главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

Помочь братскому народу


6 сентября, в прямом эфире телеканала ТНТ-Губерния митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий рассказал о поездке в Южную Осетию и ответил на вопросы ведущего и телезрителей.

‑ Владыка, когда вы только ехали туда, в пути, что вы думали? Что вы ожидали увидеть и что вы увидели там на самом деле?

‑ В свое время я был в Никарагуа и в Кампучии сразу после падения режимов и имел представление о том, что из себя представляют места недавних боевых действий. Но то, что я увидел в Цхинвале, в близлежащих деревнях, меня просто поразило. Это можно сравнить с кинохроникой времен Великой Отечественной войны. По тем разрушениям, которым подверглись город и деревни, можно сделать вывод, что на эти земли пришел враг. Враг совершенно чуждый, не имеющий ни общности веры и культуры, ни стремящийся адекватно относиться к мирным жителям, но воспринимающий их тоже как врагов. Мне было непонятно, как люди одной веры, одной культуры, которые прожили много лет в одном государстве ‑ и в российском, и в советском, могли проявить такую жестокость по отношению к мирным жителям. Во время наступления грузинских войск уничтожались детские сады, школы, больницы, дома мирных жителей. Это и стало результатом нашествия.

- Владыка, каким образом был организован сбор гуманитарной помощи, что удалось собрать, что доставили в Цхинвал?

- Святейший Патриарх через отдел по церковной благотворительности и социального служения Русской Православной Церкви обратился к россиянам, к верующим людям. Каждый человек имел возможность принять участие в этой акции. Мы собрали порядка 23 миллионов рублей. 4 из них мы потратили на первом этапе благотворительной акции. Сотрудники нашего отдела заранее побывали в Цхинвале, встречались там и с жителями города, и с руководством, выясняли, что нужно закупить в первую очередь. Мы приобрели не продукты, а предметы первой необходимости: постельное белье, посуду, средства личной гигиены – то, что необходимо простым людям. Всего было собрано полторы тысячи посылок на 500 семей. 2 сентября 4 больших грузовика привезли их в Цхинвал, где мы и раздали эту помощь. Прежде всего, она оказывалась погорельцам. Мы встретились с Эдуардом Кокойты, обсудили дальнейший план помощи со стороны Церкви и решили, что нам целесообразно будет построить реабилитационный центр для детей, больных ДЦП, или же закупить машины скорой помощи. И то и другое востребовано в Южной Осетии, позднее будет точнее определено, какую именно помощь мы окажем.

- Владыка, Вы встречались с президентом Эдуардом Кокойты со священнослужителями, с обычными людьми… Как они видят будущее своей теперь уже признанной республики?

- Однозначно совместно с Россией. Это было желание простого народа. Когда ты идешь по улицам, к тебе подходят люди, видят, что ты русский человек, благодарят тебя за то, что Россия помогла народу Осетии. Все однозначно настроены на то, что будущее Осетии ‑ только с Россией. Конечно, это самостоятельное государство будет дружественно по отношении к нам.

- А Церковь как видит будущее новой республики?

Я думаю, Церковь будет работать над тем, чтобы как-то урегулировать, проблему духовной изоляции в Осетии, чтобы люди жили там нормально. 16 лет, прошедших после первой грузино-осетинской войны, мало что принесли позитивного и хорошего осетинскому народу. Саакашвили ничего не сделал для того, чтобы осетинский народ почувствовал, что живет в одной стране с грузинским. Например, села в Осетии, населенные грузинами, активно отстраивались, туда даже провели газ. А в Цхинвале газа не было. Ничто не делалось для того, чтобы дать Осетинскому народу развиваться, чтобы был самостоятельный язык, чтобы люди знали свою замечательную историю, которая не менее значима, чем история грузинская. Если было желание жить вместе, если говорили о территориальной целостности, то нужно было обеспечивать всех жителей Осетии, пусть они и другой национальности всем необходимым, заботиться о них, о развитии их края, их страны. Это было единственным условием для сохранения целостности Грузии. Но теперь это, к сожалению, в прошлом.

- Владыка, ситуация с реакцией Запада на агрессию Грузии против Южной Осетии застала, скажем так, Россию врасплох. Мы ожидали от Запада поддержки, а получили угрозу бойкота.

- Думаю, что не нужно быть политиком, чтобы понять, что за этим стояло. По сути это была проверка России на прочность, насколько она боеспособна, насколько она сильна духом, насколько она может защитить свой народ. Ни для кого, наверное, не секрет, что Грузия шла семимильными шагами в НАТО, ведь она ‑ прекрасный плацдарм для создания военных баз. Если бы подобных перспектив не было, ситуация бы воспринималась совершенно иначе. Саакашвили не рассчитывал на то, что наши войска войдут в зону конфликта так быстро. Подразумевалась, что удастся вытеснить осетин из Южной Осетии в Северную, а ее территорию заселить грузинами. Вот и все, других целей не было. Но после того, как этого не получилось и был дан отпор, поднялись и чисто политические амбиции. Ведь появление на этой территории независимого и дружественного России государства – не в интересах США и НАТО. Я думаю, что все это – следствие стремления раздробить Россию на мелкие государства. Дай Бог нашему президенту мужества в стоянии за правду. На лжи ничего не построишь. А то, как эту ситуацию представляют на Западе – ложь. Никто не хочет разбираться, кто прав и виноват. Нам как бы говорят: «Ну вы же большие, не надо обижать маленьких, уйдите!» А на возражения, что против нас ставятся капканы и устанавливаются рогатины говорят, что вам от этого все равно ничего не будет. Такая риторика недостойна честных людей, и я горд за наше руководство, которое нашло в себе силы решить эту проблему, помочь братскому народу, защитить его от геноцида.

- Владыка, я не с вопросом, а с благодарностью от православных людей. В это время в каждом храме были совершены молебны, и записочки люди подавали на обеднях о здравии людей в Осетии. Спасибо вам большое, и Ангела вам Хранителя! Спаси вас Господи!

- Спасибо вам за молитвы!