главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ГЛАВНОЕ - ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ


30 мая исполняется ровно год со дня назначения архиерея Сергия (Фомина) на должность митрополита Воронежской и Борисоглебской епархии. В связи с этим мы и обратились к владыке с просьбой об интервью.- Для начала - несколько слов о вашей жизни.

- Да жизнь, в общем-то, обык­новенная. Родился и вырос я в городе Загорске в рабочей се­мье, и детство у меня было обык­новенным, таким же как и у всех тогдашних детей. Это было тяже­лое послевоенное время. Кстати, я был единственным ребенком. Наша семья жила трудно, и по­этому я уже с шести лет помогал родителям, что называется, «по хозяйству»: и картошку сажал, и свеклу, и прополкой занимался. Да много чего было. Школьные годы тоже не особо примечатель­ные. Не знаю почему, но из этого времени я мало что запомнил. Кстати, когда я поступал в школу, тогда еще не было октябрят, а только организовывались первые звенья. А я уже тогда был челове­ком верующим. Из-за этого часто возникали проблемы с учителя­ми. С меня снимали крестик, сты­дили перед всей школой. Одно­классники несколько раз объяв­ляли бойкот. В итоге - молчание. А значит, со мной никто не играл. Но чувства отчужденности не воз­никало, ведь в то же время у боль­шей части одноклассников я пользовался авторитетом и поче­му-то они меня любили. Навер­ное, из-за того, что я всегда был общительным человеком.

Окончил школу в 1966 году. Че­рез год поступил в Московскую духовную семинарию.

- Как в те непростые времена все-таки удалось продолжить дело жизни?

- Знаете, нет ничего невозмож­ного. Главное - поставить цель в жизни. Конечно же, в те годы по­ступающие в духовную семина­рию подвергались определенным гонениям со стороны различных государственных органов. Это наложило определенный отпеча­ток и на само обучение, и на кон­тингент семинаристов. Мне ка­жется, что в связи с этим в семи­нарию в то время приходили толь­ко глубоко убежденные люди. Иными словами - случайных не было.

Это было, пожалуй, первое не­легкое испытание в жизни. Не­рвов тогда потрепали много: и комсомольские организации, и обкомы. Во всех этих жизненных неурядицах моей надежнейшей опорой и поддержкой всегда ос­тавались мои родители. Они были глубоко верующими людьми, и именно они привили мне с малых лет высокое понятие - «Вера». Это важно, ведь именно в моло­дые годы закладывается все то, что сохраняется в человеке на всю жизнь. Люди сначала просто на­чинают задумываться о сути жиз­ни, и только потом некоторые сами приходят к Богу. Возможно, сна­чала это простой интерес. И толь­ко со временем приходит истин­ная Вера.

Уверен, что именно она открывает человеку новые горизонты его жизни. Ведь если человек зна­ет о существовании благодатной помощи, то жить ему становится намного проще. А причастие, служба в храме дают возможность оценить свои поступки с точки зрения Евангелия. Важно не гор­диться собой, чтобы не было са­молюбования, и, что самое глав­ное, - помогать людям...

- А как долго длилась та, на­верное, не самая светлая поло­са в жизни?

- С приходом нового генерального секретаря Юрия Владимиро­вича Андропова политика партии слегка изменилась. Была провоз­глашена новая линия. В то время стали постепенно появляться люди, не во всем поддерживаю­щие политику правительства. Го­сударство стало несколько терпи­мее к церкви. Правда, проблем от этого поубавилось не намного.

Так что с восьмидесятых верующим ребятам стало легче посту­пать в семинарии. Что же касает­ся меня: за три года окончил се­минарию, затем за те же три года -духовную академию. После этого уже в двадцать четыре года при­нял постриг. Так я стал священни­ком.

Потом - аспирантура Московской духовной академии, после чего я был направлен в Прагу. На церков-но-дипломатической работе в Пра­ге я находился до 1982 года.

Это время мнезапомнилосьтем, что в этой стране можно было сво­бодно собираться и обсуждать проблемы. Кстати, там собира­лись представители различных стран и конфессий, были пред­ставители из государств Африки, Азии, Европы. В общем, вся выс­шая часть Русской Православной Церкви. Так называемая церков­ная элита. Тогда я, несмотря на занимаемую должность замести­теля генерального секретаря, про­должал служить в православных приходах. Потом предстояло воз­вращение в Москву. Там я был возведен в сан епископа, но все так же занимался общественной работой.

После чего я был направлен в Женеву для продолжения церковно-дипломатической работы, где занимал должность настоятеля храма. Это был период, когда я объездил весь мир. Пожалуй, сей­час я затруднюсь сказать, в каких странах я не побывал. Но не это главное...

