главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

"Я все сильнее чувствую себя воронежцем!"


10 января 2008 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ответил на вопросы журналистов "Комсомольский правды".

Video 769Kb, 2:29min

Video 302Kb, 00:57min

Video 550Kb, 01:46min

В этом году исполняется 25 лет Вашей епископской хиротонии и 5 лет управления Воронежской епархией, что значат для Вас эти даты ?

Можно ли грехи рассказывать не священнику, а просто перед иконой, учитывая, что Бог и так все знает ?

Как правильно
подготовиться к венчанию ?

 

В конце января исполняется 25 лет архиерейского служения митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и пять лет со дня его назначения на Воронежскую кафедру. В преддверии юбилейных дат в нашей редакции состоялась «Прямая линия» с митрополитом Сергием. Ровно час он беседовал с читателями «Комсомолки». Вопросы были самыми разными: от политических и духовных проблем России до глубоко личных тем, которые интересуют каждого человека.

О таинствах венчания и покаяния

- Здравствуйте, Владыка! Меня зовут Елена. Подскажите, как правильно готовиться к таинству венчания?

- Супружество - ответственный шаг и в духовном, и в житейском плане. Перед венчанием нужно исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн, получить от священника наставление на будущую супружескую жизнь и лишь после этого приступать к таинству венчания. Если будущая супруга имеет духовного наставника, то ей необходимо за две-три недели до венчания познакомить с ним своего избранника, чтобы духовник побеседовал с ним, выяснил уровень его духовного развития и дал будущим супругам рекомендации относительно их семейной жизни. Ведь духовный отец отвечает за своих чад, а помощь опытного священника молодым супругам будет очень полезной.

- Добрый день! Меня зовут Ирина. Владыка, скажите, пожалуйста, обязательно ли во время исповеди рассказывать о своих грехах священнику или достаточно просто прийти в храм и помолиться об их отпущении перед иконами? Спасибо.

- Ирина, исповедь - это таинство покаяния, и право совершать его имеет священнослужитель. Поэтому вам нужно обязательно каяться перед священником. Никогда не стесняйтесь каяться в своих грехах. Не думайте, что только вы погрязли во грехе, это ложный стыд. Человек есть человек. Не важно, что ты упадешь, важно найти в себе силы встать, а для этого нужно найти в себе силы раскаяться перед Богом.

- Здравствуйте, Владыка! Вас беспокоит Наталья. Скажите, считается ли допустимым брак между мусульманкой и православным христианином?

- Такой брак не нарушим и не разрушим. У апостола Павла говорится, что муж неверующий спасается женой верующей, а жена неверующая спасается мужем верующим. Конечно, венчать их невозможно потому, что они разной религиозной культуры. Имам также не сможет совершить над ними обряд, положенный у мусульман. Можно только пожелать им совета и любви и уважительных отношений в вопросах веры мужа или жены. А каждый из супругов может и должен ходить в свой храм и быть там деятельным прихожанином.

- Алло, могу я поговорить с митрополитом Сергием? Меня зовут Людмила. Скажите, пожалуйста, как церковь относится к расторжению церковного брака - развенчанию? И существует ли в православной церкви институт помолвки, как у католиков и протестантов?

- Институт помолвки до революции существовал и в православной церкви. За месяц или два приходу объявлялось, что такие-то хотят вступить в брак, и если у кого-то есть свидетельство против этого, то, пожалуйста, оно будет принято. Непосредственно перед обрядом венчания подобное оглашение делалось повторно. Однако сейчас это сделать практически невозможно. Но было бы хорошо, чтобы перед вступлением в брак или венчанием человек пришел к священнику и поговорил с ним. Можно зайти к священнику, который сотрудничает с Центральным загсом, и поговорить с ним относительно того или иного шага.

Что касается развенчания, или расторжения, церковного брака, то церковь относится к этому шагу очень плохо. И разрешает эти вопросы лишь в случаях, когда доказана вина прелюбодеяния (измена мужа или жены), психическая неуравновешенность, алкоголизм, наркомания или невозможность иметь общих детей. Только эти тяжелые ситуации могут повлиять на расторжение брака, все остальное не является весомой причиной для расставания супругов.

О гаданиях, колядовании и католических праздниках

- Здравствуйте, Владыка Сергий! Меня зовут Ирина. Скажите, пожалуйста, как церковь относится к языческим обычаям, связанным с колядованием и гаданием на святочной неделе и в период Крещения? Спасибо.

