять ведущее положение
среди современных ему государств. Это дало возможность
развить письменность, литературу, медицину, науку. Поэтому
нельзя забывать эту дату. Она объединяющая для всех славян.
Как бы нас ни разделяли границы, корни у нас одни и мы
понимаем друг друга с полуслова. У меня корни все русские,
но я никогда не считал украинцев и белорусов другими
народами.
Православие дало платформу для образования Великой России.
Оно стало главным государствообразующим фактором. При этом
мы никого насильно не крестили, не навязывали свою веру
огнем и мечом, как это было в Латинской Америке, в Африке.
Православные миссионеры создавали для целых народов
письменность, несли свет Христианства с любовью, уживались
с людьми иной веры. И мне лично обидно, что этот опыт
Православия в сегодняшнем тревожном мире не востребован.
- Средства массовой информации много писали о торжествах
по случаю круглой даты в истории Православия. Что, на ваш
взгляд, осталось незамеченным? Какие у вас личные
впечатления от праздника?
- Я мог бы сравнить московские торжества и киевские. О
московских мало говорят.
-Там не было скандала?
- Да. Скандала не было. Было подчеркнуто единство. Оказано
внимание на высшем уровне. Церкви передали святыни из
Кремля, которые были в музейном плену. Была встреча с
иерархами и премьер-министра, и президента. Никого никто не
дискриминировал. В Киеве все было задумано по-другому. Была
попытка превратить праздник в политическую отправную точку,
чтобы развести два братских народа. Мне всегда очень больно
как священнослужителю, когда политики начинают в своих
интересах использовать в открытую Церковь. Объединение
раскольников, которое было задумано в Киеве при помощи
Вселенского Патриарха, не имеет никакой церковной основы.
Никто не против, чтобы возвратить в лоно Церкви тех
раскольников, которые есть на Украине. Но это были
сепаратные переговоры Патриарха Варфоломея и его команды ‑
с одной стороны. И с другой - команды президента Ющенко,
лжепатриарха Филарета и митрополита Ме-фодия, который
возглавляет автокефальную украинскую церковь. С ними велись
переговоры. Предлагалась не автокефалия, а автономия под
омофором Вселенского Патриарха. Автономия в усеченном виде.
Московский Патриархат предоставил Украине права широкой
автономии. Она подразумевает только поминовение на службе
имени Патриарха Алексия. И больше ничего.
- Что помешало этому сговору?
- Беда Варфоломея в том, что он чувствует себя как римский
папа. Он пытается руководить всей православной церковной
политикой. Конечно, он ссылается на каноны тысячелетней
давности. Но тогда Византия была центром мира. Это давало
им право вмешиваться в дела других церквей, исправлять их
ошибки. Но сейчас, когда в Турции осталось меньше двух
тысяч православных греков, которые составляют собственно
весь Константинопольский Патриархат? Говорить о каких-то
амбициях просто смешно. Константинополь, ведя переговоры,
не удосужился поставить в известность другие восточные
церкви. И это была его ошибка. С подачи Константинополя по
дипломатической линии из Украины пошли приглашения на
торжества. Но никто на них не откликнулся. Все знают, что
это каноническая территория Московского Патриархата и
только Патриарх Алексий и митрополит Владимир могут
приглашать на свою территорию того или иного предстоятеля
церкви. Патриарх Варфоломей, очевидно, надеялся, что когда
приедут все главы православных церквей, он соберет
совещание, и главы церквей дадут права автономии Украине
под Константинопольским Патриархатом. Куцой автономии, на
которую согласился Ющенко в пику Москве. На самом деле,
конечно, он хочет политического развода с Россией. А
Украина - страна верующая, и Ющенко понимает, что нельзя
это сделать без церковного благословения. Кстати, Патриарха
Варфоломея встречали на Украине как главу государства. И он
потом объяснялся с турецким правительством, потому что по
законодательству, являясь гражданином Турции, Патриарх
Варфоломей имеет статус государственного служащего.
- Получается, что сговор предотвратил как раз Патриарх
Алексий?
- Получается, что да. Мы, конечно, не сидели сложа руки.
Писали о планах, которые были нам известны, патриархам,
которые вняли голосу Москвы, и ни один из них не приехал. Не
потому, что не уважают Украину. Просто они не хотели
очередного раскола. И вся эта затея потерпела фиаско. Но
ненависть у администрации украинского президента к России
была очевидной. Все видели, как Ющенко приветствовал
Патриарха Варфоломея и Патриарха Алексия. Он должен был
переломить неприязнь как принимающая сторона. Ведь он
дипломат номер один в своей стране.
Я уверен, что это не украинская позиция. Это позиция тех
людей, которые стоят у власти. Но они отыграют и уйдут.
Сколько таких политиков ушло в небытие, и никто их не
помнит. Ющенко не думает о своем народе, о том, в какую
бездну он его ввергает. Что он может создать такую
ситуацию, что на поле боя встретятся братья. Это страшные
вещи, которые вырисовываются из этого события. И это надо
понимать. Так как эти события не сугубо церковные, и не
нужно быть политиком, чтобы увидеть далеко идущие за ними
последствия.
- Реакция простых украинцев была совсем другой?
- Абсолютно другой. По сценарию, разработанному Ющенко и
Патриархом Варфоломеем, вершиной визита должно было стать
богослужение с раскольниками в Златоверхом Михайловском
монастыре. В знак их примирения и покаяния. Ожидалось, что
Патриарх Алексий не согласится с этим. И ему определялось
место на Владимирской горке, которое вмещает очень мало
людей. К нам применили драконовские меры безопасности.
Пришли десятки тысяч верующих, они стояли на спуске и на
Крещатике. Не было ни трансляции, ни экранов. То, что
происходило у Владимирской горки, людям не было слышно. И
батюшки просто пошли к народу, служили молебны. И толпы
людей свидетельствовали свою приверженность Московскому
Патриарху. Для Патриарха Варфоломея эти вещи не были
понятны. Пока он участвовал в государственной программе,
ему все нравилось. А тут из толпы послышались крики: «Нам не
нужно турецкого попа!» И весь путь, пока они спускались к
месту служения Литургии, толпа скандировала «Наш Патриарх -
Алексий!»
Позже я увидел Патриарха Варфоломея очень подавленным. Он
стоял поникшим, подавленным тем театральным действием, в
которое он невольно попал. Господь дал ему почувствовать,
что он избрал не ту миссию.
- А какие решения нужны для создания автокефалии?
- Каждая Церковь имеет право поставить вопрос о даровании
автокефалии какой-то своей части, которая готова для
самостоятельного бытия. Потом она ставит в известность об
этом другие Церкви. Это процесс ступенчатый.
Административным путем эти вопросы не решаются.
Искусственного разделения не воспримет верующий народ. В
отношении Украины пусть мы и в разных государствах, но люди
через Церковь чувствуют единство. С этим нельзя не считаться
и предавать людей мы не имеем права. Автокефалии
Украинской Православной церкви, если она будет подготовлена
сознанием народа, никто не будет препятствовать. От
желания Москвы здесь ничего не зависит. Просто церковь надо
оставить в покое. Она сама решит свои проблемы.
Беседовал Святослав ИВАНОВ.
|