- И как же сложился «путь домой»?

- В начале девяностых я встре­тился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. В беседе с ним я выразил огромное желание выполнять свою миссию священника именно в России. Я хотел на родину, видел, что там происходит. И в 1991 меня пере­вели в Москву, где я возглавил вновь образованный отдел Патри­архии по церковной благотвори-тельности и социальному служе­нию. С 1996 я стал постоянным членом Священного Синода и уп­равляющим делами Московской Патриархии.

В 2003 году меня назначили на воронежскую кафедру с сохране­нием административных постов в Москве. Первое время я пытался совмещать эти должности, но, проработав полгода в бешеном ритме (три дня в Москве, четыре в Воронеже), отказался практи­чески от всех столичных должно­стей.

- Слушая вас, задумываешь­ся, насколько сложно постоян­но находиться, что называется, «на людях».

- Конечно же, моя работа под­разумевает постоянное общение с людьми. Причем с разными людьми. Первоначально было трудно преодолеть какой-то внут­ренний барьер. Потом привык, втянулся. Ведь именно через об­щение чаще всего и происходит процесс самоутверждения чело­века в этом мире. А от недостатка общения или неправильного кру­га общения и возникают бандиты, хулиганы, алкоголики, наркома­ны. Кто-то даже спиритизмом на­чинает заниматься. Например, популярный сегодня у подростков Гарри Поттер почему-то учит всех черной магии. И это вместо того, чтобы учить любви к ближнему.

И все же я счастлив, что все-таки многие приходят в церковь. Пусть даже изредка, пусть тогда, когда жизнь становится труднее. Но ведь приходят же. Значит, вера жива. И будет жить. Ведь пока люди верят - они сохраняют свое духовное начало. А мое предназ­начение - помочь всем, кто в этом нуждается.

Что же касается лично меня, то мне кажется, что высокие саны, звания и должности накладыва­ют много обязанностей по отно­шению, в первую очередь, к лю­дям. Ведь, получая определен­ный пост, ты становишься чело­веком заметным в обществе. Ар­хиереи же почему-то всегда были закрыты для людей. А я хочу быть открытым. Поэтому стараюсь чаще общаться с прихожанами. Японимаю свое служение так -быть всем для всех. И если у меня не будет этого, то меня не будут воспринимать как священ­нослужителя. Я не хочу, чтобы была потеряна связь религии с народом. Знаю, что в какой-то мере это зависит и от меня. Я посвящаю этому всю свою жизнь. Согласитесь, что моя работа - не самая легкая. Ведь нести веру людям - это очень ответственно и тяжело. И работать без выход­ных сможет далеко не каждый.

- Вот так постепенно мы и подошли к вопросу об отдыхе митрополита...

- Конечно же, надо давать орга­низму время для эмоциональной и физической разгрузки. Отды­хать стараюсь в тишине. Если по­лучается, уезжаю туда, где меня никто не знает. Все же иногда хочется побыть одному. Но это обычно длится не больше неде­ли. Потом мне становится одино­ко. Не могу я без общения с людь­ми...

- Год в Воронеже - что он значит для вас?

- Да, исполнился год, как я за­нимаю должность митрополита Воронежской и Борисоглебской епархии. Этот год сложился весь­ма непросто. Не думаю, что я многого достиг за это время. Я ведь, как и все люди, постоянно учусь и самосовершенствуюсь. Главное - оставаться человеком.

Празднование 300-летия со дня преставления Святителя Митро-фана, доставка Благодатного огня -это, конечно же, знаковые собы­тия для нашего края. И поэтому мне бы хотелось, чтобы подоб­ные мероприятия проходили чаще. Я не хочу быть простым администратором или управлен­цем. Главная моя миссия - мис­сия духовного наставника. Имен­но поэтому я всегда стараюсь соответствовать всем требовани­ям: и духовным, и бытовым. Со­гласитесь, что иногда нужно быть строгим учителем, но чаще всего -добрым наставником.

- Огромное спасибо вам, ува­жаемый владыко Сергий, за то, что нашли время для этой бесе­ды. В этот праздничный день, накануне годовщины со дня ва­шего назначения на должность митрополита Воронежской и Бо­рисоглебской епархии, прими­те наши самые добрые и ис­кренние пожелания здоровья и успехов в вашем благородном деле - деле духовного возрож­дения нашего народа, укрепле­ния православной веры в нашем Отечестве. Благоденствия вам и преуспеяния во всех делах!

Елена Андреева, "Молодой Коммунар", № 61(11813), 2004 г.