- Пожалуйста, не путайте колядование и гадание. Народный обычай славить Христа в Рождественскую ночь и в святочный период ни в коем случае не осуждается церковью. А вот гадание, составление гороскопов церковью осуждается. Почему? За всем этим стоит духовная сила, которая не несет доброго начала. Веря в нее, отдаваясь власти злого духа, вы можете быть вовлечены в целую череду событий, которые в конце концов приведут к плохим последствиям.

- У меня еще один вопрос. Почему в России празднуются чуждые нашей религии католические праздники: Хэллоуин, день святого Валентина?

- Когда рухнул Советский Союз, образовался огромный духовный вакуум. Как следствие исчезновения жесткой идеологии, в нашем Отечестве появились странные для россиян праздники: День святого Валентина или святого Патрика, которые ничем не подкреплены ни в нашей истории, ни в нашей духовности, не говоря уже о таком празднике, как Хэллоуин, который несет откровенно сатанинскую направленность в той интерпретации, которая навязывается нам. Поэтому, относясь к этим праздникам с должным уважением, рассматривая их в контексте западной культуры, не подражайте этому слепо. Каждый человек, ответственно относящийся к своему духовному развитию, должен удерживаться от такого искушения сам и по возможности помочь удержаться от него своему ближнему.

О Воронежской епархии и объединении православной церкви

- Святой Владыка, добрый день, меня зовут Татьяна. В этом году исполняется 25 лет вашей епископской хиротонии и пять лет с того дня, как вы стали правящим архиереем на воронежской земле. Что значат в вашем епископском служении эти пять лет в нашем крае?

- Для меня это очень много значит. Двадцать лет я был викарным епископом, то есть не занимался управлением епархией, хотя и занимал должности достаточно высокие, вплоть до постоянного члена Священного Синода. Однако управление епархией не просто работа, это живое построение тела Христова, церковного тела. В этом отношении я благодарен Богу, что был назначен на Воронежскую кафедру. До своего назначения я, к сожалению, никогда не был в Воронеже и не знал, что представляет собой этот край. Когда же я стал здесь служить, я стал все более и более чувствовать себя воронежцем. Потому что мне близок и менталитет этого народа (я не случайно так говорю о воронежцах, они именно народ). И напряженность интеллектуальной мысли здесь, на этой земле, ничуть не меньше, чем в Москве. Народ воронежский чрезвычайно живой и самобытный, мне очень нравится то, как бережно здесь хранят свои традиции, пожалуй, этого уже не встретишь в таком объеме ни в какой другой области. И, безусловно, у воронежцев очень глубокая религиозность, которая идет издревле, и наследие святителя Митрофана тому подтверждение. В синодальный период, когда практически по всей церкви не было прославления святых, святитель Митрофан Воронежский был причислен к лику святых, причем тут же к лику святых был причислен святитель Тихон Задонский, а затем преподобный Серафим Саровский. Он, кстати, с курской земли - наш сосед, это особый благодатный край. Давайте вспомним и старца Силуана - святого XX века, который жил на Афоне, он тоже уроженец Воронежского края. Так что это особая земля, и я благодарю Бога, что мне Господь дает здесь совершать свое служение, а святитель Митрофан меня принял, я надеюсь на это.

- Владыка, здравствуйте! Как вы считаете, какое значение имеет объединение двух ветвей церкви - зарубежной и русской?

- Для церкви это имеет огромное значение. Быть разделенными по политическим мотивам и говорить о том, что все новомученики российские, которые были на русской земле, являются достоянием Зарубежной церкви - это, конечно, глупость. И когда происходит примирение, это очень здорово. Достаточно много бывших россиян выезжали и выезжают за рубеж, и для них было большой проблемой причаститься, так как по послушанию они не имели права причащаться в храмах Зарубежной церкви. И наоборот, когда зарубежники приезжали к нам, они посещали наши богослужения, но причаститься у нас не имели права. Эта проблема сейчас снята. Конечно, еще многие вопросы предстоит урегулировать, но главное уже сделано.

Что же касается политической составляющей, то ее значение трудно недооценивать - это конец разделения нашей нации, тех людей, которые эмигрировали из страны с 20-х годов и продолжали уезжать после войны, в 60-е и 80-е годы. Мне кажется, объединение Русской церкви было не совсем по душе некоторым политическим силам на Западе, они прилагали массу усилий, чтобы это объединение не состоялось, но это чистая политика. Церковь же не была политическим инструментом ни в чьих руках, а заботилась лишь о своем мироустроении и мире в душах своих прихожан, как в России, так и за рубежом. Мне кажется, что снятие этого напряжения оздоровит не только отношения внутри церкви, но и отношения межгосударственные в мировом масштабе.
 

18.01.08 "Комсомольская правда", ЮДИНА Елизавета