Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий:
"Задача православия - возрождение духовности"
интервью Правящего Архиерея корреспонденту ТАСС Юрию Хоц
Задача, которая стоит перед православием -
возрождение духовности, причем, духовности и в своей
среде, среди священников, подчеркнул митрополит Воронежский
и Борисоглебский Сергий
ВОПРОС: Владыка, чем для Вас были четверть века
архиерейского служения?
ОТВЕТ: Для меня, как епископа русской православной церкви,
который осуществлял свое служение еще в годы советской
власти, прошедшие 25 лет стали годами, в которых я
утвердился в том, что истина вечна и единственно верна. И не
зависит ни от каких-либо колебаний - ни политических, ни
экономических. И самое большое счастье - быть востребованным
при любом строе, любой действительности, представлять из
себя человека, который необходим обществом.
Я вырос в верующей семье простых рабочих людей в небольшом
городке в 15 км от Загорской лавры под Москвой. Мечта быть
священником была с детства. И уже к 6 классу средней школы
сформировалось твердое желание стать священнослужителем,
хотя это были непростые годы хрущевских гонений. И сразу
после окончания школы поступил в семинарию.
ВОПРОС: Владыка, Вы в достаточно молодом возрасте стали
представлять РПЦ на Западе, в Швейцарии. Чем эти годы
запомнились Вам?
ОТВЕТ: Сложность была в том, что когда в то время человек из
Советского Союза приезжал на Запад, вне зависимости от того,
был он верующим или нет, к нему проявлялось недоверие.
Недоверие со стороны принимающей стороны, а также коллег,
которые работали в этой стране во Всемирном Совете Церквей -
организации, куда входит более 300 Церквей мира. Поэтому
необходимо было время, чтобы завоевать доверие всех этих
людей, убедить их в том, что я намерен представлять интересы
церкви, а не государства. Главное было в том, чтобы никогда
не юлить, не уходить от ответов на острые вопросы, а честно
говорить о том, что думаешь.
ВОПРОС:В то время Вам приходилось несколько раз встречаться
с Папой Иоанном Павлом II . Какое мнение у Вас сложилось о
нем?
ОТВЕТ: Папа - человек довольно сложный, он консервативен,
этот консерватизм проявляется даже в его одежде. Вместе с
тем, у него четкий немецкий ум, и его консерватизм, думаю,
должен получать новое мышление. Естественно, он подчеркивает
значимость святых для Рима позиций, которые, с нашей точки
зрения, может быть, не являются таковыми. Но он очень
интересен для сотрудничества. Разговаривать с этим думающим
человеком приятно, он склонен к тому, чтобы давать
переоценку своим убеждениям.
ВОПРОС: Как вы оцениваете процесс объединения РПЦ с
православной зарубежной церковью?
ОТВЕТ: Безусловно, как положительный шаг. Прежде всего, как
человек церкви, поскольку это большое событие, когда
разделенный по политическим соображениям единый народ
объединяется на основе веры. С другой стороны - это
общегосударственное дело, поскольку такой шаг означает
примирение с теми силами, которые остались после гражданской
войны за пределами страны. Это - общенациональное
примирение, которые укрепило позиции не только и не столько
нашей церкви, сколько позиции нашего государства.
ВОПРОС: Владыка, на табличке, обозначающей улицу, на которой
находится здание епархии, два названия - улица Введения и
улица Освобождения труда. Вы являетесь сторонником того,
чтобы возвращать прежние наименования улиц, городов?
ОТВЕТ: Я - сторонник исторической правды. И если она требует
такого шага - то, безусловно, да. В Москве один из отделов
Патриархии очень долго не мог изменить название улицы -
Малой коммунистической. Там было много переулков с подобным
названием, даже Коммунистический тупик! Я не против
коммунистов, но не согласен с тем, что придается некое
сакраментальное значение, связанное с нашей историей.
