главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

Кому открывается красота православия?


Тридцатого мая исполняется год служения митрополита Сергия (Фомина) в Воронежско-Борисоглебской епархии. Накануне этой даты состоялась встреча владыки с коллективом "Берега".

- Владыка, мы поздравляем вас со значимой для вас, наверное, датой - годовщиной пребывания на воронежской кафедре, - начал беседу главный редактор "Берега" Святослав Иванов. - Мы хотели, чтобы вы поделились впечатлениями о прошедшем периоде, хотелось бы знать, какое место занимает наша епархия в России.

- Воронежская епархия еще в советское время считалась одной из лучших и образцовых. Святейший был в хорошем настроении, после того как побывал здесь. Наставляя меня, он говорил: "Владыка, вы получаете образцовую епархию в очень хорошем состоянии". Но когда я приехал, обратил внимание на то, что около ста священников в епархии не хватает. Это большой минус, который тянет дело духовного возрождения назад. За год я, естественно, не смог заполнить пробел - необходимость в священниках еще остается, хотя напряженность уже снята.

Обратил я внимание и на большое стремление народа иметь в каждом селе храм. И люди открывали эти храмы и шли туда. Но дефицит священников и недобросовестное отношение к своим обязанностям некоторых из них - все это не могло не отразиться на общем настроении. Я вынужден признать: горение, которое было на местах, сменилось пессимизмом, апатией, недоверием. С этим сейчас приходится сталкиваться и выстраивать линию работы совершенно по-новому.

Это вина нашей церкви - мы ее не перекладываем на чьи-то плечи, но вина повсеместная, потому что мы не смогли сразу ответить на вызов современности, когда церковь в одну минуту стала востребованной. Сначала рукополагались все желающие. Это вызвало негативные последствия: человек, который богословски не образован, не воцерковлен по-настоящему, является плохим священником. И со временем это переходит в болезнь для церкви. И церковь вынуждена затрачивать огромные ресурсы для восстановления надлежащего порядка.

- Когда вы открывали церковь в Третьяках, то сказали: главное, чтобы человек, уходил из храма с желанием жить, трудиться. Вы - один из немногих, кто впервые заговорил о качестве нашего возрождения- Мы много говорим о духовном возрождении и меряем это возрождение количеством храмов. И часто не задумываемся, происходит ли в этих храмах преображение души. В этой связи вопрос: на что этот год был потрачен вами лично? Что конкретно вы лично успели сделать, а что не успели?

- Мною лично и отцом Андреем (секретарь епархиального управления игумен Андрей (Тарасов) - ред.) год был потрачен на то, чтобы укрепить понимание духовности. Мы начали с семинарии: поменяли руководство, пересмотрели преподавательский состав. С частью преподавателей вынуждены были проститься: они не соответствовали духу этого учебного заведения. Более критически посмотрели на студентов. Пришлось столкнуться с недоверием к Москве, к ее духовной школе. Организовали поездки студентов, чтобы они воочию убедились: Москва - это не только то, что показывают по телевизору, это город с многочисленными святынями, замечательными священнослужителями, монахами. Эту работу будем продолжать. Нам есть чем похвастаться. Возрожден мужской хор семинарии, звучит не хуже, чем в других школах. Когда в Троице-Сергиевой лавре семинаристы пели литургию, насельники монастыря и студенты были в восторге и не верили, что в Воронеже так поют.

Потом я обратил внимание на духовную жизнь в монастырях: беседовал с монахами и монахинями.

Вчерашние светские люди надевают духовные одежды и благо если понимают и сознают свою недостойность, необходимость совершенствоваться. Некоторые этого не признают - хотят поучать, чувствуют себя наследниками той традиции, которую, в общем-то, не знают. Это чревато недоразумениями.

Обратил внимание и на жизнь пастырей. Пришлось кого-то отлучить, лишить сана, кого-то запретить в священнослужении. В церкви взаимоотношения строятся на доверии. Но люди часто не понимают этого и злоупотребляют кредитом доверия, который им оказывает священноначалие. Приходится принимать административные меры.

Епархия стала обладательницей святых мощей (двенадцати апостолов, святителя Николая, частицы древа Животворящего Креста). Это очень большой стимул для духовного роста. Мне сообщали священники, что, когда доставляли в храмы Благодатный огонь, разные люди - и верующие, кто давно ходит в церковь, и тот, кто первый раз пришел - плакали.

