главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

«Дышать и жить православием»


1020-летие крещения Руси наглядно подтвердило един­ство православных церквей, их готовность вместе ре­шать самые острые и болез­ненные проблемы. О значении этого события для России, о драматических моментах торжеств по случаю празд­нования юбилейной даты рас­сказывает в интервью наше­му корреспонденту митропо­лит Воронежский и Борисог­лебский Сергий.

- Владыка, тема нашей бе­седы - празднование 1020-ле­тия крещения Руси. Как бы вы оценили значение этого события для последующей ис­тории русского и шире сла­вянского мира? Сегодня ведь нередко можно слышать мне­ния, что Православие чуть ли не тормозит развитие нашей страны?

- Непонимание роли Пра­вославия в истории России -это не только результат бого­борческой политики, кото­рая была в XX веке, это сле­ды и той работы, которая ве­дется некоторыми средства­ми массовой информации. Молодых людей превраща­ют в биологические сущест­ва, без памяти о прошлом, без любви к Родине. Однако при этом замалчиваются фа­кты положительных сторон развития исторической Ру­си, которые сами по себе не­сут воспитательный потен­циал. Я не против того, что­бы мы были гражданами ми­ра, общались с другими. Но нужно в этот мир входить со своим, а не заемным лицом. И это должно побуждать нас к знанию своей истории. Мы должны быть наследни­ками всего того культурного богатства, которое мы нако­пили за 1020 лет. Мы долж­ны дышать этим, должны жить этим. Потому что кре­щение Руси принесло чело­веку свободу, чувство само­сознания, чувство самодос­таточности. Это дало воз­можность тогдашней Руси стать занять ведущее поло­жение среди современных ему государств. Это дало возможность развить пись­менность, литературу, меди­цину, науку. Поэтому нельзя забывать эту дату. Она объе­диняющая для всех славян. Как бы нас ни разделяли границы, корни у нас одни и мы понимаем друг друга с полуслова. У меня корни все русские, но я никогда не считал украинцев и белору­сов другими народами.

Православие дало плат­форму для образования Ве­ликой России. Оно стало главным государствообразующим фактором. При этом мы никого насильно не крестили, не навязывали свою веру огнем и мечом, как это было в Латинской Амери­ке, в Африке. Право­славные миссионеры создавали для целых народов письменность, не­сли свет Христианства с лю­бовью, уживались с людьми иной веры. И мне лично обидно, что этот опыт Пра­вославия в сегодняшнем тревожном мире не востре­бован.

- Средства массовой ин­формации много писали о торжествах по случаю круг­лой даты в истории Право­славия. Что, на ваш взгляд, осталось незамеченным? Ка­кие у вас личные впечатления от праздника?

- Я мог бы сравнить мос­ковские торжества и киев­ские. О московских мало го­ворят.

-Там не было скандала?

- Да. Скандала не было. Было подчеркнуто единство. Оказано внимание на выс­шем уровне. Церкви переда­ли святыни из Кремля, кото­рые были в музейном плену. Была встреча с иерархами и премьер-министра, и прези­дента. Никого никто не дис­криминировал. В Киеве все было задумано по-другому. Была попытка превратить праздник в политическую отправную точку, чтобы раз­вести два братских народа. Мне всегда очень больно как священнослужителю, когда политики начинают в своих интересах использовать в от­крытую Церковь. Объедине­ние раскольников, которое было задумано в Киеве при помощи Вселенского Пат­риарха, не имеет никакой церковной основы. Никто не против, чтобы возвратить в лоно Церкви тех расколь­ников, которые есть на Ук­раине. Но это были сепарат­ные переговоры Патриарха Варфоломея и его команды ‑ с одной стороны. И с дру­гой - команды президента Ющенко, лжепатриарха Фи­ларета и митрополита Ме-фодия, который возглавляет автокефальную украинскую церковь. С ними велись пе­реговоры. Предлагалась не автокефалия, а автономия под омофором Вселенского Патриарха. Автономия в усеченном виде. Москов­ский Патриархат предоста­вил Украине права широкой автономии. Она подразуме­вает только поминовение на службе имени Патриарха Алексия. И больше ничего.

- Что помешало этому сго­вору?