Конечно, также больно было менять старое название, также
больно и возвращать его. Но в Воронеже очень многие улицы
имели двойное название, и это прижилось в народе. Сложнее с
главной улицей города Большой дворянской, которая теперь
носит название проспекта Революции. Ведь этого сословия уже
нет, а революция в стране была. Другое дело - заслуживает ли
она того, чтобы в ее честь была названа улица?
ВОПРОС: Как Вы считаете, в каком состоянии сейчас находится
православие в центральной России, в частности в Воронежской
области, карта которой даже своими очертаниями похожа на
сердце?
ОТВЕТ: Во-первых, мы ничего искусственно не открываем и не
насаждаем. Люди сами начинают стучаться во все двери и
просят дать им священника. Внимательно изучается серьезность
общины в таком намерении. Помнится, открыли мы храм в одном
селе, а люди в него практически не ходят. Приезжаю туда,
спрашиваю, почему так? А они и говорят, «мы люди верующие,
дело священника - молиться, а наше - заниматься своими
делами».
Тем не менее, в области каждый год открываются десятки новых
храмов, мы даже сталкиваемся с нехваткой священников. Мы
привлекаем их и из других епархий.
Что касается средств на возрождение храмов - то в последнее
время есть масса примеров того, как состоятельные люди
передают для этого значительные суммы. Причем, такая помощь
часто носит адресный характер - в городской суете они
вспоминают о разрушенном храме на своей малой родине, в
своем селе и просят принять свою помощь в их восстановлении.
ВОПРОС: Инициатива православной церкви ввести в школах
изучение основ религии встретила неоднозначное понимание в
обществе. Как вы относитесь к этой проблеме?
ОТВЕТ: В этом деле не должно быть никакого насилия. Приведу
пример. В одной из сельских школ области начали
факультативно изучать основы православной культуры. Среди
детей был мальчик, родители которого - мусульмане. Он
сторонился занятий, не принимал участие в играх, которые
проводили педагоги. Но когда учителя поговорили с ним и
сказали, что он может не ходить на сами уроки, а принимать
участие только в играх, малыш с радостью согласился, ожил. К
счастью, родители тоже не были против. Мы всегда
подчеркиваем: если есть человек иных убеждений, религиозных
или атеистических, родители детей должны это сказать.
Хотя моя точка зрения - более широкая. Мы живем в России, и
нам необходимо знать основы своей культуры. Если
православный человек живет в Татарстане - ему нужно изучать
не только православие, но и основы ислама. Иначе он не будет
знать культуру тех людей, с которыми живет бок о бок. Это
касается и других основных религий. Кроме пользы человеку
такой подход ничего не принесет.
ВОПРОС: Люди плохо представляют, как проводят свое свободное
время служители церкви. У Вас есть увлечения?
ОТВЕТ: Не складывается у меня свободное время. Очень много
дел. Когда после выездов на праздничные дни в приходы
возвращаюсь в епархию, из канцелярии приносят кипы бумаг,
которые необходимо не только подписать, но и внимательно
изучить. Поскольку за каждой бумагой стоит человек, кого-то
нужно вызывать, с кем-то встречаться. Беда еще в том, что
все хотят говорить с правящим архиереем, а не с помощниками.
Много времени занимает семинария, за последнее время в
области сделано немало для восстановления нашей духовной
школы. Кстати, по качеству преподавания, и по внутренней
наполненности жизни она, на мой взгляд, представляет собой
одну из лучших школ в Русской православной церкви.
ВОПРОС: Владыка, вы долгое время проработали в Москве, были,
по сути, вторым человек в Патриархии. Не скучаете по
столице?
ОТВЕТ: Первые полгода после назначения в Воронеж мне
приходилось оставаться Управляющим делами Московской
Патриархии, совмещать два важных дела. Но потом подал
прошение и окончательно перебрался сюда. Здесь уникальные
люди, и я не чувствую, что здесь периферия. А эмоциональный
и интеллектуальный накал жизни не ниже, а может и
превосходит столичный, ведь Москва - это больше «тусовка».
Поэтому избавился от ностальгии по Москве и прилепился всем
сердцем к Воронежу.
|