Все это мы стараемся делать не для какой-то абстрактной цели, не для того, чтобы поддержать экономическую сторону жизни епархии. Мы делаем это для того, чтобы облегчить людям жизнь в современном обществе. Для молодежи освоение новых реалий, может быть, и не представляет большой трудности, а для среднего и старшего поколений наше время зачастую - это трагедия, и не дай Бог, если трагедия будет заканчиваться катастрофами, если люди будут искать утешение в водке, наркотиках. Мы бы хотели, чтобы человек получил оружие веры и мог его применить на практике. Если ему очень трудно в этой жизни - чтобы Бог ему помог выжить.

- На протяжении десяти лет мы говорим о необходимости духовного образования детей, о преподавании в школе основ православия. Чтобы дети в отличие от нас, воспитывавшихся в советской школе, сызмальства знали, как перекрестить лоб, знали обряды - впоследствии их воцерковление будет естественным. В области на сей счет звучат победные реляции, но реально вопрос не решается.

- Вначале мне показалось, что в этом плане действительно есть очень большие проблемы. Но поездил по области, повстречался с учителями и увидел: большинство учителей - часть из них верующие, часть просто сочувствующие - видят в церкви здравые основы и здравый смысл. 24 мая в "Апексе" прошел небольшой семинар, посвященный Кирилло-Мефодиевским дням, и доклад чиновника из департамента образования меня просто поразил. Изучение основ православия востребовано. Мне показалось, что в области созданы все условия для того, чтобы этот механизм, если правильно его выстроить, работал. К сожалению, министерство образования не определилось окончательно.

- Здесь как раз могла бы помочь воцерковленная православная патриотическая общественность-

- Это вопрос достаточно сложный. Министерство образования, по крайней мере, до сих пор требовало, чтобы священник, который приходит к детям, имел педагогическое образование.

- Нормальному человеку сегодня нельзя уже стало ни включить телевизор, ни выйти на улицу без того, чтобы не увидеть непристойную рекламу или эротическую и порнографическую продукцию, которая из киосков, торгующих газетами и журналами, смотрит прямо в глаза наших детей. Нас захлестнула антикультура, эксплуатирующая низменные инстинкты. Эротические шоу на каждом углу. В цирке недавно чуть было не устроили грязный стриптиз! Но по заявлению созданного по инициативе "Берега" комитета по защите нравственности мероприятие, слава Богу, было отменено. Детям трудно объяснить, где плохо, а где хорошо, что стыдно, а что не стыдно. Девушкам внушают: тело нужно не для того, чтобы рожать детей, а для продажи, чтобы получить деньги за то, что предоставишь его кому-то в аренду- Многие православные публицисты говорят, что церковь должна сказать свое слово и чуть ли не в постоянном режиме проводить мониторинг - отслеживать преступления против нравственности, чтобы голос церкви как можно громче звучал.

- Такой мониторинг, к большому сожалению, не удастся проводить в ближайшем будущем. Есть такая комиссия при правительстве по вопросу взаимоотношений с религиозными организациями, и на комиссии этот вопрос поднимался очень настойчиво. И был поддержан председателем правительства. Но когда была создана соответствующая структура, то в нее не вошел ни один представитель от религиозных организаций. На вопрос: "Почему?", нам ответили, что журналисты против того, чтобы ими попы управляли и указывали, что можно, а что нельзя. Поэтому в эту структуру ввели специалистов из бывших атеистических институтов и сказали: вполне достаточно того, что они знают религиозную точку зрения и могут ее озвучить. Мне кажется, ваше начинание с комитетом заслуживает всяческой поддержки. Вы правы: все делается для того, чтобы человека уничтожить, растоптать. Чтобы он был превращен в животное. С точки зрения церкви это ненормальность.

Мы выступаем за то, чтобы человек любил свой край, гордился достижениями своего народа, сохранял свою духовность. Сложность заключается в том, что мы вступаем в противоречие с некой международной программой. Неудача миссии новых учителей и всякого рода протестантских толкователей в России, я думаю, побудила определенные силы к созданию новых четырех римо-католических епархий в России. И только лишь гомосексуальный скандал у римо-католических епископов в США помешал развитию этой программы. Желание подменить православную церковь, убрать ее с арены - очень большое. Желание разложить изнутри тоже огромное. Все для этого делается, и все для этого предпринимается. И в этом отношении роль таких базовых организаций, как ваш комитет, просто неоценима. Их должно быть больше. Они должны распространяться, и голос их должен быть слышен. Нужно ставить заслон злой пропаганде, действующей на тех людей, которые не имеют в себе нравственной основы и целостности.