- Беда Варфоломея в том, что он чувствует себя как римский папа. Он пытается руководить всей православ­ной церковной политикой. Конечно, он ссылается на каноны тысячелетней дав­ности. Но тогда Византия была центром мира. Это да­вало им право вмешиваться в дела других церквей, ис­правлять их ошибки. Но сейчас, когда в Турции оста­лось меньше двух тысяч православных греков, которые составляют собственно весь Константинопольский Пат­риархат? Говорить о каких-то амбициях просто смешно. Константинополь, ведя пе­реговоры, не удосужился по­ставить в известность другие восточные церкви. И это бы­ла его ошибка. С подачи Константинополя по дипло­матической линии из Украи­ны пошли приглашения на торжества. Но никто на них не откликнулся. Все знают, что это каноническая терри­тория Московского Патри­архата и только Патриарх Алексий и митрополит Вла­димир могут приглашать на свою территорию того или иного предстоятеля церкви. Патриарх Варфоломей, оче­видно, надеялся, что когда приедут все главы право­славных церквей, он соберет совещание, и главы церквей дадут права автономии Ук­раине под Константино­польским Патриархатом. Куцой автономии, на кото­рую согласился Ющенко в пику Москве. На самом де­ле, конечно, он хочет поли­тического развода с Россией. А Украина - страна верую­щая, и Ющенко понимает, что нельзя это сделать без церковного благословения. Кстати, Патриарха Варфо­ломея встречали на Украине как главу государства. И он потом объяснялся с турец­ким правительством, потому что по законодательству, яв­ляясь гражданином Турции, Патриарх Варфоломей име­ет статус государственного служащего.

- Получается, что сговор предотвратил как раз Патри­арх Алексий?

- Получается, что да. Мы, конечно, не сидели сложа руки. Писали о планах, ко­торые были нам известны, патриархам, которые вняли голосу Москвы, и ни один из них не приехал. Не потому, что не уважают Украину. Просто они не хотели оче­редного раскола. И вся эта затея потерпела фиаско. Но ненависть у администрации украинского президента к России была очевидной. Все видели, как Ющенко при­ветствовал Патриарха Вар­фоломея и Патриарха Алек­сия. Он должен был перело­мить неприязнь как прини­мающая сторона. Ведь он дипломат номер один в сво­ей стране.
Я уверен, что это не укра­инская позиция. Это пози­ция тех людей, которые сто­ят у власти. Но они отыгра­ют и уйдут. Сколько таких политиков ушло в небытие, и никто их не помнит. Ющенко не думает о своем народе, о том, в какую безд­ну он его ввергает. Что он может создать такую ситуа­цию, что на поле боя встре­тятся братья. Это страшные вещи, которые вырисовываются из этого события. И это надо понимать. Так как эти события не сугубо церков­ные, и не нужно быть поли­тиком, чтобы увидеть далеко идущие за ними последст­вия.

- Реакция простых украин­цев была совсем другой?

- Абсолютно другой. По сценарию, разработанному Ющенко и Патриархом Вар­фоломеем, вершиной визита должно было стать богослу­жение с раскольниками в Златоверхом Михайловском монастыре. В знак их при­мирения и покаяния. Ожи­далось, что Патриарх Алек­сий не согласится с этим. И ему определялось место на Владимирской горке, кото­рое вмещает очень мало лю­дей. К нам применили дра­коновские меры безопасно­сти. Пришли десятки тысяч верующих, они стояли на спуске и на Крещатике. Не было ни трансляции, ни эк­ранов. То, что происходило у Владимирской горки, людям не было слышно. И батюш­ки просто пошли к народу, служили молебны. И толпы людей свидетельствовали свою приверженность Мос­ковскому Патриарху. Для Патриарха Варфоломея эти вещи не были понятны. По­ка он участвовал в государ­ственной программе, ему все нравилось. А тут из толпы послышались крики: «Нам не нужно турецкого попа!» И весь путь, пока они спуска­лись к месту служения Ли­тургии, толпа скандировала «Наш Патриарх - Алексий!»
Позже я увидел Патриарха Варфоломея очень подав­ленным. Он стоял поник­шим, подавленным тем теат­ральным действием, в кото­рое он невольно попал. Гос­подь дал ему почувствовать, что он избрал не ту миссию.

- А какие решения нужны для создания автокефалии?

- Каждая Церковь имеет право поставить вопрос о да­ровании автокефалии какой-то своей части, которая гото­ва для самостоятельного бы­тия. Потом она ставит в из­вестность об этом другие Церкви. Это процесс ступен­чатый. Административным путем эти вопросы не реша­ются. Искусственного разде­ления не воспримет верую­щий народ. В отношении Украины пусть мы и в раз­ных государствах, но люди через Церковь чувствуют единство. С этим нельзя не считаться и предавать людей мы не имеем пра­ва. Автокефалии Укра­инской Православной церкви, если она будет подготовлена созна­нием народа, никто не будет препятство­вать. От желания Москвы здесь ниче­го не зависит. Просто церковь надо оставить в покое. Она са­ма решит свои проблемы.

Беседовал Святослав ИВАНОВ.
 

21.08.2008 Воронеж, "Комсомольская правда"