- В 1918 году поместный собор принимал решение о внутрицерковной демократии - община должна выбирать священника, паства должна выбирать себе духовного вождя. Сегодня, понятно, у нас светская демократия никуда не годится, и пускать ее в церковь нельзя - можно много дров наломать. И все-таки на этой почве есть моменты непонимания. Говорят о синодизации церкви, о том, что патриарх церковью не управляет, а управляет московская тусовка. Раздаются голоса: они все там повязаны, все заодно- Простой народ ищет в священнике заступника, а власть хочет назначить его политработником- Есть ли перспектива внутрицерковной демократии и как бы вообще вы оценили нынешний этап воцерковления бывшего советского народа?

- Мне кажется, для нашего человека, который только что приходит в церковь, сложность основная в том, что нужно потрудиться в православии, нужно потрудиться для воцерковления. Часто сталкиваемся и с такой ситуацией, что человек много читает, самообразовывается, потом приходит, заявляет, что он православный, и впадает в искус учительства, хочет наставлять. Мы всегда сдерживаем таких людей. Они еще не вжились в тысячелетнюю историю христианства и не вобрали ее в себя во всей полноте. Это колоссальный труд, и он требует от человека большого упорства. Определенным препятствием является церковнославянский язык, потому нужен труд и навык, для того чтобы научиться его понимать. Когда поймешь - проблем нет, сразу открывается красота богослужения. Часто на этот труд требуются годы и годы. Но если человек это проходит, он становится очень востребованным членом церкви. Я считаю, стоит потрудиться, чтобы познать красоту православия и быть воцерковленным человеком.

Что касается демократических основ жизни церкви. Если общество будет зрелым, я как епископ не боюсь, чтобы кого-то на приходе избрали священником, а я бы утвердил это избрание, если человек достоин. Я был бы только "за". Вместе с тем уроки истории не нужно забывать. После революции, вернее, после отречения государя-императора, когда настала демократия и стала практиковаться выборность епископов, много достойных епископов было прогнано со своих кафедр. Я сторонник того, чтобы открыто говорить народу о тех недостатках, которые есть у священника, чтобы не было никаких заблуждений и недомолвок, но вместе с тем бывают такие обстоятельства, что тебя не слушают, тебе не верят - говорят, что ты наговариваешь. А бывает, наоборот специально оговаривают священника, потому что он кому-то неугоден. Пишут везде - у нас в Воронеже любители раз мне напишут, два напишут, а третий раз президенту пишут, и администрация президента мне спускает - разберитесь.

- Есть ли сейчас монахи, священники, совершающие духовные подвиги, примеры святой жизни?

- Стать монахом или священником - еще не подвиг. Это только начало пути, по которому он должен пройти. Скажем, почему вспоминают не дни рождения святых, а дни смерти? Потому что важно, как человек закончил жизнь. А подвижники у нас есть до сих пор - они и в монастырях, и в миру живут. Так что вопросы набирания святости с одной стороны очень простые, а с другой стороны сложные. В чем простота? Нужна чистота жизни - как можно меньше делать греха, как можно чаще делать добро, обращаться к Богу, молиться обязательно. А сложность в том, что если это будет делаться без внутреннего осознания, с гордыней, без внутренней работы над собой, то может привести к очень плачевным состояниям. И святые отцы еще в древности говорили: если увидишь брата, который возносится на небо живым, быстро бери его за мантию и стаскивай на землю, потому что он в прелести. А прелесть - это состояние псевдодуховности, когда начинается самолюбование духовными достижениями, и кончается все это трагедией. Православие - это целая наука, и чтобы воцерковиться, чтобы все это понять, нужно все это в себе пережить-

- Спасибо вам огромное за встречу, еще раз поздравляем вас с годовщиной, дай Бог вам здоровья и еще много-много лет служения на воронежской кафедре.

- Спасибо большое. Я с удовольствием принял приглашение побывать у вас в редакции, увидеть сразу всех вас - это тоже большое вдохновение в моем служении. И мне хотелось бы призвать вас: как вы объективно несете свое слово, так объективно и в будущем его несите. Дай Бог вам терпения на вашем пути. Трудности встречайте с пониманием. Раз они есть, значит, вы делаете благое для человека дело.

Ответы владыки на часть специальных вопросов мы опубликуем в ближайших выпусках тематических полос "Православие" и "Спасающему душу". 

 

Записала Людмила Тореева, 2004 г.